Организационно-правовые аспекты процедуры подготовки решения об отнесении возникшей чрезвычайной ситуации к чс федерального или межрегионального харак
Главная » Статьи » Защита от ЧС (РСЧС)

Организационно-правовые аспекты процедуры подготовки решения об отнесении возникшей чрезвычайной ситуации к чс федерального или межрегионального харак

Принятие решения об отнесении возникшей чрезвычайной ситуации (далее – ЧС) к ЧС федерального или межрегионального характера должно быть объективно обосновано, так как такое решение связано с рядом организационных, правовых и финансовых аспектов. В связи с этим должна быть разработана определенная процедура принятия таких решений. В целях повышения эффективности и обоснованности выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ (далее – резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации ЧС разработаны «Методические рекомендации по организации работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ для принятия Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности решения об отнесении возникшей ЧС к ЧС федерального или межрегионального характера» (далее – методические рекомендации)[1]. Документ разработан в целях выработки единого подхода для принятия Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности решений об отнесении возникших ЧС к ЧС федерального или межрегионального характера.

Согласно классификации, установленной постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 «О классификации ЧС природного и техногенного характера», основными критериями, определяющими отнесение произошедшей ЧС к ЧС соответствующего характера, являются количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, и размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (размер материального ущерба).

ЧС признается чрезвычайной ситуацией межрегионального характера, если зона ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей.

При этом необходимо, чтобы на территории этих субъектов РФ был введен режим ЧС для органов управления и сил территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее – РСЧС), органами государственной власти субъектов РФ были приняты решения об отнесении возникшей ЧС к ЧС регионального характера, ЧС на территории субъектов РФ были вызваны одним источником.

ЧС признается чрезвычайной ситуацией федерального характера, если количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью в результате нее, составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 1,2 млрд. рублей.

Если количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью в результате возникшей ЧС, составляет свыше 500 человек, Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее – Правительственная комиссия) принимает решение об отнесении ее к ЧС федерального характера на основании информации высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ о количестве людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью в результате ЧС.

Если количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью в результате возникшей ЧС, не превышает 500 человек, основанием для принятия решения об отнесении ее к ЧС федерального характера является соответствующий размер материального ущерба.

Оперативная оценка ущерба от ЧС является основой для определения характера ЧС в целях установления источника финансирования мероприятий по ликвидации их последствий.

Вышеуказанные методические рекомендации устанавливают общие положения и принципы, на основе которых рекомендуется проводить оперативную оценку ущерба от ЧС природного и техногенного характера для принятия решений органами государственной власти субъектов РФ об обращении в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации ЧС.

 

Составляющие оперативной оценки ущерба от ЧС

В соответствии с ГОСТ Р 55201-2012 «Национальный стандарт РФ. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению ЧС природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства» ущерб от ЧС – абсолютный размер вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Таким образом, оперативная оценка ущерба от ЧС включает определение размеров следующих его составляющих:

- оказание помощи пострадавшим гражданам и гражданам, члены семей которых погибли в результате ЧС;

- реализация мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате ЧС;

- проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищного фонда и социально значимых объектах образования, здравоохранения и социальной поддержки населения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также ущерб по отраслям: энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству, транспортной инфраструктуре, сельскому хозяйству;

- ущерб окружающей среде.

Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за оказание методической помощи исполнительным органам государственной власти субъектов РФ по определению размера составляющих материального ущерба, представлены в таблице.

 

N п/п

Составляющая оперативной оценки ущерба от ЧС

Ответственный федеральный орган исполнительной власти

1.

Оказание помощи пострадавшим гражданам и гражданам, члены семей которых погибли в результате ЧС

МЧС России

2.

Реализация мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате ЧС

Минстрой России

3.

Проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищного фонда и социально значимых объектах образования, здравоохранения и социальной поддержки населения, находящихся в государственной и муниципальной собственности

Федеральные органы исполнительной власти в соответствии со сферой ведения

Ущерб по отраслям: энергетике;

жилищно-коммунальному хозяйству;

Минэнерго России Минстрой России

транспортной инфраструктуре; сельскому хозяйству

Минтранс России Минсельхоз России

4.

