Главная » Статьи » Защита от ЧС (РСЧС) |
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях»
Положение о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утверждено приказом МЧС РФ от 04.03.2011 N 94.
1.1. Положение о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций разработано в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1.2. Деятельность функциональной подсистемы СМП ЧС осуществляется на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях и объединяет органы управления, силы и средства федерального, межрегионального и регионального уровней МЧС России.
2. Задачи функциональной подсистемы СМП ЧС
2.1. Основными задачами функциональной подсистемы СМП ЧС являются: организация и проведение работ по заблаговременному выявлению и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и их источников с учетом риска их возникновения; определение возможного характера чрезвычайных ситуаций и масштаба их развития; выработка рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций, по их предупреждению, локализации, ликвидации и смягчению негативных последствий.
3. Функции функциональной подсистемы СМП ЧС
3.1. Основными функциями функциональной подсистемы СМП ЧС являются: организация и ведение работ по мониторингу источников чрезвычайных ситуаций, лабораторному контролю и прогнозированию чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка и анализ информации об источниках чрезвычайных ситуаций и показателях риска возникновения чрезвычайных ситуаций; осуществление мониторинга и прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций; проведение оперативного лабораторного контроля с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья; координация деятельности, организационное и методическое обеспечение сети наблюдения и лабораторного контроля; выработка рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций и оценки эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и снижение негативных последствий при их возникновении; разработка типовых сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и оценка риска их возникновения; информационное обеспечение органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) прогнозными данными и рекомендациями в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам чрезвычайных ситуаций и оценки риска возникновения чрезвычайных ситуаций; обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для осуществления мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; методическое руководство и оперативный контроль за ходом работ по прогнозированию и мониторингу чрезвычайных ситуаций и снижению их негативных последствий.
4. Организация управления, силы и средства функциональной подсистемы СМП ЧС
4.1. На каждом уровне функциональной подсистемы СМП ЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, а также резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. 4.2. Координационными органами функциональной подсистемы СМП ЧС являются: на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой государственной системы РСЧС; на межрегиональном уровне - полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе; на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ. 4.3. Постоянно действующими органами управления функциональной под системы СМП ЧС являются: на федеральном уровне - Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; на межрегиональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры МЧС России); на региональном уровне - главные управления МЧС России по субъектам РФ. 4.4. Органами повседневного управления функциональной подсистемы СМП ЧС являются: на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях; на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России; на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях МЧС России по субъектам РФ. 4.5. Силами и средствами функциональной подсистемы СМП ЧС являются: на федеральном уровне - осуществляющие методическое сопровождение в части, касающейся управления рисками чрезвычайных ситуаций, государственное учреждение "Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России (далее - Центр "Антистихия"), федеральное государственное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (далее - ФГУ ВНИИ ГОЧС), учреждения и организации МЧС России, уполномоченные на проведение работ в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; на межрегиональном уровне - центры мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций региональных центров МЧС России, учреждения и организации МЧС России, уполномоченные на проведение работ в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории соответствующего федерального округа; на региональном уровне - оперативная дежурная смена центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по субъектам РФ, территориальные центры мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, учреждения и организации МЧС России, уполномоченные на проведение работ в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории субъекта РФ.
5. Режимы функционирования функциональной подсистемы СМП ЧС
5.1. Функциональная подсистема СМП ЧС на федеральном, региональном и территориальном уровнях осуществляет деятельность в следующих режимах: режим повседневной деятельности; режим повышенной готовности; режим чрезвычайной ситуации. 5.2. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на территории РФ функциональная подсистема СМП ЧС на всех уровнях осуществляет деятельность в режиме повседневной деятельности. 5.3. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального, муниципального, локального уровней в режим повышенной готовности частично или полностью переводится региональный уровень функциональной подсистемы СМП ЧС. 5.4. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального, регионального уровней в режим повышенной готовности переводится межрегиональный уровень функциональной подсистемы СМП ЧС. 5.5. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального уровней в режим повышенной готовности переводится федеральный уровень функциональной подсистемы СМП ЧС. 5.6. При возникновении чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального, муниципального и локального уровней в режим чрезвычайной ситуации частично или полностью переводится региональный уровень функциональной подсистемы СМП ЧС. 5.7. При возникновении чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального и регионального уровней в режим чрезвычайной ситуации переводится межрегиональный уровень функциональной подсистемы СМП ЧС. 5.8. При возникновении чрезвычайной ситуации федерального и межрегионального уровней в режим чрезвычайной ситуации переводятся координационные органы управления, органы управления, силы и средства федерального уровня функциональной подсистемы СМП ЧС. 5.9. Решение о переводе функциональной подсистемы СМП ЧС в целом или частично в режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации принимается постоянно действующими органами управления РСЧС.
