Повышение устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях и в военное время
Главная » Статьи » Защита от ЧС (РСЧС)

Повышение устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях и в военное время

«Болезнь легче предупредить, чем лечить».

Гиппократ – древнегреческий философ, врач

 

Статья начинается высказыванием знаменитого на весь мир древнегреческого целителя, врача Гиппократа, т.к. именно эти простые пять слов указывают нам направление, по которому следует идти, когда мы приступаем к решению вопросов, связанных с организацией повышения устойчивости функционирования объектов экономики в Российской Федерации (далее – ПУФ ОЭ).

Проблема обеспечения устойчивости объектов экономики в чрезвычайных ситуациях является одной из основных проблем национальной безопасности любой страны. Без решения этой проблемы невозможно обеспечить ни военную, ни экономическую, ни любую другую безопасность.

Военная, экономическая, социальная и другие виды национальной безопасности непосредственно связаны с устойчивой работой ОЭ в любых условиях, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций различного вида (далее – ЧС). При этом в условиях ЧС обеспечение устойчивости ОЭ имеет первостепенное значение.

Проблема устойчивости промышленных предприятий, предприятий сельского хозяйства и социальной сферы, объединенных в настоящее время термином объекты экономики, не является новой. Она возникла вместе с ними. Нестабильная, неустойчивая работа ОЭ неизбежно связана с наступлением негативных экономических, социальных и других последствий. Поэтому на всех этапах развития экономики эта проблема в той или иной мере решалась. Всегда на всех этапах развитая человеческого общества ведению войн предшествовала подготовка экономики, играющая решающую роль в вооруженной борьбе. Без устойчивой экономики невозможно обеспечение вооруженных сил средствами ведения войны и жизнедеятельности населения.

Всплески энтузиазма в решении проблемы всегда отмечались после войн и масштабных чрезвычайных ситуаций мирного времени, когда становилось совершенно очевидным, что последствия этих событий были бы значительно меньшими при принятии превентивных адекватных мер по обеспечению устойчивости ОЭ.

Таким образом, до определенных моментов времени проблема четко не осознавалась и решалась эпизодически и не системно. Коренной перелом в подходе к решению проблемы наступил лишь с расширением масштабов войн и усугублением тяжести их последствий.

Началом осознанного отношения к проблеме, по-видимому, следует считать 2-ю мировую войну, когда в воюющих странах начали осуществляться специальные мероприятия по подготовке экономики к войне и обеспечению ее устойчивости во время войны.

Известно, что устойчивость работы экономики Советского Союза частично обеспечивалась эвакуацией наиболее важных промышленных предприятий из районов военных действий и прифронтовых территорий в отдаленные тыловые районы, строительством в них новых и реконструкцией существовавших предприятий. В фашистской Германии устойчивость некоторых предприятии обеспечивалась, например, их размещением в горных выработках.

Особую остроту данная проблема приобрела с появлением оружия массового поражения, которое создало угрозу поражения не только отдельных ОЭ в пределах территории стран, но и целых промышленных районов с нанесением неприемлемого ущерба уже в самом начале военных действий. В ходе ведения войн с использованием оружия массового поражения возрастает потребность вооруженных сил во всех видах обеспечения, которые могут быть гарантированы только устойчиво функционирующей экономикой. Ослабление военного противостояния не сняло остроты проблемы.

Рост организационной сложности и технической оснащенности ОЭ, их энергонасыщенности, все более широкое применение в производственном (рабочем) цикле опасных веществ в больших количествах и сложных (опасных) технологий, нарушение хода естественных природных процессов, ухудшение социальной обстановки в ряде стран мира и другие причины приводят к объективному росту числа аварий, катастроф и стихийных бедствий, последствия которых становятся не только соизмеримыми с последствиями войн, но и в ряде случаев их превосходят.

Чернобыльская катастрофа в СССР в 1986 году, катастрофы на химическом предприятии «Юнион Карбайт» в индийском городе Бхопал в 1984 году, на АЭС «Фукусима-1» в 2011 году и другие техногенные ЧС, катастрофические землетрясения, наводнения и ураганы последних лет наглядное тому подтверждение. Экономические, социальные и политические последствия природных и техногенных ЧС, как показывает этот опыт, могут быть очень тяжелыми, если объекты экономики не способны противостоять действию поражающих факторов, т.е. не обладают свойством, которое носит название устойчивости.

