Разработка плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях (часть 3)
Главная » Статьи » Защита от ЧС (РСЧС)

Разработка плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях (часть 3)

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРИЛОЖЕНИЙ К ПЛАНУ ДЕЙСТВИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ, ОРГАНИЗАЦИЯХ И НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

 

К плану действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях прилагаются:

Приложение 1. Схема возможной обстановки при возникновении чрезвычайной ситуации;

Приложение 2. Календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении ЧС;

Приложение 3. Решение председателя КЧС объекта на ликвидацию чрезвычайной ситуации;

Приложение 4. Расчет сил и средств объектового звена РСЧС и привлекаемых сил для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;

Приложение 5. Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

 

Приложение 1 «Схема возможной обстановки при возникновении чрезвычайной ситуации»

Приложение 1 разрабатывается графически на планах (схемах) объекта экономики. На схеме возможной обстановки отражаются:

- промплощадки промышленного объекта, все здания и сооружения с указанием количества работающих в них;

- основные коммуникации и подъездные пути для подвоза сырья и вывоза продукции;

- склады и открыто расположенные возгораемые материалы;

- трубопроводы на эстакадах с взрыво- и пожароопасными жидкостями и системой пожарного, а также производственного водоснабжения;

- места хранения и использования в производстве АХОВ, их типы и количество;

- зоны возможного поражения и численность людей в этих зонах;

- места массового скопления людей, находящихся в зоне действия поражающих факторов в случае возможной чрезвычайной ситуации;

- вероятные разрушения зданий и сооружений, коммунально-энергетических сетей, пожары, затопления, зоны заражения, которые могут возникнуть при чрезвычайных ситуациях на объекте, а также в результате аварии на соседних потенциально опасных предприятиях;

- пункты размещения запасов материально-технических средств;

- узкие места, которые могут затруднить ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- место расположения пункта управления предприятия.

Сведения которые невозможно отразить графически, могут даваться на схеме возможной обстановки в виде текста.

 

Приложение 2 «Календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении ЧС»

Календарный план основных мероприятий объекта разрабатывается в виде таблицы по указанной форме.

 

N п/п

Наименование мероприятий

Объем мероприятий

Продолжительность

выполнения

Время выполнения

Исполнители

Первые сутки

Последующие сутки

мин

часы

1. При угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий

 

 

 

 

 

 

 

2. При возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий

               

 

Все мероприятия в таблице разбиваются на две группы, соответствующие режимам функционирования объектового звена:

- при угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности);

- при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим чрезвычайной ситуации).

 

Перечень, возможные объемы и сроки выполнения мероприятий при угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности)

Для всех типов объектов в календарный план включаются следующие основные мероприятия:

-  оповещение и сбор руководящего состава и членов КЧС (в рабочее время 10-15 мин, в нерабочее время 1-2 ч);

- проверка готовности систем связи и оповещения (1-2 мин);

- доклад об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации вышестоящему руководству, органам управления ГОЧС (до 5 мин);

- приведение в готовность формирований объекта (в зависимости от их количества – от 0,5 до 6 ч);

- прогнозирование обстановки (до 30 мин).

Для пожаровзрывоопасных объектов при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в календарный план целесообразно также включить следующие мероприятия:

- приведение в готовность противопожарных формирований (военизированных пожарных частей) – до 5 мин;

- проверка работоспособности систем раннего обнаружения загорания или загазованности, а также систем автоматического тушения очагов возгорания (до 5 мин);

- уточнение маршрутов эвакуации производственного персонала (до 1 ч);

- приведение в готовность пункта управления силами и средствами объекта (в рабочее время – до 15 мин., в нерабочее время – до 6 ч);

- проверка наличия и исправности СИЗ (до 1 ч);

- приведение в готовность спасательных команд (групп) – до 6 ч;

- приведение в готовность медицинского пункта для приема пострадавших (в рабочее время – до 15 мин, в нерабочее время – до 6 ч).

Для химически опасных объектов, учитывая специфику их производственной деятельности, могут планироваться следующие мероприятия:

- проверка работоспособности приборов прогнозирования химической обстановки (в диспетчерском центре и цехах) – до 5 мин;

- проверка средств пожаротушения, систем перекачки АХОВ (до 1 ч);

- перевод постов радиационного и химического наблюдения на круглосуточный режим работы (1-3 ч);

- проверка готовности защитных сооружений гражданской обороны к приему укрываемых (до 1 ч);

- проверка наличия и исправности средств индивидуальной защиты (до 30 мин);

- уточнение маршрутов эвакуации производственного персонала и населения, сроков подачи транспорта, готовности автотранспортных предприятий к выделению транспорта (до 3 ч);

- приведение в готовность сводных команд (групп) радиационной и химической защиты, групп радиационной и химической разведки (в рабочее время – до 15 мин, в нерабочее – до 6 ч).

Содержание календарного плана основных мероприятий для объектов здравоохранения зависит от их предназначения. Для объектов лечебно-профилактического профиля (больницы, поликлиники) при угрозе возникновения ЧС целесообразно планировать:

- проверку готовности защитных сооружений к укрытию персонала и стационарных больных;

- оценку состояния подъездных путей, площадок разгрузки пораженных, готовности приемного отделения к интенсивному приему пострадавших (до 30 мин);

- уточнение расчетов перепрофилизации отделений больниц (госпиталей) для приема пораженного населения (до 1 ч);

- уточнение схемы развертывания приемно-сортировочного отделения в зависимости от вида травм (поражений) у возможных пострадавших (до 30 мин);

- уточнение порядка (схемы) эвакуации больницы (поликлиники), маршрутов эвакуации (до 1 ч).