Ущерб окружающей среде

Минприроды России

 

Документы, обосновывающие размер причиненного ущерба, подготавливаются исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, на территории которого произошла ЧС. Федеральные органы исполнительной власти в рамках своей компетенции организуют оказание органам исполнительной власти субъекта РФ необходимой методической помощи, при необходимости направляют в зону ЧС своих специалистов и согласовывают результаты оценки ущерба при наличии соответствующих компетенций и полномочий в соответствии с законодательством РФ.

 

РАСЧЕТ СОСТАВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНОЙ ОЦЕНКИ УЩЕРБА ОТ ЧС

 

Расчет расходов на оказание помощи пострадавшим гражданам и гражданам, члены семей которых погибли в результате ЧС

Ущерб, связанный с оказанием помощи пострадавшим гражданам и гражданам, члены семей которых погибли в результате ЧС, рассчитывается умножением количества граждан, нуждающихся в оказании помощи соответствующего вида, на размер этой помощи.

При этом оцениваются следующие виды помощи:

- финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости – 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости – 100 тыс. рублей на человека) – гражданам, постоянно проживающим в жилых помещениях, попавших в зону ЧС, и зарегистрированным в них по месту жительства, чье имущество первой необходимости было утрачено частично или полностью в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС;

- единовременное пособие гражданам, получившим в результате ЧС вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред – 200 тыс. рублей на человека).

Членам семей граждан, погибших в результате ЧС (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении), выплачивается единовременное пособие:

- в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи;

- в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством РФ.

Количество граждан, нуждающихся в оказании помощи соответствующего вида, определяется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ совместно с органами местного самоуправления путем составления предварительных сводных данных о количестве граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи и (или) в связи с получением вреда здоровью, и необходимых бюджетных ассигнованиях.

 

Расчет расходов на реализацию мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате ЧС

На основании информации исполнительных органов государственной власти субъекта РФ о количестве утраченных (поврежденных) жилых помещений и их суммарных общих площадях, а также показателях средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения в субъекте РФ (стоимости капитального ремонта 1 кв. метра общей площади поврежденного жилого помещения), определяемых Минстроем России, рассчитывается общий объем расходов на реализацию мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате ЧС.

По результатам расчетов готовится информация о расходах на реализацию мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате ЧС.

 

Расчет расходов на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищного фонда и социально значимых объектах образования, здравоохранения и социальной поддержки населения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также ущерба энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству, транспортной инфраструктуре и сельскому хозяйству

Перечень неотложных аварийно-восстановительных работ при ликвидации ЧС определен пунктом 1 приложения N 1 к Положению об использовании в 2020 году бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ.

При определении расходов на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ исполнительные органы государственной власти субъекта РФ совместно с органами местного самоуправления осуществляют их оперативную оценку в соответствии с актами обследования поврежденных объектов и сметными расчетами на проведение работ. По результатам расчета подготавливается информация о расходах на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ.

Оперативный расчет ущерба энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству, транспортной инфраструктуре, сельскому хозяйству осуществляется профильными исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, на территории которого произошла ЧС. При этом Минэнерго России, Минстрой России, Минтранс России и Минсельхоз России в рамках своей компетенции организуют оказание исполнительным органам государственной власти субъекта РФ необходимой методической помощи, при необходимости направляют в зону ЧС своих специалистов и согласовывают результаты оценки ущерба при наличии соответствующих компетенций и полномочий в соответствии с законодательством РФ. При оценке затрат на восстановление утраченных или поврежденных объектов учитываются только объекты, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

 

Расчет ущерба окружающей среде

Составляющими ущерба окружающей среде являются:

- ущерб, нанесенный поверхностным и подземным водам;

- ущерб, нанесенный животным и растениям, за исключением сельскохозяйственных;

- ущерб, нанесенный лесному фонду;

- ущерб, нанесенный атмосферному воздуху, поверхностному слою почвы, а также ущерб, нанесенный объектам растительного и животного мира, занесенным в красную книгу РФ, водным биологическим ресурсам, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания.