Примером такого рода являются последствия двух одинаковых по силе землетрясений, произошедших во второй половине XX века в Армении и Лос-Анжелесе. В первом случае, когда устойчивость не была обеспечена, имели место массовые разрушения и гибель более 10 тысяч человек, во втором случае – произошло обрушение только недостаточно устойчивого путепровода с гибелью менее 200 человек.

Для объектов экономики, представляющих опасность для жизнедеятельности людей и окружающей природной среды, важно также обеспечить их устойчивость к возникновению аварий, при которых они сами становятся источниками поражающих факторов. Современные ОЭ до предела оснащены технологическим оборудованием, представляющим собой сложные технические системы. Отказ любого из элементов этих систем может привести к аварии или катастрофе.

Совершенно очевидно, что руководителям органов исполнительной власти всех уровней, руководителям всех объектов, независимо от форм их собственности, надлежит планировать, организовывать и выполнять мероприятия по повышению устойчивости функционирования ОЭ от воздействия поражающих факторов в мирное и военное время.

 

Понятие устойчивости функционирования экономики в военное и мирное время

Под устойчивостью функционирования экономики в военное время понимается ее способность удовлетворять оборонные и важнейшие народнохозяйственные потребности на уровне, обеспечивающем защиту государства и жизнедеятельности населения.

Под устойчивостью работы (функционирования) отрасли, объединения, объекта в чрезвычайных ситуациях понимается их способность производить продукцию в установленных номенклатуре и объеме (для отраслей и объектов непроизводственной сферы – способность выполнять заданные функции).

Данные определения, исходя из подходов в решении задач созданной в Российской Федерации Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС), применимы и для ЧС мирного времени.

Объекты экономики являются сложными техническими системами, в состав которых входят здания и сооружения, различное технологическое оборудование, системы энергоснабжения, материально-технического обеспечения, сбыта готовой продукции, управления и связи. Каждый из элементов системы имеет свои особенности.

Здания имеют разную конструкцию, этажность, размеры, перекрытия и т.д. Они различным образом размещены на территории объекта по отношению друг к другу и источникам ЧС.

Технологическое оборудование различается типом, заводом-изготовителем, насыщенностью приборами, длительностью эксплуатации, надежностью.

Системы энергоснабжения могут иметь различные источники энергии, а коммуникации – свои особенности. Системы материально-технического снабжения и сбыта отличаются поставщиками и потребителями, поставляемыми комплектующими, изделиями и сырьем, сбываемой продукцией.

Управление производством различается степенью подготовки и ответственности руководителей, обеспеченностью средствами связи и системами управления, их дублированием. Каждый объект экономики имеет разные финансовые и материальные возможности. Все это определяет специфику организаций. Работу по обеспечению устойчивости функционирования объекта (организации) должен организовывать и осуществлять его (ее) руководитель.

 

Повышение устойчивости функционирования объекта экономики в ЧС мирного и военного времени

Повышение устойчивости функционирования объекта экономики в ЧС мирного и военного времени – это комплекс организационных, инженерно-технических, специальных технологических, экономических, научных и учебных мероприятий, осуществляемых на объекте с целью снижения риска возникновения ЧС, защиты персонала объекта при их возникновении, снижения ущерба от применения противником средств поражения и террористических актов, а также с целью восстановления нарушенного производства в сжатые сроки. Следовательно, чтобы определить перечень этих мероприятий возникает необходимость выявить изменения, которые появились в элементах и системах объекта с течением времени. Именно для этого и проводится исследование устойчивости организации (объекта экономики).

Главной целью проведения исследований устойчивости является выявление наиболее уязвимых элементов во всех системах и структурных звеньях организации при возникновении ЧС мирного и военного времени. На основании материалов исследований разрабатывается комплекс организационных, инженерно-технических, экономических, специальных и других мероприятий по повышению устойчивости функционирования данной организации.

 

Назначение, состав и основные задачи комиссии по повышению устойчивости функционирования организации

Комиссия по повышению устойчивости функционирования объекта (далее – комиссия по ПУФ) является постоянно действующим, организующим, координирующим и контролирующим органом. Она создается приказом руководителя организации из числа своих специалистов и возглавляется заместителем ОЭ.

В зависимости от специфики производственной деятельности и численности работников ОЭ комиссия по ПУФ может создаваться в виде самостоятельной, постоянно действующей комиссии, или подкомиссии (группы), действующей в составе комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС и ОПБ).

