Регламент по организации информирования населения городского округа о чрезвычайных ситуациях
Главная » Статьи » Методические материалы

Регламент по организации информирования населения городского округа о чрезвычайных ситуациях

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 10/2022.

Подписка на журнал с любого номера без каталожных наценок осуществляется в редакции (E-mail: zdrav1@mail.ru), на нашем сайте, а также через почтовый каталог "Почта России" (индекс П3081) или в альтернативных агентствах подписки (Урал-Пресс, Пресса России, ПрессИнформ и др.).

Подписчикам бесплатно предоставляется информационная система «Нормативно-правовые акты и методические материалы по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций». Для получения информационной системы необходимо выслать по E-mail zdrav1@mail.ru копию документа, подтверждающего подписку.

 

 

РЕГЛАМЕНТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

I. Общие положения

 

Настоящий регламент определяет последовательность и сроки действий по реализации полномочий администрации городского округа по организации информирования населения через средства массовой информации (далее – СМИ) и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях (далее – ЧС), их параметрах и масштабах, поражающих факторах, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, порядке действий, правилах поведения в зоне ЧС, о правах граждан в области защиты населения и территорий от ЧС и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве получения предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат, о порядке восстановления утраченных в результате ЧС документов.

 

II. Порядок исполнения государственной функции

 

Администрация городского округа участвует в исполнении государственной функции по организации информирования населения через СМИ о ЧС в соответствии с полномочиями, возложенными на органы местного самоуправления и в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС).

 

III. Административные процедуры

 

3.1. Юридическим фактом, являющимся основанием для оперативного информирования населения через СМИ о ЧС, является решение Главы городского округа о введении режима повышенной готовности или ЧС для соответствующих органов управления и сил РСЧС.

3.2. Юридическим фактом для оперативного информирования через СМИ населения, проживающего (находящегося) в опасной зоне потенциально опасного объекта или опасного природного явления, может также являться сообщение об угрозе или возникновении ЧС непосредственно в орган повседневного управления звена территориальной подсистемы РСЧС – Единую дежурно-диспетчерскую службу городского округа (далее – ЕДДС).

3.3. Основанием для принятия решения об информировании населения через СМИ о ЧС является распоряжение (постановление) Главы городского округа – председателя городской комиссии по ЧС.

3.4. Информация о ЧС, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях является гласной и открытой.

3.5. Должностным лицам, ответственным за организацию информирования населения через СМИ и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших ЧС, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, о правах граждан в области защиты населения и территорий от ЧС и социальной защиты пострадавших, запрещается распространять сведения, которые могут вызвать панику среди населения, массовые нарушения общественного порядка, а также информацию, содержащую сведения ограниченного доступа.

3.6. Должностными лицами, ответственными за организацию информирования населения через СМИ о ЧС, являются:

- руководитель постоянно действующего органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, – начальник МКУ "Центр по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне городского округа";

- начальник информационно-аналитического отдела администрации городского округа;

- руководитель органа повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС – начальник ЕДДС.

3.7. Максимальный срок выполнения действия по организации информирования населения через СМИ о ЧС:

- до 30 мин. после введения режима повышенной готовности;

- до 20 мин. после введения режима ЧС;

- до 10 мин. при получении дежурной сменой ЕДДС сообщения о ЧС.

3.8. Права и обязанности должностных лиц по организации информирования населения через СМИ о ЧС и мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты устанавливаются должностными инструкциями и должностными регламентами, утверждаемыми в установленном порядке соответствующими руководителями, исходя из следующих прав и обязанностей по решению данной задачи:

3.8.1. Начальник МКУ "Центр по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне городского округа":

а) обязан:

- обеспечить постоянную готовность к применению системы оповещения и информирования населения об угрозе и возникновении ЧС;

- организовать доведение до населения экстренной речевой информации при угрозе и возникновении ЧС;

- ставить задачу оперативной группе на убытие в зону ЧС для оценки обстановки и организации первоочередных мероприятий по защите населения;

- обобщать и анализировать данные об обстановке, определять масштабы ЧС и готовить информацию о сложившейся обстановке по ЧС и действиях по ее ликвидации председателю городской комиссии по ЧС, начальнику ЕДДС, а также представление по их решению необходимой информации для СМИ. Время на подготовку справочных данных по зоне ЧС и масштабе ЧС не должно превышать 40 мин. после получения информации о ЧС;