При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации для учреждений санитарно-эпидемиологического профиля в календарный план целесообразно включить:

- мероприятия по усилению наблюдения и лабораторного контроля за зараженностью различных объектов внешней среды;

- противоэпидемические мероприятия, проводимые силами санитарно-эпидемиологических учреждений;

- мероприятия по подготовке приемного отделения к интенсивному приему инфекционных больных;

- мероприятия по оценке состояния подъездных путей, площадок разгрузки инфекционных больных;

- порядок уточнения маршрутов эвакуации персонала учреждения, лабораторных животных.

Дня предприятий торговли и питания, общеобразовательных учреждений, культурно-массовых и спортивных объектов, гостиниц, банков, учреждений центрального аппарата министерств, ведомств и комитетов, то есть объектов непроизводственной сферы, где одновременно может находиться большое количество людей, основными мероприятиями при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации являются:

- оповещение и сбор руководящего состава и членов КЧС объекта (в рабочее время 10-15 мин., в нерабочее время 1-2 ч);

- проверка готовности систем связи и оповещения (до 1-2 мин.);

- доклад об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации вышестоящему руководству, органам управления ГОЧС (до 5 мин.);

- прогнозирование возможной обстановки (до 30 мин.);

- уточнение порядка эвакуации (вывода) персонала и посетителей из зданий (до 30 мин);

- проверка исправности пожарной сигнализации и средств пожаротушения (до 30 мин):

- согласование (при необходимости) мест временного размещения проживающих (для гостиниц);

- уточнение перечня и очередности выноса (вывоза) документов, порядка отключения электроэнергии и газа.

Отдельно при составлении календарных планов основных мероприятий для предприятий торговли и питания, общеобразовательных учреждений и гостиниц, культурно-массовых и спортивных объектов следует выделять мероприятия, планируемые при угрозе взрыва зданий и сооружений.

Практика проведения подобных мероприятий показывает, что в этом случае осуществляется:

- оповещение вышестоящих организаций, органов милиции, ФСБ и органов управления ГОЧС города (городского района) об угрозе взрыва (до 10-15 мин);

- обеспечение обследования здания кинологической группой по поиску взрывного устройства (не позднее 1 ч с момента получения информации о возможном взрыве);

- прогнозирование последствий взрыва, характеристика ущерба, как для самого объекта так и для соседних зданий и сооружений;

- вывод (эвакуация) работников и посетителей (зрителей, жильцов) за пределы здания на безопасное расстояние (до 1-2 ч);

- организация оцепления объекта, регулирования движения, охраны общественного порядка на примыкающей к объекту территории (не позднее 15-20 минут с момента установления факта возможного взрыва или получения информации о нем);

- организация размещения эвакуированных жильцов, проживающих в других гостиницах (для гостиниц).

 

Перечень, возможные объемы и сроки выполнения мероприятий при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим чрезвычайной ситуации)

Для всех типов объектов в календарный план включаются следующие мероприятия:

- оповещение и сбор руководящего состава и членов КЧС (в рабочее время – до 15 мин., в нерабочее – до 2 ч.);

- доклад о чрезвычайной ситуации вышестоящему руководству, городским органам управления ГОЧС (до 10 мин);

- приведение в готовность аварийно-спасательных формирований постоянной готовности – до 10-15 мин;

- прогнозирование возможных последствий чрезвычайной ситуации (в течение всего срока ликвидации ЧС);

- отключение коммунально-энергетических сетей (10-30 мин.);

- разведка зоны чрезвычайной ситуации, маршрутов вывода и эвакуации работников объекта из очага поражения (в течение всего периода проведения АСДНР);

- поиск пострадавших и оказание им медицинской помощи (в течение всего периода проведения спасательных работ);

- оцепление зоны ЧС и организация охраны объекта;

- эвакуация пострадавших в медицинские учреждения;

- локализация очагов аварий;

- всестороннее жизнеобеспечение пострадавших рабочих и служащих;

- ведение АСДНР объектовыми и территориальными аварийно-спасательными формированиями (силами).

Мероприятия по локализации чрезвычайной ситуации и проведению АСДНР в календарном плане раскрываются и детализируются в зависимости от типа объекта и численности рабочих и служащих на нем.

На крупных предприятиях управление ликвидацией последствий аварий и катастроф будет осуществляться с пунктов управления. По опыту ликвидации различных ЧС и учений ориентировочные сроки подготовки и принятия управленческих решений могут составлять:

- информирование должностных лиц об обстановке – (5-10 мин);

- отдача предварительных распоряжений – (3-5 мин);

- оценка обстановки – (15-30 мин);

- принятие решения на защиту рабочих, служащих и населения, проведение АСДНР – (20-30 мин);

- доклад решения и данных обстановки вышестоящему руководству – (5-10 мин);

- прогноз последствий чрезвычайной ситуации – (10-15 мин);

- сбор и анализ данных от подчиненных цехов, отделов, подразделений предприятия – (10-15 мин).

 

Мероприятия, планируемые в режиме чрезвычайной ситуации на химически опасных объектах

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы при аварии на химически опасных объектах должны планироваться и проводиться круглосуточно, посменно, до полного завершения. Их перечень и содержание приведены в целом ряде руководств, наставлений, справочных пособий.

На основе опыта ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах, а также анализа нормативно-правовых документов рекомендуется включать в календарный план основные мероприятия, характерные для ХОО при возникновении ЧС.