Основными задачами комиссии по ПУФ являются:

1) организация и проведение исследовательских работ по оценке уязвимости производства на объекте от ЧС мирного и военного времени;

2) разработка мероприятий, направленных на ликвидацию «узких мест», обнаруженных в ходе проведения исследований;

3) разработка проекта плана мероприятий по ПУФ объекта, принятие мер по обеспечению его выполнения финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами;

4) координация выполнения мероприятий по ПУФ на территории объекта;

5) осуществление контроля проведения мероприятий по ПУФ в структурных подразделениях объекта, в том числе и за выполнением инженерно-технических мероприятий ГО (далее – ИТМ ГО) при ремонте, реконструкции и капитальном строительстве;

6) организация подготовки руководства и работников объекта по вопросам ПУФ;

7) организация и отработка вопросов по ПУФ в ходе учений и тренировок с работниками объекта;

8) разработка и планирование мероприятий по восстановлению функционирования объекта после ликвидации ЧС мирного и военного времени;

9) контроль осуществления мероприятий по ПУФ в период перехода ГО с мирного времени на военное положение;

10) подготовка и периодическая корректировка доклада руководителю объекта (председателю КЧС и ОПБ организации) по состоянию устойчивости функционирования объекта.

В Типовом положении определено, что в процессе работы в комиссии ведется следующая документация:

1) приказ руководителя организации о составе комиссии по ПУФ и, при необходимости, его ежегодная корректировка;

2) положение о комиссии;

3) план работы комиссии на год;

4) протоколы заседаний комиссии (не реже 1 раза в квартал);

5) план наращивания мероприятий по ПУФ организации, отнесенной к категории по ГО (как приложение 8 к плану ГО объекта);

6) план основных инженерно-технических мероприятий по ПУФ на год или перспективу;

7) материалы проведения исследований;

8) годовой доклад руководителю организации;

9) справочные материалы;

10) нормативные документы по ПУФ.

Структура и состав комиссии по ПУФ зависят от специфических особенностей объекта.

 

Примерная структура комиссии по ПУФ следующая:

Председатель комиссии – главный инженер объекта (заместитель руководителя объекта по основному виду деятельности организации).

Заместитель председателя комиссии – заместитель руководителя организации по производству (по обеспечению основного вида деятельности организации).

Члены комиссии:

- заместитель руководителя организации по экономическим вопросам (главный экономист);

- заместитель руководителя организации по материально-техническому обеспечению (МТО);

- заместитель руководителя организации по капитальному строительству;

- главный технолог организации;

- главный механик организации;

- главный энергетик организации;

- руководитель структурного подразделения (работник), специально уполномоченного на решение задач в области ГО (защиты населения и территорий от ЧС);

- руководитель службы безопасности организации;

- руководитель отдела охраны организации;

- другие должностные лица.

Состав комиссии определяет ее председатель и утверждается руководителем организации, и будет зависеть от решаемых ею задач.

Работа комиссии организуется в соответствии с годовым планом, утвержденным руководителем организации или председателем КЧС и ОПБ. Заседания комиссии проводятся не реже 1 раза в квартал и оформляются протоколами. Для документарного сопровождения работы комиссии целесообразно иметь в ее составе секретаря, работника, знающего порядок ведения документооборота в организации.

Одной из важных задач комиссии по ПУФ ОЭ, является организация и проведения исследований устойчивости функционирования ОЭ при возникновении ЧС мирного и военного времени.

Исследования устойчивости функционирования объекта при возникновении ЧС мирного и военного времени должны проводиться не реже одного раза в 5 лет.

 

Факторы, влияющие на устойчивость функционирования организаций в военное время

На устойчивость функционирования предприятий и организаций в военное время влияют следующие факторы:

- надежность защиты рабочих и служащих (работников организаций) от воздействия обычных средств поражения;

- способность инженерно-технического комплекса предприятий и организаций противостоять ударной волне, световому излучению и проникающей радиации;

- защищенность организаций от вторичных поражающих факторов (пожаров, взрывов, затоплений, заражения аварийными химически опасными веществами (далее – АХОВ));

- надежность системы снабжения предприятий и организаций всем необходимым для производства продукции (сырьем, топливом, электроэнергией, водой и т.п.);

- устойчивое и непрерывное управление производством и гражданской обороной;

- подготовленность организаций к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСДНР).