- обеспечивать СМИ с периодичностью не реже четырех раз в сутки оперативными сведениями из зоны ЧС о ходе работ по ее ликвидации;

- при поступлении противоречивых сведений о прогнозируемых и возникших ЧС, развитие которых может представлять угрозу для населения и территорий городского округа, перепроверять поступившие сведения установленным порядком и после этого доводить до соответствующих руководителей и СМИ. Время перепроверки не должно превышать 1 час;

- проводить фото- и видеодокументирование обстановки, аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС;

- осуществлять сбор, обработку и учет информации в области защиты населения и территорий городского округа от ЧС;

- принимать участие в подготовке и проведении пресс-конференций, радио- и телеинтервью руководящего состава РСЧС;

- принимать участие в подготовке телевизионных и радиопрограмм, публикаций для печатных СМИ по вопросам безопасности населения и предупреждения ЧС;

- готовить и представлять в информационно-аналитический отдел администрации городского округа информацию о деятельности органов местного самоуправления по вопросам защиты населения и территорий от ЧС для размещения на официальном сайте;

- развивать контакты со СМИ в пределах своей компетенции;

б) имеет право:

- осуществлять контроль за достоверностью информации, направленной в СМИ о ЧС, о мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты;

- запрашивать и получать в установленном порядке информацию от территориальных региональных органов исполнительной власти, структурных подразделений администрации городского округа и организаций.

3.8.2. Начальник информационно-аналитического отдела администрации городского округа:

а) обязан:

- организовать совместно с ЕДДС доведение до населения через СМИ в период не позднее 1 часа после возникновения ЧС и до отмены режима ЧС сведений об обстановке в зоне ЧС, ходе работ по ее ликвидации, а также рекомендаций о порядке действий, приемах и способах защиты;

- готовить и распространять официальные заявления и сообщения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;

- организовывать работу журналистов в зоне ЧС;

- обеспечивать приглашение представителей СМИ для освещения мероприятий с участием руководствующего состава городского округа по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;

- обеспечивать выступления руководствующего состава городского округа, представителей МКУ "Центр по ЧС и ГО городского округа" и ЕДДС в СМИ по вопросам безопасности населения и предупреждения ЧС;

- организовывать и проводить совместно с ЕДДС пресс-конференции, радио- и телеинтервью руководящего состава РСЧС:

- участвовать в подготовке телевизионных и радиопрограмм, публикаций для печатных СМИ по вопросам безопасности населения и предупреждения ЧС;

- совместно с ЕДДС осуществлять сбор и анализ наиболее значимых материалов прессы, телевидения и радиовещания о деятельности администрации городского округа и МКУ "Центр по ЧС и ГО городского округа", вести архив данных материалов;

- оказывать помощь ЕДДС по осуществлению контактов со СМИ в пределах своей компетенции;

- регулярно размещать текущую информацию о деятельности администрации городского округа по вопросам защиты населения и территорий от ЧС на официальном сайте;

б) имеет право:

- оперативно получать информацию о прогнозируемых и возникших на территории городского округа ЧС и ходе работ по их ликвидации;

- запрашивать сведения о планируемых и проводимых мероприятиях по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС;

- в установленном порядке приглашать профессиональных журналистов и специалистов для создания теле- и радиопередач по вопросам безопасности населения и предупреждения ЧС;

- передавать в рамках своей компетенции необходимую информацию по вопросам безопасности населения и предупреждения ЧС государственным органам, организациям, политическим партиям, общественным объединениям и СМИ.

