Медицинская спасательная служба гражданской обороны муниципального района: цели, задачи, организационная структура
Главная » Статьи » Медицинское обеспечение ГО и ЧС

Медицинская спасательная служба гражданской обороны муниципального района: цели, задачи, организационная структура

Внимание! С 2021 года начинается выпуск специализированного ежемесячного журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в медицинских организациях».  На его страницах Вы найдете оригинальные статьи, разъяснения, методические рекомендации, инструкции, алгоритмы действий по основным направлениям деятельности, обзоры нормативно-правовых актов, образцы локальных документов, программы обучения в области ГО и ЧС и т.д. Подписчикам журнала бесплатно предоставляется информационная система «Нормативно-правовые акты и методические материалы по ГО и защите от ЧС в медицинских организациях».

Подписку также можно оформить в любом почтовом отделении через каталоги: "Пресса России" (индекс 85498), "Почта России" (индекс ПО211), а также в альтернативных агентствах подписки (Урал-Пресс, ПрессИнформ и др.)

 

 

Утверждается Постановлением Главы

Администрации муниципального района

 

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О МЕДИЦИНСКОЙ СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 

I. Общие положения

 

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ «О гражданской обороне», иными законодательными и нормативно-правовыми актами в области гражданской обороны (далее – ГО) федерального, регионального и муниципального уровней.

2. Положение определяет организацию, состав сил и средств, порядок деятельности медицинской спасательной службы гражданской обороны (далее – Служба).

3. Служба – это совокупность органов управления, организаций и формирований, предназначенных для организации и проведения медицинского обеспечения мероприятий по ГО на территории района и в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСДНР), в соответствии со спецификой Службы, при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления комплекса лечебно-эвакуационных мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, а также своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам и их лечение в целях возвращения к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности.

Служба создается на базе центральной районной больницы (далее – ЦРБ) и является составной частью медицинской спасательной службы ГО субъекта РФ (далее – МСС ГО субъекта РФ).

4. Служба осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и иными правовыми актами РФ, и нормативными правовыми актами МЧС России, регулирующими вопросы гражданской обороны, а также в соответствии с настоящим Положением.

5. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими спасательными службами ГО муниципального района и МСС ГО субъекта РФ.

6. Характер, объем и сроки проводимых Службой ГО мероприятий определяются руководителем ГО муниципального района и руководителем МСС ГО субъекта РФ с учетом возможной обстановки на территории субъекта РФ и муниципального района при планомерном переводе субъекта РФ с мирного на военное время, при внезапном нападении противника, а также в зависимости от масштабов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

II. Основные задачи Службы

 

7. Основными задачами Службы являются:

- планирование, организация и обеспечение выполнения специальных мероприятий ГО в соответствии с особенностями Службы при переводе ГО района с мирного на военное время согласно плану ГО района;

- организация обучения личного состава Службы в области ГО, подготовка и проведение командно-штабных учений, штабных тренировок, объектовых тренировок;

- организация и проведение мероприятий по защите личного состава, техники и имущества Службы от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- ведение учета сил и средств, входящих в состав Службы и привлекаемых к выполнению решаемых ею задач, содействие обеспечению их укомплектованности личным составом, техникой и имуществом;

- мониторинг подготовки сил и объектов Службы к работе в экстремальных условиях;

- создание запасов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества и организация обеспечения ими сил Службы при работе в условиях военного времени и чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объектов Службы в условиях военного времени и чрезвычайных ситуаций;

- прогнозирование медико-санитарных последствий, возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также аварий, катастроф и стихийных бедствий, и их влияния на организацию медицинского обеспечения населения;

- определение необходимого количества сил и средств Службы для организации мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий, возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- организация и проведение лечебно-эвакуационных мероприятий в целях оказания пораженному населению и личному составу нештатных аварийно-спасательных формирований ГО (далее – НАСФ ГО) района всех видов медицинской помощи, восстановления трудоспособности, снижения уровня инвалидизации и смертности;

- проведение противоэпидемических мероприятий, направленных на обеспечение эпидемиологического благополучия населения, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний;

- проведение комплекса мероприятий по медицинской защите населения и личного состава НАСФ ГО района от воздействия поражающих факторов современных видов оружия и источников чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- медицинское обеспечение рассредоточиваемого и эвакуируемого населения;