 

Основные мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций в военное время

Основными мероприятиями по ПУФ ОЭ в военное время являются:

1) Защита рабочих и служащих от поражающих факторов оружия массового поражения. Она достигается тремя основными способами:

- укрытием людей в защитных сооружениях ГО (убежищах, противорадиационных укрытиях, укрытиях);

- рассредоточением рабочих и служащих и эвакуацией их семей;

- использованием средств индивидуальной защиты.

2) Повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения, что достигается:

- при проектировании и строительстве – путем применения для несущих конструкций высокопрочных и легких материалов (сталей повышенной прочности, алюминиевых сплавов), для каркасных зданий – путем применения облегченных конструкций стенового заполнения и увеличения световых проемов за счет использования стекла, легких панелей из пластиков и других легко разрушающихся материалов;

- при реконструкции существующих промышленных сооружений и при строительстве новых – путем применения облегченных междуэтажных перекрытий и лестничных маршей, усиления их крепления к балкам, использования легких, огнестойких кровельных материалов;

- при угрозе нападения противника – путем ввода в наиболее ответственные сооружения дополнительных опор для уменьшения пролетов, усиления наиболее слабых узлов и отдельных элементов несущих конструкций. Отдельные элементы, например высокие сооружения (трубы, мачты, колонны, этажерки), закрепляются оттяжками, рассчитанными на нагрузки, создаваемые воздействием скоростного напора воздуха ударной волны. Устанавливаются бетонные или металлические пояса, повышающие жесткость конструкции.

3) Повышение надежности функционирования средств производства, которое достигается:

- размещением тяжелого оборудования на нижних этажах;

- прочным закреплением станков на фундаментах, устройством контрфорсов, повышающих устойчивость станочного оборудования к действию скоростного напора ударной волны;

- размещением наиболее ценного и нестойкого к ударам оборудования в зданиях с повышенными прочностными характеристиками или в специальных защитных сооружениях, а более прочного ценного оборудования – в отдельно стоящих зданиях павильонного типа, имеющих облегченные и огнеупорные ограждающие конструкции, разрушение которых не повлияет на сохранность оборудования;

- созданием запасов наиболее уязвимых деталей и узлов технологического оборудования, а также изготовлением в мирное время защитных конструкций (кожухов, камер, навесов, козырьков и т.п.) для защиты оборудования от повреждений при обрушении конструкций зданий;

- размещением производства отдельных видов продукции в филиалах путем замены вышедших из строя образцов оборудования другими, а также сокращения числа используемых типов станков и приборов.

4) Повышение надежности функционирования систем и источников энергоснабжения.

Устойчивость систем энергоснабжения организации повышается путем подключения ее к нескольким источникам питания, удаленным один от другого на расстояние, исключающее возможность их одновременного повреждения современными средствами поражения.

В организациях, имеющих тепловые электростанции, оборудуются приспособления для работы тепловых электростанций на различных видах топлива, принимаются меры по созданию запасов твердого и жидкого топлива, его укрытию и усилению конструкций хранилищ горючих материалов.

В сетях энергоснабжения проводятся мероприятия по переводу воздушных линий энергопередачи на подземные, а линий, проложенных по стенам и перекрытиям зданий и сооружений, на линии, проложенные под полом первых этажей (в специальных каналах).

При монтаже новых и реконструкции старых сетей устанавливаются автоматические выключатели, которые при коротком замыкании и при образовании перенапряжения отключают поврежденные участки.

5) Повышение надежности функционирования систем и источников водоснабжения.

Водоснабжение организации более устойчиво и надежно, если она питается от нескольких систем или от двух-трех независимых водоисточников, удаленных друг от друга на безопасное расстояние.

Гарантированное снабжение водой может быть обеспечено только от защищенного источника с автономным и защищенным источником энергии. К таким источникам относятся артезианские и безнапорные скважины, которые присоединяются к общей системе водоснабжения организации.

Пожарные гидранты и отключающие устройства размещаются на территории, которая не будет находиться в зоне завалов в случае разрушения зданий и сооружений.

Применяются автоматические и полуавтоматические устройства, которые отключают поврежденные участки без нарушения работы остальной части сети.

6) Повышение надежности функционирования систем и источников газоснабжения.

Для обеспечения устойчивости снабжения организации газом предусматривается его подача в газовую сеть от газорегуляторных пунктов (газораздаточных станций). При проектировании, строительстве и реконструкции газовых сетей создаются закольцованные системы в каждой организации.