3.8.3. Начальник ЕДДС:

а) обязан:

- организовать прием от населения и организаций сообщений о любых происшествиях и экстремальных ситуациях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС;

- уточнять и проверять в соответствии с утвержденным алгоритмом действий степень достоверности информации о ЧС. Время проверки достоверности не должно превышать 5 мин.;

- задействовать установленным порядком муниципальную автоматизированную систему централизованного оповещения населения городского округа (далее – МАСЦО) для передачи экстренного речевого сообщения об угрозе или возникновении ЧС, о порядке действий населения, а также способах и приемах защиты:

- вести хронологию развития ЧС и действий сил по ее ликвидации;

- обобщать информацию за сутки о произошедших авариях, катастрофах, в том числе на системах жизнеобеспечения и ЧС природного и техногенного характера, ходе работ по их ликвидации и представление информации вышестоящим органам управления по подчиненности;

- выдавать информацию для СМИ по запросам СМИ в рамках имеющихся полномочий;

б) имеет право:

- ставить задачи дежурно-диспетчерским (дежурным) службам организаций, на подготовку и представление необходимых информационных сведений, в том числе и фотоматериалов;

- запрашивать установленным порядком от организаций, имеющих задачи по наблюдению и контролю за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, а также центра мониторинга ГУ МЧС России по субъекту РФ информацию о прогнозе развития ЧС и проверку достоверности данных.

3.9.3. В ходе ликвидации ЧС, представляющих опасность для населения, проживающего или работающего на предприятиях в опасной зоне, информация об установленных границах зоны возникшей ЧС и решениях по защите (поведению) указанного выше населения, принятых в установленном порядке руководителем работ по ликвидации возникшей ЧС, доводится до указанных групп населения незамедлительно с помощью имеющихся объектовых систем информирования и оповещения и передвижных средств информации.

 

IV. Контроль исполнения государственной функции

 

4.1. Оперативный контроль своевременной организации информирования населения через СМИ о ЧС, в том числе путем задействования местной автоматизированной системы централизованного оповещения (МАСЦО), осуществляется старшим оперативным дежурным ЕДДС городского округа путем фиксации времени передачи информации и времени ее трансляции по имеющимся информационным каналам (с записью времени оповещения в журнале дежурства).

4.2. Дополнительной формой контроля совершения действий по информированию населения через СМИ о ЧС и их результатами является представление ежедневной оперативной сводки дежурной сменой ЕДДС Главе городского округа и в Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по субъекту РФ об обстановке за истекшие сутки.

4.3. Время получения дежурной сменой ЕДДС распоряжения (постановления) о введении на территории городского округа режима повышенной готовности или ЧС, а также время передачи этим органом необходимых сведений в информационно-аналитический отдел администрации городского округа и последующей передачи их в СМИ фиксируется старшим оперативным дежурным в журнале дежурства.

4.4. Результатом действия по информированию населения через СМИ о ЧС и мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты является доведение соответствующей информации через СМИ, а также организация реализации соответствующих возникшей обстановке защитных мерах. Результат действий фиксируется в отчетных документах по происшедшим ЧС.

 

V. Социальная защита пострадавших

 

5.1. МКУ "Центр по ЧС и ГО городского округа" осуществляет информирование населения о предусмотренных законодательством Российской Федерации выплатах.

5.2. При восстановлении утраченных документов отдел МВД России по городскому округу осуществляет выдачу временного удостоверения личности, утраченного паспорта и свидетельства о регистрации по месту жительства.

ГИБДД отдела МВД России по городскому округу восстанавливает утраченное российское национальное водительское удостоверение на право управления транспортным средством.

ИФНС по городскому округу выдает свидетельство о постановке на учет в налоговые органы.

Управление пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу осуществляет выдачу страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.

 

VI. Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц

 

6.1. Граждане вправе обжаловать действия (бездействие) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе реализации полномочий администрации городского округа по исполнению государственной функции на основании настоящего Регламента.

6.3. Заявитель может обратиться с жалобой в МКУ "Центр по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне городского округа" в случае приостановления или несвоевременного информирования населения. Ответ на жалобу направляется заявителю в течение месяца со дня регистрации.

6.5. Заявитель вправе обжаловать, действие (бездействие) должностных лиц в судебном порядке.

 

VII. Ответственность должностных лиц

 

Должностные лица, ответственные за организацию и информирование населения о ЧС и происшествиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъекта РФ и городского округа.

 

Приложение

к Регламенту по организации информирования населения

городского округа о чрезвычайных ситуациях

 

ВАРИАНТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СООБЩЕНИЙ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЧС

 

1. Содержание информационного сообщения при угрозе возникновения ЧС

При наличии прогноза вероятности возникновения ЧС необходимо незамедлительно подготовить и довести до населения информацию о существующей угрозе и правилах поведения. При составлении сообщений учтены физико-географические и климатические особенности городского округа.