- осуществление устойчивого управления силами и рационального использования средств Службы при проведении мероприятий по медицинскому обеспечению населения и личного состава НАСФ ГО района в различные периоды готовности ГО и проведения АСДНР;

- организация и осуществление взаимодействия с другими Службами ГО, органами управления по делам ГОЧС района, медицинскими службами Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ;

- участие в подготовке населения и личного состава НАСФ ГО района по вопросам оказания первой помощи по поддержанию жизненно важных функций организма в порядке само- и взаимопомощи;

- мониторинг проведения специальной подготовки медицинских кадров по вопросам медицинского обеспечения населения и личного состава НАСФ ГО района;

- организация мероприятий по пропаганде донорства среди населения;

- организация защиты раненых (пораженных, больных), персонала (личного состава) и материальных средств Службы от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера вследствие этих действий.

 

III. Состав и организация Службы

 

8. Служба является нештатным объединением и организуется по территориальному принципу на базе ЦРБ. В подведомственных организациях порядок ведения ГО определяется приказами главного врача ЦРБ.

9. В состав Службы входят:

Муниципальное звено в целом – руководство, орган управления, НАСФ ГО, создаваемые на базе медицинских организаций (лечебно-профилактических учреждений), входящих в состав здравоохранения района, больница ГО, развертываемая на базе существующей ЦРБ с учетом дополнительных коек.

Объектовые звенья, начальниками которых являются руководители соответствующих объектов.

10. К руководству относится начальник Службы (главный врач ЦРБ), назначаемый решением (постановлением, распоряжением) руководителя ГО района.

Органами управления Службы являются:

- штаб ГО Службы;

- штабы ГО объектов здравоохранения района.

Штаб Службы создается в мирное время приказом главного врача ЦРБ. Начальник штаба Службы является заместителем начальника Службы.

Организация управления, методическое руководство, мониторинг за подготовкой и деятельностью Службы возлагаются на штаб Службы.

11. Силы Службы создаются на основании задания органа управления здравоохранением субъекта РФ в соответствии с мобилизационным заданием Правительства РФ и постановлением Правительства субъекта РФ на базе здравоохранения района и являются специально подготовленными нештатными формированиями, укомплектованными необходимыми средствами и предназначенными для проведения мероприятий по организации и проведению лечебно-эвакуационных мероприятий в очагах поражения и в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в целях оказания пораженному населению и личному составу НАСФ ГО района всех видов медицинской помощи, восстановления трудоспособности, снижения уровня инвалидизации и смертности.

Служба комплектуется за счет сотрудников, не имеющих мобилизационных предписаний.

12. В состав сил Службы входят:

- ЛПУ района, имеющие мобилизационные задания на развертывание в военное время дополнительных больничных коек, создание медицинских НАСФ ГО;

- учреждения здравоохранения района, привлекаемые к участию в проведении мероприятий ГО;

- аптечные учреждения, продолжающие свою деятельность на территории района.

13. Организационная структура, состав сил и средств Службы и их оснащение определяются нормативно-правовыми актами и методическими документами, исходя из возложенных на них задач по ГО.

14. Формирования Службы создаются в соответствии с требованиями приказа Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23.12.2005 N 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований».

15. Состав Службы района утверждается руководителем Службы.

15.1. Организация работы Службы при выполнении специальных задач, порядок и сроки представления оперативных донесений, организация взаимодействия с другими службами ГО определяются соответствующими специальными указаниями ведомств и органов управления по гражданской обороне.

15.2. Методическое руководство деятельностью Службы, координация и мониторинг ее деятельности осуществляются отделом по мобилизационной работе и делам ГО и ЧС администрации, а по специальным вопросам – органом управления здравоохранением субъекта РФ.

15.3. Общее количество сил (формирований) Службы определяется с учетом характера и объема выполняемых задач ГО, наличия людских ресурсов, необходимых специалистов, техники, материальных средств и местных условий, а также с учетом заданий на военное время.

16. Объем, организация, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий при переводе Службы с мирного на военное время и в ходе выполнения возложенных на нее задач определяются в плане обеспечения мероприятий ГО Службы.

16.1. Планирование обеспечения мероприятий ГО Службой осуществляется на основе плана ГО и защиты населения муниципального района.

План обеспечения мероприятий ГО, определяющий объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения специальных задач Службы по обеспечению мероприятий ГО, разрабатывается руководителем Службы, согласовывается с отделом по мобилизационной работе и делам ГО и ЧС администрации района и утверждается главой муниципального района.