6. Деятельность функциональной подсистемы СМП ЧС в различных режимах функционирования
6.1. Функционирование в режиме повседневной деятельности включает: нормативное и методическое обеспечение деятельности функциональной подсистемы СМП ЧС; сбор, обработку и обмен в установленном порядке информацией в области мониторинга; прогноз, предупреждение, предотвращение и управление рисками чрезвычайных ситуаций и кризисных явлений; защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности; подготовку и доведение прогнозной информации (оперативного, ежедневного, недельного, ежемесячного, сезонного и годового прогнозов) о возможных чрезвычайных ситуациях и их последствий с учетом риска их возникновения и соответствующих рекомендаций до координационных органов и органов управления РСЧС в целях своевременного принятия управленческих решений, обеспечивающих минимизацию риска гибели людей и снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций; осуществление мониторинга и прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций; сбор, обработку и анализ информации об источниках чрезвычайных ситуаций и показателях риска возникновения чрезвычайных ситуаций, формирование банков данных; разработку типовых сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и оценка риска их возникновения; выработку рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций и оценки эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и снижение негативных последствий при их возникновении; обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для осуществления мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; организацию работы по повышению квалификации сотрудников, задействованных в функциональной подсистеме СМП ЧС; участие в выполнении целевых и научно-технических программ по совершенствованию системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; осуществление лабораторного контроля за химической, радиационной и биолого-социальной обстановкой на территории РФ в местах, где прогнозируется возникновение или возникла чрезвычайная ситуация; проведение оперативных радиометрических, радиохимических, химических, микробиологических, токсикологических и других анализов объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья; участие в проведении научно-технических экспертиз методов и средств проведения лабораторных исследований по определению загрязнения (заражения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья; ведение и актуализация баз данных о чрезвычайных ситуациях. 6.2. Функционирование в режиме повышенной готовности включает: усиление контроля за состоянием окружающей среды и источниками чрезвычайных ситуаций в зоне, где прогнозируется возникновение чрезвычайных ситуаций; установление соответствующего режима сбора и обмена информацией с подразделениями, обеспечивающими мониторинг источников и прогноз чрезвычайной ситуации в предполагаемой зоне возникновения чрезвычайной ситуации; разработку вероятных сценариев возникновения и развития чрезвычайной ситуации; проведение уточняющих расчетов параметров прогноза, возникших и прогнозируемых чрезвычайных ситуаций; разработку оперативных ежедневных и экстренных предупреждений о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях и динамику их развития; осуществление оперативного лабораторного контроля за химической, радиационной и биолого-социальной обстановкой на территории РФ в местах возможного возникновения чрезвычайных ситуаций; разработку предложений по принятию оперативных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению размера ущерба в случае угрозы его возникновения; организацию и поддержание непрерывного взаимодействия с оперативными группами в зоне угрозы возникновения чрезвычайной ситуации; оперативное доведение прогнозной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и их последствиях с учетом риска их возникновения до координационных органов и органов управления РСЧС в целях своевременного принятия управленческих решений, обеспечивающих минимизацию риска гибели людей и снижение размеров ущерба от чрезвычайных ситуаций, а также уточненного прогноза и рекомендации по порядку реагирования на него. 6.3. Функционирование в режиме чрезвычайной ситуации включает: постоянный мониторинг состояния окружающей среды и источников чрезвычайных ситуаций в зоне чрезвычайной ситуации; оперативный сбор и обмен информацией с подразделениями, обеспечивающими мониторинг, контроль и прогноз развития чрезвычайной ситуации, и с экспертными группами; уточнение или корректировку вероятных сценариев развития чрезвычайной ситуации; прогнозирование параметров вероятных негативных последствий чрезвычайной ситуации; осуществление оперативного лабораторного контроля за химической, радиационной и биолого-социальной обстановкой в местах возникновения чрезвычайных ситуаций; выработку предложений по принятию оперативных мер, направленных на смягчение последствий чрезвычайной ситуации; обеспечение устойчивого взаимодействия с оперативными группами в зоне чрезвычайной ситуации; оперативное доведение прогнозной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и их последствиях с учетом риска их возникновения до координационных органов и органов управления РСЧС в целях своевременного принятия управленческих решений, обеспечивающих минимизацию риска гибели людей и снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций, а также уточненного прогноза и рекомендации по порядку реагирования на него.
7. Система информационного обеспечения функциональной подсистемы СМП ЧС
7.1. Информационное обеспечение функциональной подсистемы СМП ЧС осуществляется путем информационного обмена с функциональными и территориальными подсистемами РСЧС сведениями о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и их последствиях, о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также сведениями о деятельности организаций независимо от форм собственности, органов местного самоуправления, государственных органов исполнительной власти. 7.2. В целях оперативного реагирования на информацию о возникновении, развитии и параметрах чрезвычайных ситуаций, размещаемую в средствах массовой информации, осуществляется непрерывный мониторинг средств массовой информации.
| |
Категория: Защита от ЧС (РСЧС) | Добавил: ЦИПЗО (18.05.2017) | |
Просмотров: 2826 | |