Так, например, мероприятия по оповещению и сбору руководящего состава и формирований могут быть следующие:

-  оповещение об аварии руководящего состава и работающей смены (до 5 мин);

- доклад о факте аварии с выбросом или выливом АХОВ в управление ГОЧС города (городского района) – до 5 мин;

- сбор руководящего состава, членов КЧС объекта и постановка задач (в рабочее время – до 15 мин, в нерабочее – до 1 ч);

- прогнозирование масштабов и возможного направления распространения облака зараженного воздуха на территории объекта (дежурный диспетчер – до 2-5 мин).

Приведение в готовность формирований РСЧС и постановка им задач:

- дежурному персоналу медпунктов (здравпунктов) – немедленно;

- дежурному подразделению газоспасателей (5-10 мин);

- оперативной группе сводного специализированного отряда (до 30 мин.);

- дежурным электрикам, сантехникам, газосварщикам на отключение сетей (до 5 мин);

- остальным формированиям объекта (3-6 ч).

Для предварительной оценки объемов мероприятий, проводимых в ходе выполнения АСДНР на химически опасных объектах, следует использовать соответствующую методику расчета сил и средств, а также нормативы. Приведенная в приложении методика позволяет разработчикам планов спрогнозировать объем предстоящих аварийно-спасательных работ и отразить полученные данные в календарном плане основных мероприятий.

Такими мероприятиями могут быть:

- постановка жидкостных завес;

- разбавление пролива АХОВ водой;

- обеззараживание пролива АХОВ;

- локализация пролива твердыми сыпучими материалами;

- обвалование пролива АХОВ;

- выжигание АХОВ и зараженного грунта;

- засыпка АХОВ грунтом;

- поиск пострадавших в очаге поражения на территории объекта.

При прогнозировании численности персонала, необходимого для оцепления зоны чрезвычайной ситуации и охраны объекта, разработчикам плана действий рекомендуется использовать следующие основные положения:

- для оцепления зоны чрезвычайной ситуации назначаются посты, дозоры, а в некоторых случаях редкие цепочки;

- на остальных направлениях назначаются патрули, посты, дозоры.

При расчете их численности используются следующие нормативы:

- редкие цепочки выставляются из расчета более 2 м на человека;

- посты численностью 2-3 человека назначаются для прикрытия рубежа длиной до 300 м;

- дозоры численностью 3 человека назначаются для прикрытия рубежа длинной до 500 м.

При этом резерв предусматривается до 15 % от расчетной численности личного состава, необходимого для организации оцепления.

Объем мероприятий по жизнеобеспечению пострадавших рабочих и служащих, а также населения прилегающих жилых районов разработчики плана могут определить с помощью соответствующих нормативов.

Для прогнозирования объемов и сроков проведения санитарной обработки личного состава формирований и населения (в случае необходимости) разработчики плана должны рассчитать ориентировочную пропускную способность санитарно-обмывочного пункта (СОП), разворачиваемого на объекте.

 

Мероприятия, планируемые в режиме чрезвычайной ситуации на пожаровзрывоопасных объектах

На нефтеперерабатывающих заводах, нефтехранилищах дополнительно в календарный план целесообразно включать следующие мероприятия:

- охлаждение водой стенок горящего резервуара;

- откачка горючего из аварийного резервуара;

- охлаждение водой соседних резервуаров;

- разведка водоисточников, определение их пригодности к использованию;

- охрана магистральных рукавных линий;

- организация питания личного состава пожарных подразделений (при продолжительности работы более 5 часов).

Для взрывоопасных объектов на случай возможного разрушения промышленных зданий в календарный план целесообразно включать следующие мероприятия:

- поиск пострадавших, оказание им первой медицинской и врачебной помощи;

- извлечение пострадавших из-под завалов разрушенных зданий и сооружений;

- эвакуацию пострадавших из зоны чрезвычайной ситуации;

- проделывание проездов в завалах к объектам проведения АСДНР;

- обрушение или укрепление конструкций разрушенных зданий, угрожающих обрушением.

 

Мероприятия, планируемые в режиме чрезвычайной ситуации для объектов непроизводственной сферы

Для данных типов объектов в календарный план целесообразно включать следующие основные мероприятия:

- оповещение персонала, сбор руководящего состава и членов КЧС (в рабочее время – до 15 мин., в нерабочее – до 2 ч);

- доклад о факте чрезвычайной ситуации вышестоящему руководству, городским (районным) органам управления ГОЧС (до 10 мин.);

- прогнозирование возможных последствий чрезвычайной ситуации (в течение всего периода ликвидации ЧС);

- отключение коммунально-энергетических сетей (10 – 30 мин.);

- оказание пострадавшим первой медицинской помощи (в течение всего периода проведения спасательных работ);

- вывод персонала объекта за пределы зоны чрезвычайной ситуации.

Дополнительно в календарный план могут быть включены мероприятия, выполнение которых обусловлено спецификой объекта.

На малых объектах торговли и питания (кафе, закусочные, магазины, сбербанки и другие) объем завалов в результате взрывов может быть спрогнозирован по методике, представленной в приложении 3 или по табл. П.8.1 (приложение 8). Количество пострадавших может быть принято равным максимальному среднесуточному количеству посетителей (покупателей, клиентов) и обслуживающего персонала.

Здания крупных объектов торговли и питания (супермаркеты, торговые центры), банков, офисов, стадионов и дворцов спорта при возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с взрывом, могут быть разрушены частично. В таких случаях объемы завалов следует принимать максимально возможными, т.е. равными 50 % от объемов при полном разрушении зданий.

 

Мероприятия, планируемые в режиме чрезвычайной ситуации на объектах здравоохранения

Содержание мероприятий календарного плана зависит от профиля и предназначения объекта здравоохранения, а также от задания, выдаваемого больнице (поликлинике), в котором определяется конкретно степень участия учреждения в составе службы медицины катастроф при оказании помощи населению в чрезвычайных ситуациях.