16.2. План обеспечения мероприятий ГО Службы вводится в действие начальником Службы в установленном порядке.

17. Перевод Службы с мирного на военное время и выполнение соответствующих мероприятий осуществляются в общей системе перевода гражданской обороны субъекта РФ с мирного на военное время в соответствии с установленными степенями готовности ГО. При этом осуществляются:

- приведение в готовность органов управления, технических систем управления, оповещения и связи, сил и средств Службы;

- мероприятия по защите личного состава и материальных средств Службы.

18. Средствами Службы являются резервы материальных ресурсов, создаваемые в соответствии с постановлением Правительства субъекта РФ «О создании запасов для обеспечения мероприятий», а также резервы материальных ресурсов, создаваемые в ЦРБ в соответствии с приказом руководителя органа управления здравоохранением субъекта РФ.

19. Общее руководство Службой осуществляет руководитель администрации района – руководитель ГО района, непосредственное – начальник Службы – главный врач ЦРБ.

20. Начальник Службы организует работу и осуществляет руководство Службой, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее задач.

В пределах своей компетенции и предоставленных ему полномочий начальник Службы:

- устанавливает полномочия других должностных лиц Службы по самостоятельному решению ими вопросов, относящихся к компетенции Службы;

- издает в установленном порядке распорядительные документы по вопросам подготовки и деятельности Службы;

- утверждает и вводит в действие в установленном порядке план обеспечения мероприятий ГО Службы;

- представляет здравоохранение района и Службу во взаимоотношениях с другими органами местного района, ведет в пределах своих полномочий переговоры и в установленном порядке подписывает соглашения и протоколы о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам, связанным с выполнением задач Службы.

 

IV. Основные мероприятия, осуществляемые Службой

 

21. Перевод Службы с мирного на военное время и выполнение соответствующих мероприятий осуществляется в общей системе перевода ГО с мирного на военное время в соответствии с установленными степенями готовности ГО. При этом осуществляются:

- приведение в готовность органов управления, технических систем управления, оповещения и связи, сил и средств Службы;

- мероприятия по защите личного состава и материальных средств Службы.

22. Выполнение возложенных на Службу задач заключается в выполнении в установленном порядке мероприятий по:

- созданию, подготовке и поддержанию в готовности органов управления, сил, формирований и учреждений Службы;

- прогнозированию медико-санитарных последствий, возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также аварий, катастроф и стихийных бедствий, и их влиянию на организацию медицинского обеспечения населения;

- организации проведения мероприятий, направленных на сохранение и повышение устойчивости функционирования учреждений здравоохранения в военное время;

- организации и проведению лечебно-эвакуационных мероприятий в очагах поражения и в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в целях оказания пораженному населению и личному составу НАСФ ГО района всех видов медицинской помощи, восстановления трудоспособности, снижения уровня инвалидизации и смертности;

- осуществлению противоэпидемических мероприятий, направленных на обеспечение эпидемиологического благополучия населения, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний;

- проведению комплекса мероприятий по медицинской защите населения и личного состава НАСФ ГО района от воздействия поражающих факторов современных видов оружия и источников чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- медицинскому обеспечению рассредоточиваемого и эвакуируемого населения;

- осуществлению устойчивого управления силами и рационального использования средств Службы при проведении мероприятий по медицинскому обеспечению населения и личного состава НАСФ ГО района в различные периоды готовности ГО и проведения АСДНР;

- организации и осуществлению взаимодействия с другими Службами ГО, органами управления по делам ГОЧС района, медицинскими службами Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ;

- уточнению запасов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества, организации обеспечения ими формирований и учреждений Службы и их своевременному пополнению;

- организации и контролю проведения специальной подготовки медицинских кадров Службы по вопросам медицинского обеспечения населения и личного состава НАСФ ГО района;

- защите раненых (пораженных, больных), персонала (личного состава) и материальных средств Службы от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера вследствие этих действий;

- поддержанию устойчивого морально-психологического состояния, служебной дисциплины и строгого соблюдения законности личным составом Службы при выполнении возложенных на службу задач.

