Структура управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Главная » Статьи » Защита от ЧС (РСЧС)

Структура управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Порядок организации и функционирования РСЧС определен «Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794. В соответствии с ним РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Структура управления РСЧС соответствует ее структуре.

 

Управление функциональными подсистемами РСЧС

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций. Перечень функциональных подсистем РСЧС см. в приложении к статье.

Порядок их деятельности определяются соответствующими положениями, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций по согласованию с МЧС России.

Управление функциональными подсистемами РСЧС осуществляется руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций в тесном взаимодействии с МЧС России.

 

Управление территориальными подсистемами РСЧС

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ.

На каждом уровне РСЧС создаются органы управления (табл. 1):

1) координационные органы – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ);

2) постоянно действующие органы управления;

3) органы повседневного (оперативного) управления.

 

Таблица 1

 

Структура управления РСЧС

 

Уровень

Координационные органы

Постоянно действующие органы управления

Органы повседневного (оперативного) управления

Федеральный

Правительственная КЧС и ПБ; КЧС и ПБ федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций

МЧС России, а также образованные для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС подразделения федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций

Национальный центр управления в кризисных ситуациях, а также центры управления (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями

Региональный

КЧС и ПБ органа исполнительной власти субъекта РФ

Главные управления МЧС России по субъектам РФ

Центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ, а также центры управления (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) и органами исполнительной власти субъектов РФ

Муниципальный

КЧС и ПБ органа местного самоуправления

Создаваемые при органах местного самоуправления органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС

Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые органами местного самоуправления

Объектовый

КЧС и ПБ организации

Структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС

Дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов)

 

Координационными органами РСЧС являются:

- на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению ПБ, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению ПБ федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций;

- на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению ПБ органа исполнительной власти субъекта РФ;

- на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению ПБ органа местного самоуправления;

- на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению ПБ организации.

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению ПБ, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.

Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению ПБ, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.

Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению ПБ федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению ПБ в соответствии с их компетенцией являются:

- разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения ПБ;

- координация деятельности органов управления и сил РСЧС;

- обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения ПБ, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате ЧС;

- рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств ГО к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС в установленном порядке;

- рассмотрение вопросов об организации оповещения и информирования населения о ЧС.

Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению ПБ решениями Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

 

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

- на федеральном уровне – МЧС России, а также образованные для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС подразделения федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций;

- на межрегиональном уровне – территориальные органы МЧС России – региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – региональные центры);

- на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ;

- на муниципальном уровне – создаваемые при органах местного самоуправления органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;

- на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ. Их компетенция и полномочия определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

Для осуществления экспертной поддержки в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения ПБ, безопасности людей на водных объектах при постоянно действующих органах управления РСЧС могут создаваться экспертные советы.

 

Органами повседневного управления РСЧС являются:

- на федеральном уровне – Национальный центр управления в кризисных ситуациях, а также центры управления (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями;

- на межрегиональном уровне – центры управления в кризисных ситуациях региональных центров, а также центры управления (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами);

- на региональном уровне – центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ, а также центры управления (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) и органами исполнительной власти субъектов РФ;

- на муниципальном уровне – создаваемые в установленном порядке единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые органами местного самоуправления;

- на объектовом уровне – дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Органы повседневного управления РСЧС создаются для обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от ЧС, управления силами и средствами, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о ЧС и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Компетенция и полномочия органов повседневного управления РСЧС определяются соответствующими положениями о них.

Размещение органов управления РСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Управление РСЧС осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления и сил РСЧС.

Информационное обеспечение в РСЧС осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.

Для приема сообщений о ЧС, в том числе вызванных пожарами, используются единый номер вызова экстренных оперативных служб "112" и номер приема сообщений о пожарах и ЧС, назначаемый федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения ПБ осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями в порядке, установленном Правительством РФ.

 

Режимы функционирования РСЧС

Органы управления и силы РСЧС функционируют в трех режимах:

1) повседневной деятельности – при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;

2) повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

3) чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в рамках РСЧС осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС, планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС федеральных округов, субъектов РФ, муниципальных образований и организаций. Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках РСЧС осуществляет МЧС России.

При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

- режим повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС;

- режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации ЧС.

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил РСЧС режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:

- обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;

- границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;

- силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;

- перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;

- должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, а также мерах по обеспечению безопасности населения.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил РСЧС.