На случай выхода из строя газорегуляторных пунктов и газораздаточных станций устанавливаются обводные линии (байпасы). Все узлы и линии устанавливаются, как правило, под землей.

Для уменьшения пожарной опасности проводятся мероприятия, снижающие возможность утечки газа. На газопроводах устанавливаются автоматические запорные и переключающие устройства дистанционного управления, позволяющие отключать сети или переключать поток газа при разрыве труб непосредственно с диспетчерского пункта.

7) Повышение надежности функционирования систем и источников теплоснабжения.

Инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости систем теплоснабжения проводятся путем защиты источников тепла и заглубления коммуникаций в грунт.

Тепловая сеть строится, как правило, по кольцевой системе, трубы отопительной системы прокладываются в специальных каналах. Запорные и регулирующие приспособления размещаются в смотровых колодцах, по возможности – на территории зданий и сооружений. На тепловых сетях устанавливается запорно-регулирующая аппаратура (задвижки, вентили и др.), предназначенная для отключения поврежденных участков.

8) Повышение надежности функционирования систем канализации.

Мероприятия по повышению устойчивости системы канализации разрабатываются раздельно для ливневых, промышленных и хозяйственных (фекальных) стоков.

В организации оборудуется не менее двух выводов с подключением к городским канализационным коллекторам, а также устанавливаются выводы для аварийных сбросов неочищенных вод в прилегающие к организации овраги и другие естественные и искусственные углубления.

Для сброса строятся колодцы с аварийными задвижками и устанавливаются на объектовых коллекторах с интервалом 50 метров, по возможности – на незахламленной территории.

9) Повышение устойчивости функционирования организаций к воздействию светового излучения.

К числу специальных мероприятий по защите технологического процесса, проводимых в организации при угрозе нападения и в военное время, можно отнести следующие:

- защита от светового излучения открытых технологических установок, станков, ванн для промывки деталей и других аппаратов с горючими жидкостями и газами;

- уменьшение в цехах до технологически обоснованного минимума запасов смазочных масел, керосина, бензина, красок и других горючих веществ;

- изменение технологии, исключающее применение в производстве каких-либо огнеопасных или взрывоопасных веществ;

- удаление горючих материалов от оконных проемов;

- применение автоматических линий и средств тушения пожаров;

- устройство аварийных заглубленных емкостей для быстрого спуска из оборудования и технологических систем горючих жидкостей.

10) Надежность снабжения организаций материально-техническими ресурсами. Надежность снабжения обеспечивается:

- установлением устойчивых связей с предприятиями-поставщиками, для чего подготавливаются запасные варианты производственных связей с предприятиями;

- дублированием железнодорожного транспорта автомобильным и речным (или наоборот) для доставки технологического сырья и вывоза готовой продукции;

- заблаговременной подготовкой складов для хранения готовой продукции, которую нельзя вывезти потребителям, изысканием возможности перехода на местные источники сырья и топлива;

- строительством филиалов за пределами крупных городов;

- созданием в организации запасов сырья, топлива, оборудования, материалов и комплектующих изделий (гарантийный запас всех материалов должен храниться, по возможности, рассредоточено, в местах, где меньше всего он может подвергнуться уничтожению при использовании современных средств поражения).

11) Подготовка к восстановлению нарушенного производства.

Готовность организации в короткие сроки возобновить выпуск продукции – важный показатель устойчивости ее функционирования.

В расчетах по восстановлению зданий и сооружений указываются характер разрушений (повреждения), перечень и общий объем восстановительных работ (стоимость, трудоемкость, сроки восстановления), потребность в рабочей силе, привлекаемые строительные подразделения организации или обслуживающей организации, потребность в материалах, машинах и механизмах.

В расчетах по ремонту оборудования указываются вид оборудования и его количество, перечень ремонтно-восстановительных работ и их стоимость, необходимая рабочая сила, материалы и запасные части, сроки восстановления.

12) Повышение надежности и оперативности управления производством и гражданской обороной.

Для ПУФ предприятий и организаций в условиях военного времени необходимо:

- иметь пункты управления, обеспечивающие руководство мероприятиями по ГО и производственной деятельностью организации;

- размещать диспетчерские пункты, автоматическую телефонную станцию (далее – АТС) и радиоузел организации в наиболее прочных сооружениях;

- устраивать резервные электростанции для зарядки аккумуляторов АТС и питания радиоузла при отключении источника электроэнергии;

- дублировать питающие фидеры АТС и радиоузла;

- обеспечить надежность связи с аварийно-спасательными формированиями на объекте и в безопасном районе.