Разработчики календарного плана основных мероприятий больницы (поликлиники) должны отразить в нем:

- очередность и сроки развертывания (перепрофилизации) функциональных отделений;

- объем и сроки проведения эвакуации больницы (в случае необходимости);

- мероприятия по материально-техническому и транспортному обеспечению работы больницы (поликлиники);

- сроки приведения в готовность медицинских и других формирований (исходя из реальных возможностей по оповещению и сбору персонала).

При разработке календарного плана в больнице (поликлинике) разработчики должны помнить, что при планировании приема пораженных АХОВ перепрофилированию подлежат терапевтические отделения, а травматических пораженных – хирургические отделения. Запас противогазов, респираторов, аптечек индивидуальных, йодистого калия и других медицинских средств индивидуальной защиты создается больницей на весь персонал и на 10 % от численности больных (штатных коек).

При планировании мероприятий в поликлинике рассматриваются те же вопросы, что и в календарном плане больницы, за исключением госпитализации пораженного населения, если поликлиника не имеет задания на развертывание временного стационара.

Особенностью разработки календарного плана основных мероприятий учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора является детальное проведение расчетов, характеризующих организацию работы объекта в эпидемических очагах (ведение разведки очага, индикация источников заражения, экстренная и специфическая профилактика и другие).

Для станций переливания крови основными показателями для составления календарного плана являются потребности лечебных учреждений при возникновении ЧС в крови, ее компонентах и препаратах (исходя из перепрофилирования). С этой целью дополнительно прилагаются расчеты потребности лечебных учреждений в трансфузионных жидкостях и нормативы потребности в крови, ее компонентах и препаратах для лечения одного пораженного (с острой лучевой и ожоговой болезнью, травматическими повреждениями и комбинированными поражениями).

 

Последовательность разработки календарного плана основных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций

Подбираются ранее рассмотренные  мероприятия, выполняемые на объекте при угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности). При этом в календарный план заносятся мероприятия, характерные как для всех типов объектов, так и для потенциально опасных.

Более трудоемкой является отработка второй части календарного плана: при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим чрезвычайной ситуации).

Подбираются ранее рассмотренные  мероприятия, характерные для всех типов объектов (оповещение и сбор руководящего состава, доклад о ЧС и т.д.). Далее выбираются мероприятия, характерные для потенциально опасных объектов. Продолжительность выполнения части из этих мероприятий определена. Для остальных мероприятий продолжительность выполнения и объемы определяются с помощью соответствующих методик и нормативов.

Зная содержание мероприятий, их объем, продолжительность выполнения и ответственных исполнителей, заполняем календарный план основных мероприятий.

 

Вариант оформления приложения 2 «Календарный план основных мероприятий ПО «Химпром» при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций»

 

п/п

Наименование мероприятий

Объем мероприятий

Продолжительность выполнения

Время выполнения

Исполнители

Первые сутки

Последующие сутки

мин

час

1

2

3

4

5

6

1. При угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий

1

Оповещение и сбор руководящего состава и членов КЧС:

в рабочее время

в нерабочее время

12 чел.

 

 

15 мин.

1 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

Дежурный диспетчер

2

Проверка работоспособности приборов химической разведки (в диспетчерском центре)

2 компл.

5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дежурный диспетчер

3

Проверка исправности средств пожаротушения, систем перекачки АХОВ

8 систем

1 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастера цехов, отв. за ПБ

4

Перевод постов химического наблюдения на круглосуточный режим работы

1 пост

3 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

Директор,

нач. штаба ГОЧС

5

Проверка готовности защитных сооружений

3 убежища

1 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

Нач. цех.

нач. штаба ГОЧС

6

Уточнение маршрутов эвакуации персонала объекта и населения прилегающих кварталов

5 чел.

З ч

 

 

 

 

 

 

 

 

Председатель эвакокомиссии объекта

7

Приведение в готовность аварийно- спасательных формирований объекта:

команда РХЗ

группы РХЗ

аварийно-технической команды группы связи

сан. дружины

 

 

 

109 чел.

13 чел

14 чел.

15 чел.

23 чел

2 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

Председатель КЧС

начальник штаба ГОЧС

8

Приведение в готовность ПУ объекта

1 пункт

15 мин. (днем)

6 часов (ночью)

 

 

 

 

 

 

 

 

Начальник штаба ГОЧС

2. При возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий

1

Оповещение и сбор руководящего состава и членов КЧС:

в рабочее время

в нерабочее время

12 чел.

 

 

5 мин.

1 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

Дежурный диспетчер

2

Оповещение работающей смены, вышестоящего руководства, оперативного дежурного, управления ГОЧС города

 

10 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дежурный диспетчер, директор, нач. штаба ГОЧС

3

Прогноз масштабов возможного распространения облака заражения АХОВ

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

Дежурный диспетчер

4

Приведение в готовность:

дежурных фельдшеров медпункта дежурной группы газоспасателей команды РХЗ

сан. дружины

группы связи

деж. электриков, слесарей по ремонту и обслуж. газовых, водопроводных и канализационных сетей

 

2 чел.

12 чел.

109 чел.

23 чел.

15 чел.

15 чел.

 

5 мин

5 мин

15 мин.

15 мин

15 мин.

15 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дежурный диспетчер Директор

5

Поиск, вынос пострадавших и оказание им первой медицинской помощи

80 чел.