При угрозе возникновения или возникновении ЧС межрегионального и федерального характера режимы функционирования органов управления и сил соответствующих подсистем РСЧС могут устанавливаться решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению ПБ.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами РСЧС, являются:

А) В РЕЖИМЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- изучение состояния окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению ЧС, прогнозирование ЧС, а также оценка их социально-экономических последствий;

- сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения ПБ;

- разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению ПБ;

- планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

- подготовка населения в области защиты от ЧС, в том числе к действиям при получении сигналов экстренного оповещения;

- пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения ПБ;

- руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения ПБ;

- осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

- проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;

- ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

Б) В РЕЖИМЕ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ:

- усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению ЧС, прогнозирование ЧС, а также оценка их социально-экономических последствий;

- введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления;

- непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам РСЧС данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о ЧС;

- принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС;

- уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;

- приведение при необходимости сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

- восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;

- проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

В) В РЕЖИМЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ:

- непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших ЧС, а также оценка их социально-экономических последствий;

- оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС;

- проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;

- организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС;

- непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

- организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;

- проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС;

- информирование населения о ЧС, их параметрах и масштабах, поражающих факторах, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, порядке действий, правилах поведения в зоне чрезвычайной ситуации, о правах граждан в области защиты населения и территорий от ЧС и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве получения предусмотренных законодательством РФ выплат, о порядке восстановления утраченных в результате ЧС документов.

 

Приложение

 

Перечень создаваемых федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС[1]

 

МВД России

Функциональная подсистема охраны общественного порядка

 

МЧС России

Функциональные подсистемы:

мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС;

предупреждения и тушения пожаров;

предупреждения и ликвидации ЧС на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации;

координации деятельности по поиску и спасанию людей во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации

 

Минобороны России

Функциональная подсистема предупреждения и ликвидации ЧС Вооруженных Сил Российской Федерации

 

Минздрав России

Функциональные подсистемы:

Всероссийской службы медицины катастроф;

медико-санитарной помощи пострадавшим в ЧС в организациях (на объектах), находящихся в ведении ФМБА России, а также организаций и территорий, обслуживаемых ФМБА России;

резервов медицинских ресурсов

 

Минтруд России

Функциональная подсистема социальной защиты населения, пострадавшего от ЧС

 

Минобрнауки России

Функциональная подсистема предупреждения и ликвидации ЧС в сфере деятельности Минобрнауки России

 

Минприроды России

Функциональные подсистемы:

противопаводковых мероприятий и безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Росводресурсов;

мониторинга состояния недр (Роснедра);

наблюдения, оценки и прогноза опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения окружающей среды (Росгидромет);

предупреждения о цунами (Росгидромет совместно с Геофизической службой Российской академии наук, МЧС России, Минкомсвязью России, администрациями субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе);

федерального государственного экологического надзора (Росприроднадзор);

охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса (Рослесхоз)

 

Минпромторг России

Функциональные подсистемы:

предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минпромторга России и Росстандарта;

предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах) оборонно-промышленного комплекса;

предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах) гражданских отраслей промышленности;

предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах) уничтожения химического оружия

 

Минтранс России

Функциональные подсистемы:

транспортного обеспечения ликвидации ЧС;

организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации (Росморречфлот);

организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности (Росморречфлот);

организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта (Росморречфлот);

поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации (Росавиация);

предупреждения и ликвидации ЧС на железнодорожном транспорте (Росжелдор)

 

Минкомсвязь России

Функциональные подсистемы:

информационно-технологической инфраструктуры;

электросвязи и почтовой связи

 

Минсельхоз России

Функциональные подсистемы:

защиты сельскохозяйственных животных;

защиты сельскохозяйственных растений;

предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Минсельхоза России;

абзац исключен. – Постановление Правительства РФ от 04.02.2011 N 50;

предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах), находящихся в ведении или входящих в сферу деятельности Росрыболовства

 

Минэкономразвития России

Функциональная подсистема предупреждения и ликвидации ЧС в сфере деятельности Роспатента

 

Госкорпорация "Росатом"

Функциональная подсистема предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Госкорпорации "Росатом"

 

Минэнерго России

Функциональная подсистема предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса и в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минэнерго России

 

Ростехнадзор

Функциональные подсистемы:

контроля за ядерно и радиационно опасными объектами;

контроля за химически опасными и взрывопожароопасными объектами

 

Госкорпорация "Роскосмос"

Функциональная подсистема предупреждения и ликвидации ЧС на потенциально опасных объектах и критически важных объектах, входящих в сферу деятельности Госкорпорации "Роскосмос"

 

Минстрой России

Функциональные подсистемы:

защиты городов, населенных пунктов от аварий, катастроф и стихийных бедствий;

предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Минстроя России

 

Роспотребнадзор

Функциональная подсистема надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой

 

Росгвардия

Функциональная подсистема предупреждения и ликвидации ЧС войск национальной гвардии Российской Федерации

 

Росрезерв

Функциональная подсистема государственного материального резерва

 

 

[1] Приложение к Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 18.07.2018).

Другие статьи по теме
Категория: Защита от ЧС (РСЧС) | Добавил: ЦИПЗО (15.11.2019)
Просмотров: 20440