 

Факторы, влияющие на устойчивое функционирование организаций в чрезвычайных ситуациях

На устойчивое функционирование организаций в ЧС влияют следующие факторы:

- снижение риска аварий и катастроф;

- рациональное размещение отдельных производств на территории организации;

- повышение надежности инженерно-технического комплекса и подготовка организации к работе в условиях ЧС;

- обеспечение надежной защиты работников организации;

- повышение безопасности технологических процессов и эксплуатации технологического (технического) оборудования;

- подготовка к восстановлению нарушенного производства.

 

Основные мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях

1) В целях ПУФ организаций в ЧС проводятся следующие мероприятия:

- создаются и содержатся в постоянной готовности локальные системы оповещения организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;

- организуется взаимодействие между организациями по осуществлению возможного (при необходимости) маневра ресурсами между ними;

- создается страховой фонд конструкторской, технологической, эксплуатационной документации;

- накапливаются и поддерживаются в готовности к использованию резервные источники питания;

- создаются запасы энергоносителей, сырья, строительных материалов, других материальных средств, необходимых для поддержания функционирования предприятий и организаций в условиях прерванного материально-технического снабжения;

- производится подготовка к возможной эвакуации персонала и особо ценного оборудования;

- осуществляется подготовка к проведению инженерной, радиационной, химической, противопожарной, медицинской защиты персонала и организации;

- ведется подготовка к проведению мероприятий, необходимых для жизнеобеспечения населения, АСДНР.

2) При угрозе возникновения ЧС в организациях проводятся мероприятия, повышающие устойчивость их функционирования, в том числе:

- снижение количества АХОВ, пожаро- и взрывоопасных материалов на производстве;

- подготовка защитных сооружений для защиты персонала от поражающих факторов ЧС;

- усиление технологической дисциплины и охраны организаций.

3) Организационными мероприятиями по заблаговременной разработке и планированию действий органов управления, сил и средств организаций при возникновении ЧС являются:

- прогнозирование последствий возможных ЧС и определение размеров опасных зон вокруг организаций;

- подготовка руководства организации к работе в особом режиме;

- создание комиссий по ПУФ ОЭ и организация их работы в условиях возникновения ЧС;

- обучение производственного персонала соблюдению мер безопасности, порядку действий при возникновении аварийных ситуаций, локализации аварий и тушении пожаров, ликвидации последствий и восстановлении нарушенного производства;

- проверка готовности локальных систем оповещения организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.

4) Инженерно-технические мероприятия, обеспечивающие повышение физической устойчивости зданий, сооружений, технологического оборудования и в целом производства, включают:

- создание в организациях систем автоматизированного контроля за ходом технологических процессов, уровнем загрязнения помещений и воздушной среды цехов опасными веществами и пылевыми частицами;

- накопление фонда защитных сооружений ГО и повышение их защитных свойств в зонах возможных разрушений, радиационного загрязнения или химического заражения;

- обвалование емкостей для хранения легковоспламеняющихся жидкостей, устройство заглубленных емкостей для слива особо опасных веществ из технологических установок;

- дублирование источников энергоснабжения;

- защиту водных источников и контроль качества воды;

- герметизацию складов и холодильников в опасных зонах.

5) Специальные мероприятия по созданию благоприятных условий для проведения работ по защите и спасению людей, попавших в опасные зоны, и быстрейшей ликвидации аварий и их последствий включают:

- накопление средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;

- создание на химически опасных объектах организаций запасов материалов для нейтрализации разлившихся АХОВ и дегазации местности, зараженных строений, средств транспорта, одежды и обуви;

- обеспечение герметизации помещений в жилых и общественных зданиях, расположенных в опасных зонах;

- разработку и внедрение новых высокопроизводительных средств дезактивации и дегазации зданий, сооружений, транспорта и специальной техники;

- накопление средств медицинской защиты и профилактики радиоактивных поражений людей и животных;

- регулярное проведение учений и тренировок по действиям в ЧС с органами управления, аварийно-спасательными формированиями и производственным персоналом организаций.

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 07.06.2019 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Код публикации: 18.12.

 

Другие статьи по теме
Категория: Защита от ЧС (РСЧС) | Добавил: ЦИПЗО (07.06.2019)
Просмотров: 11986