До 1 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

Ком. спас. подразделений

6

Разведка очага поражения, маршрутов вывода и эвакуации из зон заражения

13 чел

Постоянно до ликвидации аварии

 

 

 

 

 

 

 

 

Ком. группы РХР

7

Локализация очага заражения:

постановка водяной завесы

разбавление пролива хлора водой нейтрализация водного раствора

 

4 пож. маш.

6400 т

57500 т

 

до 5 ч

4-6 ч

6-8 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

Ком. пож.

-«-

-«-

8

Проведение санитарной обработки личного состава формирований

176 чел.

3 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

Нач. СОП

                                     

 

Приложение 3 «Решение председателя КЧС объекта на ликвидацию ЧС»

Решение председатель КЧС объекта принимает на основе уяснения задачи, оценки обстановки и проведенных расчетов.

В решении он определяет:

- замысел действий;

- задачи привлекаемым силам и средствам;

- вопросы взаимодействия и обеспечения;

- организацию управления (место пункта управления, сигналы управления и др.).

Основу решения составляет замысел действий, в котором определяются:

- направления (участки) сосредоточения основных усилий;

- последовательность (этапы) и способы выполнения задач;

- распределение сил и средств усиления по участкам (объектам) работ и сменам.

Решение председателя КЧС объекта на ликвидацию чрезвычайной ситуации оформляется графически на плане (схеме) объекта экономики.

На плане (схеме) отражаются:

- граница объекта;

- химически, пожаровзрывоопасные предприятия, учреждения, организации, расположенные в.близи территории объекта;

- возможные масштабы и характер пожаров, завалов, затоплении, заражений (загрязнений);

- распределение сил и средств объектового звена и территориальной подсистемы РСЧС, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- пункты управления объектового звена, оперативных групп территориальной подсистемы РСЧС и формирований, привлекаемых к проведению АСДНР;

- районы (участки) проведения АСДНР;

- маршруты эвакуации и выхода работников из зон чрезвычайных ситуаций;

- места сбора рабочих и служащих, подлежащих эвакуации, а также другие необходимые данные.

Положение, задачи и действия сил ликвидации чрезвычайных ситуаций наносятся на план (схему) условными знаками в соответствии с действительным их положением на местности и располагаются по направлению их действий в зонах чрезвычайных ситуаций. На маршруте выдвижения силы наносятся один раз в начале маршрута. Все промежуточные положения изображаются на маршруте с обязательным указанием времени. При разделении группировки сил после совместного следования на несколько групп на маршрутах от точки разделения наносятся условные знаки или сокращенные обозначения отделившихся сил и средств с указанием их числа и элементов движения.

Фактическое положение и действия сил, привлекаемых к проведению АСДНР, наносятся установленными условными знаками сплошной линией; предполагаемые и планируемые действия, а также строящиеся (ремонтируемые) дороги и другие сооружения обозначаются прерывистыми линиями (пунктирами).

При нанесении на план (схему) нескольких положений группировок сил ликвидации ЧС, соответствующих разным моментам времени, условные знаки дополняются пунктирными, штриховыми и другими фигурными линиями или разноцветной подтушевкой. Время, к которому относится положение, указывается под наименованием формирования внутри основного знака или рядом с ним.

Разграничительные линии наносят между группировками сил и средств, работающих на различных участках ведения АСДНР. Положение разграничительных линий определяется зданиями и сооружениями (местными предметами), заключенными в дугу (часть окружности). Дуга разграничительной линии наносится у здания или сооружения (местного предмета) таким образом, чтобы воображаемая линия включала или исключала данное здание, сооружение или местный предмет.

Пункты управления обозначаются так, чтобы вертикальная линия условного знака (флажка) у основания упиралась в точку его нахождения на местности (при нанесении на план совмещенных пунктов управления фигуры их условных знаков должны располагаться сверху вниз по старшинству). С учетом специфики предприятия и местных условий к решению может прилагаться пояснительная записка, з которой отражаются пояснительные таблицы, необходимые расчеты и графики. Далее приводятся варианты пояснительных таблиц и графика выполнения работ. Решение подписывается председателем КЧС и начальником штаба (отдела, сектора) ГОЧС и утверждается руководителем предприятия.

 

Вариант оформления  приложения 3

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель объекта

И.И. Иванов

«__»____20 __г.

 

 РЕШЕНИЕ

председателя КЧС объекта на ликвидацию чрезвычайной ситуации

 

Характеристика зон возможного заражения АХОВ (вариант)

 

Основные характеристики

Объекты, использующие АХОВ

Наименование и количество АХОВ, т

Аммиак-20

Хлор-50

Площадь зоны возможного заражения, км. кв.

1

60

Количество рабочих и служащих, которые могут оказаться в зоне ЧС. тыс. чел.

0,6

1.5

Основные показатели экстренной эвакуации рабочих и служащих предприятия в случае аварии с АХОВ (вариант)

Основные показатели

Объекты с АХОВ

Цех N5

Цех N5

Границы зон возможного заражения

ориентиры

ориентиры

Время подхода зараженного воздуха, мин

10-59

15-80

Количество людей, подлежащих -эвакуации, тыс. чел.

0.7

1.6

Время подачи транспорта, мин

20-40

15

Количество транспорта, ед

14 авт.

20 авт.

Откуда подается транспорт

ПАТП-1

ПАТП-1

Куда эвакуируются люди

Сектор 111

Машутино

       

 

График выполнения работ при разборке 10 м. куб. завала (вариант)

 

Выполняемые

мероприятия

Ед. изм.

