Задачи медицинских организаций в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
Главная » Статьи » Медицинское обеспечение ГО и ЧС

Задачи медицинских организаций в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

В соответствии с действующими законодательными и нормативно-правовыми актами  в области гражданской обороны и защиты от ЧС основными задачами медицинских организаций являются:

- постоянное совершенствование сил гражданской обороны, повышение их мобильности и оснащенности, готовности к действиям в мирное время и особый период;

- накопление, хранение и использование в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных и иных средств;

- совершенствование организации учета, содержания и использования средств защиты персонала и больных, объектов гражданской обороны, а также подготовки мероприятий по эвакуации и рассредоточению работников медицинских организаций и неработающих членов их семей;

- выполнение мероприятий по повышению готовности системы оповещения по сигналам гражданской обороны, проверке работоспособности технических средств оповещения и связи;

- обеспечение сохранности фонда средств коллективной защиты, имеющихся в медицинских организациях, недопущение преждевременного и неправомерного снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны;

- планирование и проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования объектов здравоохранения в особый период;

- организация обучения сотрудников медицинских организаций способам защиты при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- поддержание в состоянии готовности нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ), привлекаемых для выполнения задач гражданской обороны, и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО)[1].

 

Основными задачами медицинских организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:

- совершенствование взаимодействия органов управления здравоохранением и медицинских организаций с территориальными органами исполнительной власти при выполнении ими задач в чрезвычайных ситуациях, умение управлять имеющимися силами гражданской обороны при чрезвычайных ситуациях различного уровня и вида;

- создание страхового фонда документации на объектах здравоохранения, включенных в перечень объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения населения;

- принятие мер по обеспечению сохранности и наращиванию фонда защитных сооружений ГО для защиты от чрезвычайных ситуаций;

- создание и поддержание необходимых условий для медицинского обеспечения пострадавшего населения в чрезвычайных ситуациях;

- поддержание в рабочем состоянии и дальнейшее развитие системы оповещения в органах управления здравоохранением и медицинских организациях.

Для решения вышеуказанных задач руководителям органов управления здравоохранением и медицинских организаций необходимо направить основные усилия по подготовке сил ГО территориальных и объектовых звеньев на:

- совершенствование материально-технической и учебно-методической базы, механизмов ее практического использования в области гражданской обороны, включая защиту персонала и больных от чрезвычайных ситуаций;

- активизацию работы по реальному накоплению резервов материальных ресурсов для обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с номенклатурой и объемами;

- повышение готовности имеющихся нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ);

- обеспечение сохранности фонда средств коллективной защиты в организациях, имеющих защитные сооружения гражданской обороны;

- обеспечение готовности системы связи и оповещения в органах управления здравоохранением и медицинских организациях;

- организацию разработки и реализацию планов создания и своевременного освежения запасов средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, поддержание в готовности защитных сооружений гражданской обороны;

- организацию эффективного взаимодействия с территориальными органами исполнительной власти для решения задач по гражданской обороне, защите персонала и больных от чрезвычайных ситуаций;

- дальнейшее оснащение НАСФ за счет денежных средств, выделяемых для нужд гражданской обороны;

- обеспечение разработки и внедрение паспортов безопасности на объектах здравоохранения.

При выполнении задач по организации и планированию мероприятий гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций необходимо использовать нормативно-правовые акты и методические документы, разрабатываемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях:

- положение об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в мирное и военное время;

- положение об организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

- методические рекомендации по реализации комплекса организационно-технических мер, обеспечивающих устойчивое функционирование объектов в чрезвычайных ситуациях военного времени;

- методические рекомендации по созданию в территориальных, отраслевых и функциональных органах исполнительной власти комиссий по повышению устойчивости функционирования экономики в чрезвычайных ситуациях военного времени;

- методические материалы по подготовке и проведению командно-штабных и тактико-специальных учений и учебного пособия по вопросам гражданской обороны;

- табеля оснащения объектовых и территориальных формирований гражданской обороны и развертывание эффективной системы технического оснащения сил гражданской обороны;

- памятки по мерам противодействия терроризму и действиям в чрезвычайных ситуациях военного времени;

- приказы МЧС, региональных управлений МЧС;

- приказы (постановления) органов власти на региональном и муниципальном уровнях в области ГО и ЧС;

- приказы органов управления здравоохранением на региональном и муниципальном уровнях в области ГО и ЧС.