Шаблон сообщения для населения:

"Внимание! По данным (название организации), в течение (дата, время) в городском округе прогнозируется угроза возникновения (название возможной ЧС). Будьте осторожны! Следите за передаваемыми сообщениями".

 

2. Содержание информационного сообщения после ЧС

После ЧС, оценки обстановки и выяснения характера и последствий разрушений необходимо незамедлительно проинформировать население о принятых мерах и дальнейших действиях.

Шаблон сообщения для населения:

"Внимание! (дата, время) в городском округе произошло (наименование ЧС). На месте работают (наименование организации). Дальнейший прогноз. Действия населения. Сохраняйте спокойствие. Следите за передаваемыми сообщениями".

 

3. Содержание информационного сообщения при возникновении ЧС и отсутствии угрозы для населения

При отсутствии угрозы для населения в результате ЧС необходимо довести информацию о мерах, применяемых для ликвидации последствий ЧС, и дальнейших действиях населения.

Шаблон сообщения для населения:

"Внимание! (дата, время) в городском округе по данным (название организации) угроза (наименование ЧС) для населения отсутствует. Сохраняйте спокойствие не поддавайтесь панике".

 

4. Содержание информационного сообщения при возникновении ЧС и наличии угрозы для населения

При наличии угрозы для населения в результате ЧС необходимо довести информацию о мерах, применяемых для ликвидации последствий ЧС и дальнейших действиях населения.

Шаблон сообщения для населения:

"Внимание! (дата, время) в городском округе по данным (название организации) вследствие (наименование ЧС) существует угроза (название угрозы) для населения. Подразделения (название организаций) осуществляют (наименование мероприятий). Сохраняйте спокойствие. Следите за передаваемыми сообщениями".

 

5. Содержание информационного сообщения при необходимости эвакуации

Шаблон сообщения для населения:

"Внимание! В связи с (наименование ЧС) гражданам, проживающим в (название района города), необходимо прибыть на пункт сбора (пункт посадки) (адрес). Сохраняйте спокойствие и порядок".

 

6. Содержание информационных сообщений для пострадавшего населения о местах оказания помощи и их правах

До пострадавшего населения необходимо доводить следующую информацию:

1. Где и как они могут узнать о погибших и пострадавших.

2. Телефоны "горячих линий", экстренной психологической помощи.

3. Места оказания медицинской помощи пострадавшим и т.д.

4. Места расположения оперативного штаба ликвидации последствий ЧС.

5. Права граждан в области защиты населения и территорий от ЧС и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве и месте получения предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат, о порядке восстановления утраченных в результате ЧС документов.

Шаблон сообщения для населения:

"Внимание! На (название улицы, района города) организован пункт (название пункта). Для получения информации необходимо позвонить по телефону горячей линии (номера телефонов). Сохраняйте спокойствие и следите за передаваемыми сообщениями".

 

7. Содержание информационных сообщений с телефонами "горячих линий" и информацией о пострадавших

Шаблон сообщения для населения:

"Внимание! Произошло (дата, время, место и наименование ЧС). Пострадавшие в результате ЧС направляются в (название места).

Для получения информации необходимо позвонить по телефону горячей линии (номера телефонов)".

 

8. Содержание информационных сообщений для автомобилистов, находящихся рядом с местом ЧС

При аварии в городе, как правило, возникают проблемы, связанные с пропускной способностью дорог, возникают автомобильные пробки, которые препятствуют своевременному прибытию спецтранспорта к месту аварии.

В этом случае информирование участников дорожного движения должно осуществляется в районе аварии и заблаговременно (до места аварии) с тем, чтобы можно было выбрать объездные пути движения.

Шаблон сообщения для населения:

"Внимание! В результате (наименование ЧС, место ЧС) движение автотранспорта по (название дороги, улицы) ограничено, скорость движения не превышает _____ км/ч. Уважаемые водители! Для проезда используйте объездные пути. Будьте внимательны на дороге. Уступите дорогу спецтранспорту!".

Информация не должна носить противоречивый характер. Передаваемые сообщения должны способствовать внушению уверенности в собственных силах.

Другие статьи по теме
Категория: Методические материалы | Добавил: ЦИПЗО (27.04.2025)
Просмотров: 178