Объем работ

Затраты труда и машинного времени

Принятый состав расчета спасателей. чел

Продолжительность выполнения, ч

Часы

чел. ч

маш. ч

1

2

3

4

Минуты

20

40

60

20

40

60

20

40

60

20

40

60

1. Выполнение вспомогательных работ:

-установка компрессорной станции

-установка лебедки

-установка ограждения

м. куб

10

6

9

0,6 часа (36 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Дробление крупных обломков пневмоинструментом

м'

10

1.9

0,48

2

1.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Резка арматуры и металлических конструкций в завале-

пог. М.

10

0,37

0.37

2

0.85

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Извлечение крупных обломков лебедкой

м. куб

10

0.75

2

0.38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Извлечение мелких обломкое вручную

м. куб

10

9,3

3

3,1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4 «Расчет сил и средств объектового звена РСЧС и привлекаемых сил для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий»

Приложение 4 к плану действий разрабатывается начальником штаба (отдела, сектора) по делам ГОЧС и ежегодно уточняется по состоянию на 1 января текущего года.

Данное приложение включает в себя две таблицы. Первая таблица называется «Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий по ликвидации ЧС», вторая – «Состав КЧС и штаба (отдела, сектора) ГОЧС». В первой таблице отражается: наименование аварийно-спасательных формирований, включенных в группировку сил РСЧС объекта экономики; назначение этих формирований, численный состав формирований; техническая оснащенность; место дислокации, способ их оповещения.

В данной таблице отражаются как собственные формирования объекта экономики, так и дополнительно привлекаемые к проведению АСДНР силы и средства городской подсистемы РСЧС.

Для определения количества аварийно-спасательных формирований на объекте экономики начальником штаба (отдела, сектора) по делам ГОЧС производится расчет их потребности. Расчет потребных сил и средств для проведения АСДНР производится на основе прогнозирования возможной обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Во второй таблице «Состав КЧС и штаба (отдела, сектора) ГОЧС» излагается полный состав комиссии по чрезвычайным ситуациям и штаба ГОЧС объекта. Данная таблица заполняется по форме: ФИО членов КЧС и работников штаба ГОЧС, их занимаемая должность, место нахождения на службе, номера служебных и домашних телефонов, а также указываются другие возможные виды связи.

Приложение 4 к плану действий объекта подписывает начальник штаба (отдела, сектора) ГОЧС.

 

Вариант оформления приложения 4

 

Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий по ликвидации ЧС

 

N

Наименование аварийно-спасательных формирований

Назначение формирований

Состав формирований, чел

Техническая оснащенность

Место дислокации

Способ оповещения

1

Аварийно-техническая группа, в ней:

Выполнение работ по ликвидации аварий и ЧС

29

 

 

Радиотелефон

Специальное аварийное звено

Локализация и ликвидация аварий с выбросом аммиака

10

Противогазы с коробками кд, костюмы Л – 1. Аппараты 4СВ, газоанализатор «Колион»

Компрессорный цех

Тел. _____

 

Звено электротехническое

Ликвидация аварий на электросетях

6

Противогазы с коробками КД, электротехнический инструмент

Эпектроцех

Тел. _____

Звено коммунальных сетей

Ремонтно-восстановительные работы на коммунальных сетях

5

Комплект сантехника, газосварочный аппарат, самосвал

Цех котельных установок

Тел. _____

Звено механизации

Проделывание проходов, проездов в завалах, обеспечение спасательных работ в завалах

7

Бульдозер, экскаватор, автопогрузчик – 2 шт., самосвал

Автотранспортный участок

 

2

Звенья аварийно-спасательных работ

Спасение пострадавших из-под завалов, извлечение из заваленных ЗС

14 (по 7 чел. в звене)

Сварочный аппарат – 2 шт.. спасательный инструмент по табелю

Механический цех

 

3

Отделение пожаротушения

Тушение пожаров, постановка водяных завес, дегазация объектов

 

Пожарный автомобиль, пожарный насос, пожарное имущество по табелю

Пожарное депо

 

4

Группа ООП, в ней

Охрана и патрулирование территории при возникновении ЧС

12

 

Отдел сторожевой охраны

 

 

Звено охраны

Охрана территории

4

Имущество по табелю

Проходная

 

 

Патрульно-постовое звено

Вывод персонала и оцепление зоны ЧС

7

Имущество по табелю

Проходная

 

5

Санитарная дружина

Оказание пострадавшим медицинской помощи

14

Носилки и сумки санитарные, медицинское имущество

Медпункт

 

6

Санитарные посты

Оказание медицинской помощи при ЧС с большим количеством пострадавших

 

Носилки и сумки санитарные, медицинское имущество

Убежище, компрессорный цех

 

7

Звено по обслуживанию убежищ и укрытий

Подготовка убежища к приему укрываемых и их прием

 

Имущество по табелю

Убежище

 

8

Звено оповещения

Оповещение рабочих и служащих при угрозе или возникновении ЧС

 

Громкоговорящая связь, сирены, телефоны

АТС

 

9

3вено связи

Организация связи при проведении АСДНР

 

Радиостанция Р-105

Убежище

 

10

Звено РХР

Ведение радиационной химической разведки

 

Приборы ДП-5, ВПХР, газоанализаторы

Цех N 6

 

11

Посты РХН

Наблюдение за радиационной и химической обстановкой при авариях

 

Приборы ДП-5. ВПХР

Компрессорный цех

Тел. _____

12

Пункты выдачи СИЗ

Выдача средств индивидуальной защиты при угрозе и возникновении ЧС

3

Средства индивидуальной защиты

Материально-технический склад

Тел. _____

 

Состав КЧС и штаба (отдела, сектора) ГОЧС (вариант)

 

п/п

Ф.И.О

Должность

Место нахождения на службе

Номер телефона

Другие виды связи

Служебный

Домашний

1

Иванов Иван Иванович

Председатель КЧС

Главный инженер

 