С основными нормативно-правовыми актами и методическими документами в области ГО и ЧС для органов управления здравоохранением и медицинских организаций можно ознакомиться на сайте http://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф/.

 

Задачи по оперативной подготовке медицинских организаций в области ГО и ЧС

Основными мероприятиями и формами оперативной подготовки медицинских организаций в области ГО и ЧС являются:

- командно-штабные учения и штабные тренировки по отработке вопросов перевода гражданской обороны органов управления здравоохранением и медицинских организаций с мирного времени на особый период, выполнение ими задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с террористическими актами;

- сборы руководителей медицинских учреждений – начальников ГО своих организаций и специалистов по ГО и защите от ЧС по подведению итогов деятельности органов управления здравоохранением и медицинских организаций в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в текущем году и постановку задач на следующий год.

Основными формами оперативной подготовки являются командно-штабные учения и штабные тренировки, сборы, групповые и практические занятия.

При проведении учений и тренировок особое внимание необходимо уделять реальности имеющихся планов:

- обеспечения мероприятий гражданской обороны;

- действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- основных мероприятий на год;

- работы эвакокомиссии, комиссий по ЧС, штаба ГО (при наличии).

При планировании учений и тренировок необходимо предусматривать выполнение мероприятий по переводу органов управления здравоохранением и медицинских организаций с мирного времени на особый период в различные степени готовности, защите персонала и больных от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также отработку вопросов взаимодействия с территориальными органами исполнительной власти по ликвидации последствий террористических актов.

Темы учений (тренировок) определяются исходя из особенностей деятельности организаций здравоохранения, их штатной численности, количества коек, плана-задания в области ГО и т.д.

Целесообразно установить следующую периодичность и продолжительность мероприятий оперативной подготовки (не менее):

- командно-штабные учения или штабные тренировки продолжительностью до 1 суток проводить 1 раз в год;

- тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов с участием нештатных аварийно-спасательных формирований организаций – 1 раз в 3 года;

- комплексные учения продолжительностью до 2 суток – 1 раз в 3 года в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях 1 раз в 3 года проводить тренировки продолжительностью до 8 часов.

 

Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ)

Подготовка НАСФ проводится в соответствии с приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований». Подготовка руководителей и членов НАСФ осуществляется по специально утвержденным программам обучения, преимущественно в  учебно-методических центрах по ГО или иных образовательных организациях соответствующего профиля, имеющих лицензию на осуществление этого вида деятельности.

Уточнение количества созданных НАСФ, их штатной численности необходимо осуществлять ежегодно после проведения текущей корректировки планов гражданской обороны. Сведения по имеющимся НАСФ необходимо представлять во Второй отдел вышестоящего органа управления здравоохранением ежегодно.

Основой проверки готовности НАСФ к действиям по предназначению в организациях здравоохранения является качественная организация и проведение учений (практических тренировок на объектах здравоохранения). На учениях с НАСФ необходимо планировать отработку задач по ликвидации последствий ЧС, в том числе террористических актов.

Оценка готовности НАСФ медицинских организаций осуществляется в ходе плановых и внеплановых проверок, проводимых органами МЧС России, иными органами государственной надзорной деятельности, отделами ГО и ЧС муниципальных образований, вышестоящими органами управления здравоохранением:

- согласно годовым планам основных мероприятий;

- при проведении командно-штабных учений с привлечением территориальных НАСФ и НАСФ организаций.

При определении готовности НАСФ к действиям по предназначению оценивается:

- обеспеченность формирований средствами индивидуальной защиты, имуществом и спецодеждой;

- порядок хранения материально-технических средств и их готовность к использованию;

- порядок оповещения и время сбора НАСФ;

- уровень профессиональной подготовки, ответственности и дисциплинированности членов НАСФ.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в медицинских организациях» N 7/2021. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

 

[1] НФГО создаются организациями, отнесенными в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» к категориям по ГО, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по ГО и проведении не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации ЧС. Основными документом при создании и организации деятельности НФГО является приказ МЧС России от 18.12.2014 N 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне».

Другие статьи по теме
Категория: Медицинское обеспечение ГО и ЧС | Добавил: ЦИПЗО (03.08.2022)
Просмотров: 620