23. При подготовке Службы в мирное время осуществляется:

- разработка (или участие в разработке) в пределах своей компетенции проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, региональных целевых программ, ведомственных программ в области ГО;

- разработка, согласование и утверждение плана обеспечения мероприятий Службы;

- поддержание в готовности систем управления, связи и оповещения, необходимого ресурсного обеспечения Службы;

- создание и оснащение материальными средствами в установленном порядке формирований и учреждений Службы;

- обучение личного состава Службы в системе подготовки в области ГО;

- подготовка к выполнению мероприятий по защите личного состава и материальных средств Службы от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время;

- накопление и поддержание в готовности к приему укрываемых защитных сооружений ГО;

- накопление и поддержание в технической исправности технических средств и средств радиационной, химической и биологической защиты.

24. При переводе Службы с мирного на военное время осуществляется:

- организация и проведение мероприятий по переводу Службы с мирного на военное время;

- обеспечение выполнения основных задач Службы;

- организация и выполнение мероприятий по защите личного состава и материальных средств Службы от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, возникающих в период ведения военных действий;

- оповещение органов управления, личного состава Службы об опасностях, возникающих при ведении военных действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, возникающих в период ведения военных действий;

- оценка эпидемической обстановки;

- укрытие персонала в защитных сооружениях ГО;

- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- первоочередное оказание медицинской помощи личному составу НАСФ ГО района, пострадавшему при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- введение режимов радиационной защиты в формированиях и учреждениях Службы.

25. При выполнении задач Службы в военное время осуществляется:

- выполнение мероприятий по защите личного состава и материальных средств Службы от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, возникающих в период ведения военных действий:

- оповещение органов управления, личного состава Службы об опасностях, возникающих при ведении военных действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, возникающих в период ведения военных действий;

- оценка эпидемической обстановки;

- укрытие личного состава в защитных сооружениях ГО;

- применение средств индивидуальной и медицинской защиты;

- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- первоочередное оказание медицинской помощи личному составу НАСФ ГО района, пострадавшему при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- введение режимов радиационной защиты в формированиях и учреждениях Службы.

 

V. Материальное обеспечение Службы

 

26. Служба оснащается материальными средствами, не предназначенными для поставки при объявлении мобилизации в Вооруженные Силы РФ и другие войска или использования в их интересах.

27. Обеспечение материальными средствами сил, формирований и учреждений Службы осуществляется за счет запасов материальных средств, создаваемых департаментом и учреждениями здравоохранения в порядке, определенном постановлениями Правительства РФ, Правительства субъекта РФ, Положением о создании региональных (областных, краевых, республиканских) запасов материально-технических, продовольственных и иных средств для обеспечения мероприятий гражданской обороны на территории субъекта РФ, утвержденным постановлением Правительства субъекта РФ «О создании запасов для обеспечения мероприятий ГО», и с учетом рекомендаций, утвержденных Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

28. Обеспечение материальными средствами мероприятий по проведению лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий в интересах населения субъекта РФ организуется Службой во взаимодействии с органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в районе, в порядке, установленном федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

29. Для выполнения задач Службы используются здания, защитные сооружения ГО, материальные средства, находящиеся в оперативном управлении ЦРБ или арендуемые учреждением. При их отсутствии или недостаточном количестве используются здания, защитные сооружения ГО, материальные средства других учреждений (организаций) по заблаговременно заключенным договорам.

30. Закрепление зданий, сооружений и материальных средств других учреждений (организаций) производится на договорной основе при участии заинтересованных органов местного самоуправления и организаций района.

31. Непосредственная передача зданий, сооружений и материальных средств осуществляется с введением соответствующей степени готовности ГО.

 

VI. Подготовка руководящего состава и НАСФ ГО Службы

 

32. Подготовка руководящего состава Службы проводится в установленном порядке в учебных заведениях МЧС России, Минздрава России, учебно-методических центрах (УМЦ) по ГО и ЧС субъекта РФ, иных образовательных организациях соответствующего профиля, имеющих лицензию на образовательную деятельность.

33. Обучение личного состава Службы проводится в соответствии с нормативно-правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровней в этой сфере.

34. С целью подготовки Службы к выполнению возложенных задач проводятся:

- со штабами Службы – командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки;

- с формированиями – тактико-специальные занятия, тактико-специальные и исследовательские учения;

- с учреждениями – комплексные объектовые и исследовательские учения.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 1/2020.

 

Другие статьи по теме
Категория: Медицинское обеспечение ГО и ЧС | Добавил: ЦИПЗО (17.11.2020)
Просмотров: 237