 

 

2

Петров Петр Васильевич

Заместитель председателя КЧС

Заместитель директора по производству

 

 

 

3

Сидоров Иван Николаевич

Начальник штаба ГОЧС

Начальник штаба ГОЧС

 

 

 

4

Ерофеев Игорь Петрович

Начальник службы энергоснабжения

Главный энергетик

 

 

 

5

Васильев Степан Егорович

Начальник медицинской службы

Начальник здравпункта

 

 

 

6

Федоров Иван Петрович

Начальник службы убежищ и укрытии

Начальник ЖКО

 

 

 

7

Степанов Федор Федорович

Начальник службы ООП

Заместитель директора по режиму

 

 

 

8

Михайлов Николай Петрович

Начальник противопожарной службы

Начальник пожарной части

 

 

 

9

Кошкин Сергей Степанович

Начальник службы связи

Начальник радиоузла

 

 

 

10

Прохоров Иван Иванович

Начальник службы МТО

Заместитель директора по МТС

 

 

 

 

Председатель КЧС_______________________ Иванов И. И

Начальник штаба (отдела, сектора) ГОЧС__________Сидоров Я. Н

 

Приложение 5 «Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении производственных аварии, катастроф и стихийных бедствий»

В приложении 5 плана действий разработчиками должны быть показаны схемы:

1) управления аварийно-спасательными и другими неотложными работами на объекте;

2) оповещения рабочих, служащих и населения прилегающих жилых кварталов при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации;

3) организации связи при проведении АСДНР на объекте.

В зависимости от типа объекта и его организационно-правовой формы содержание схем по объему и уровням подчиненности будут различными. Однако алгоритм их отработки будет примерно одинаков.

На схеме управления аварийно-спасательными и другими неотложными работами необходимо отразить взаимоотношения должностных лиц предприятия и его структурных подразделений, а также порядок функционально-технических связей, возникающих в процессе управления АСДНР на объекте.

Независимо от типа предприятия, его организационно-правовой формы и количества работающего на нем персонала, на схеме должны быть показаны: вышестоящие территориальные и ведомственные (функциональные) координирующие органы (КЧС города или городского района, министерства, ведомства), руководитель (директор) и КЧС объекта, дежурно-диспетчерская служба объекта, аварийно-спасательные формирования постоянной готовности и службы ГО объекта (в случае их отсутствия – структурные подразделения объекта).

В зависимости от возможностей объекта в схему включаются имеющиеся на объекте формирования постоянной готовности (дежурные караулы военизированных пожарных частей, газоспасательные отделения, группы), дежурные расчеты коммунально-энергетических служб объекта и их формирования (разведывательные группы, звенья, санитарные дружины и посты, аварийно-технические команды и другие), формирования общего назначения (сводные спасательные команды и другие).

На схеме оповещения рабочих, служащих и населения прилегающих жилых районов при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации разработчики плана действий должны отразить организационно-техническое построение системы оповещения объекта, аппаратуру оповещения, каналы и линии связи, обеспечивающие функционирование этой системы.

Для каждого объекта целесообразно отработать отдельно схему оповещения при возникновении ЧС как на территории самого объекта, так и вне его, последствия которой могут угрожать жизни и здоровью рабочих и служащих.

На объектах экономики, использующих в производстве и хранящих АХОВ, устанавливаются локальные системы оповещения. По этим системам сигналы и речевая информация должны доводиться до рабочих и служащих в производственной зоне, а также до населения в жилом секторе (в радиусе до 2,5 км) с рабочего места диспетчера.

На объектах экономики с малой численностью работающих (50 человек и менее) в цехах и отделах схему оповещения целесообразно отрабатывать в виде таблицы по следующей форме.

 

N

Должность

В нерабочее время

В рабочее время

ФИО

Домашний

адрес

Фамилия посыльного

телефон

Кто

оповещает

рабочий телефон

кто

оповещает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При разработке схемы организации связи при проведении АСДНР на объекте разработчики плана действий должны помнить и учитывать следующие особенности организации связи в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Председатель КЧС города (городского района) руководство ликвидацией ЧС осуществляет, как правило, с подвижного пункта управления через подвижные узлы связи. Для связи с местом проведения АСДНР на объекте используются средства связи формирований, объекта и служб ГО.

Прямая связь с председателем КЧС города (городского района) обеспечивается по проводной сети, средствами радио и радиорелейной связи. Служба оповещения и связи объекта обеспечивает выход на производственную АТС. В случае разрушения ПАТС, для организации выхода пунктов управления на городскую телефонную сеть связи, служба связи ГО города (района) своими силами прокладывает кабель к ближайшему распределительному шкафу городской телефонной сети связи и связь организуется по параллельной системе с правом внеочередного ведения переговоров.

 

Порядок оформления графических и текстовых документов приложений к плану действий

При оформлении приложений к плану действий необходимо пользоваться ГОСТ Р 42.0.03-2016 «Гражданская оборона. Правила нанесения на карты прогнозируемой и сложившейся обстановки при ведении военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций».[1]

Приложения к плану действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций объекта разрабатываются в виде графических и текстовых документов.

Графические документы должны быть наглядными, легко читаться, обеспечивать возможность быстрого размножения и доведения (передачи) их до исполнителей.

Отображаемую на них обстановку необходимо наносить четко, без лишней раскраски и детализации, не забивая топографической основы планов.

Для разработки графических приложений планы (схемы) объектов выбираются такого масштаба, чтобы обеспечить возможность нанесения необходимых данных в соответствии с прогнозируемой обстановкой и их можно было бы читать без пояснений. Если без пояснений обойтись нельзя, то на плане (схеме) могут помешаться справочные данные.

Точность нанесения обстановки должна соответствовать действительному положению сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций на местности. При этом границы зоны чрезвычайной ситуации, пункты управления и другие важные сведения наносятся с точностью до 0,5 – I мм, точность нанесения других элементов не должна превышать 3-4 мм.

Для нанесения на план (схему) возможной обстановки или элементов решения используются специальные условные знаки. С их помощью не только отображается обстановка, но и передаются ее качественные и количественные характеристики, показывается положение сил и средств объекта, характер действий, цель действий и способы ее достижения. Если при этом возникает необходимость ввести не установленный условный знак, то он обязательно поясняется в отметке «Условные обозначения», размещаемой, как правило в правом нижнем углу этого документа.

Толщина линий всех условных знаков не должна превышать 1 мм, при этом вспомогательные элементы обстановки следует наносить более тонкими линиями 0,25 – 0,5 мм. При нанесении штриховых линий соотношение величины штрихов и размеров между ними должно быть 3:1, например, длина штриха 15 мм, разрыв между штрихами 5 мм. При нанесении параллельных линий расстояние между ними должно быть равно 1-1,5 мм.

При разработке и ведении графических документов плана действий используются следующие основные цвета.

Красным цветом наносятся:

- положение, задачи и действия аварийно-спасательных формирований общего назначения, разведки и служб – медицинской, противопожарной, охраны общественного порядка, материального обеспечения, а так же их пункты управления, разграничительные линии и пожарная обстановка;

- положение, задачи и действия привлекаемых к проведению ЛСДНР соединений, воинских частей и подразделений войск ГО (кроме подразделений связи, инженерных, радиационной, химической и биологической защиты).

Черным цветом наносятся:

- положение и действия формирований служб – оповещения и связи, инженерной, аварийно-технической, автотранспортной, автодорожной, радиационной и химической защиты, технического обеспечения и их пункты управления;

- положение, задачи и действия привлекаемых соединений, воинских частей и подразделений войск ГО (подразделений связи, инженерных, радиационной, химической и биологической защиты);

- нумерация и наименование формирований, соединений, частей и подразделений;

- пояснительные записи за привлекаемыми силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Синим цветом наносятся:

- зоны полных, сильных, средних и слабых разрушений, образующиеся при чрезвычайных ситуациях со взрывами;

- степени разрушения зданий и сооружений (полная, сильная, средняя и слабая) при техногенных авариях и стихийных бедствиях;

- очаги аварий при выбросе или выливе АХОВ;

- участки подтопления и зоны катастрофического затопления, зоны возможного распространения смерчей, водоисточники.

Желтым цветом наносится:

- внутренняя площадь условного знака зоны химического заражения, химически опасного объекта, объекта газопереработки и хранилища АХОВ.

Коричневым цветом наносятся:

- внутренняя площадь завалов разрушенных зданий и сооружений, заваленных проездов и проходов;

- районы обсервации и карантинных мероприятий при возникновении очагов эпидемий;

- зоны возможных разрушительных землетрясений;

- дороги и колонные пути.

Для выполнения надписей на графических документах (заголовков, грифов, подписей и др.) используется прямой шрифт. Размеры шрифтов, определяются в зависимости от геометрических размеров графических документов. На графических документах, как правило, применяется три размера шрифта:

N 1 – для оформления заголовка. Размеры его строчных букв определяются как 1,5 – 2 % от размера документа по вертикали;

N 2 – для оформления наименования должности, подзаголовков и слов «УТВЕРЖДАЮ» и «СОГЛАСОВАНО». Размеры букв должны соответствовать 1/2 от размеров строчных букв шрифта N 1;

N 3 – для оформления остальных текстовых реквизитов, размеры строчных букв должны составлять 1/3 от размеров строчных букв шрифта N 1.

Для выполнения надписей наименований формирований РСЧС на графических документах используют общепринятую аббревиатуру.

К текстовым документам относятся графики, таблицы, схемы и другие документы, выполняемые на компьютере, множительной аппаратуре, типографским способом или от руки. Текстовые оперативные документы изготавливаются на одной стороне листа белой бумаги формата АЗ (297 × 420 мм) или А4 (210 × 297мм) через 1,5 или 2 межстрочных интервала. Минимальная высота шрифта 2,5 мм.

Текст документа следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – не менее 20 мм. Шрифт должен быть четким средней жирности. Плотность текста должна быть одинаковой.

Оперативные документы пишутся в утвердительной форме, кратко, четко и однозначно, соблюдая все общепринятые правила. В них могут производиться ссылки на директивы или приказы. В этих случаях рекомендуется ставить дату, месяц и год издания директивы (приказа), а далее номер директивы (приказа).

В текстовых оперативных документах цифровой материал оформляется, как правило, в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь заголовок. Заголовок и слово «Таблица» начинаются с прописной буквы. Заголовок не подчеркивается.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист. При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью, над другими частями пишут слово «Продолжение».

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки или графы таблицы выходят за формат листа, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется ее головка, во втором случае – боковик.

Если повторяющийся в графе таблицы текст состоит из одного слова, его допускается заменять кавычками; если из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводятся, то в ней ставится прочерк.

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 07.06.2019 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Код публикации: 18.12.

 

 

[1] Введен в действие с 1 июня 2017 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.06.2016 N 728-ст. Текст стандарта можно скачать с сайта редакции http://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф в разделе «Документы по ГО и ЧС».

Другие статьи по теме
Категория: Защита от ЧС (РСЧС) | Добавил: ЦИПЗО (07.06.2019)
Просмотров: 6847 | Теги: планирование