Расчет указанных составляющих ущерба окружающей среде (при наличии такой возможности) осуществляется соответствующими исполнительными органами государственной власти субъекта РФ на основании методических и иных документов Правительства РФ, Минприроды России и Росрыболовства.

 

ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ОБ ОТНЕСЕНИИ ВОЗНИКШЕЙ ЧС К ЧС ФЕДЕРАЛЬНОГО ИЛИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

 

В случае возникновения ЧС, в результате которой количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, превышает 500 человек, Правительственная комиссия принимает решение об отнесении ее к ЧС федерального характера на основании соответствующего обращения высшего должностного лица субъекта РФ к председателю Правительственной комиссии – Министру МЧС России, содержащего информацию о количестве людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью в результате ЧС.

При возникновении ЧС, в результате которой количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, не превышает 500 человек, и для которой в соответствии с особенностями ее развития и (или) прогнозными оценками существуют основания для последующего отнесения ее к ЧС федерального характера согласно размеру материального ущерба, в целях определения источника финансирования мероприятий по ликвидации ее последствий не позднее 15-ти дней со дня введения режима ЧС для соответствующих органов управления и сил РСЧС высшее должностное лицо субъекта РФ обращается к председателю Правительственной комиссии с просьбой о проведении заседания Правительственной комиссии по вопросу отнесения возникшей ЧС к ЧС федерального характера. К указанному обращению прилагаются копии нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта РФ о введении режима ЧС для органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС и отнесении возникшей ЧС к ЧС регионального характера.

Для рассмотрения Правительственной комиссией вопроса об отнесении возникшей ЧС к ЧС межрегионального характера к председателю Правительственной комиссии обращаются высшие должностные лица двух и более субъектов РФ, территорию которых затрагивает зона ЧС. К указанным обращениям прилагаются копии нормативных правовых актов органов государственной власти этих субъектов РФ о введении режима ЧС для органов управления и сил территориальных подсистем РСЧС и отнесении возникшей ЧС к ЧС регионального характера.

В обращениях, указанных в абзацах втором и третьем раздела 4 настоящих Методических рекомендаций, рекомендуется указывать краткую характеристику возникшей ЧС, информацию о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, предварительном (предполагаемом) размере материального ущерба, а также предпосылки, позволяющие сделать вывод об отнесении ЧС к ЧС федерального или межрегионального характера.

На основании указанного обращения (обращений) МЧС России направляет запросы членам Правительственной комиссии и при необходимости в иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ) о проведении оперативной оценки ущерба. Срок проведения оперативной оценки определяется в зависимости от условий обстановки в зоне ЧС.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ) уведомляет заинтересованные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их сферой ведения о результатах оперативной оценки ущерба. При наличии соответствующих компетенций и полномочий в соответствии с законодательством РФ заинтересованные федеральные органы исполнительной власти согласовывают представленные результаты оперативной оценки ущерба.

После завершения оперативной оценки ущерба высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ (высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ) повторно обращается (обращаются) к председателю Правительственной комиссии с просьбой о проведении заседания Правительственной комиссии по вопросу отнесения возникшей ЧС к ЧС федерального (межрегионального) характера. В обращении указывается общий размер ущерба от ЧС, согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с приложением информации о размерах его составляющих. К указанной информации прилагаются копии писем об уведомлении федеральных органов исполнительной власти относительно размера составляющих ущерба в соответствии с их сферой ведения и при наличии копии писем федеральных органов исполнительной власти о согласовании размера ущерба.

После направления председателю Правительственной комиссии повторного обращения (обращений) высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ (высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ), указанного (указанных) в абзаце седьмом раздела 4 настоящих Методических рекомендаций, МЧС России организует проведение заседания Правительственной комиссии, на котором заслушивается высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ (высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) соответствующих субъектов РФ). При наличии соответствующих компетенций и полномочий в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти на указанном заседании Правительственной комиссии подтверждают результаты оценки ущерба от ЧС в сфере своего ведения.

Дата проведения заседания Правительственной комиссии определяется в зависимости от условий обстановки в зоне ЧС.

По итогам заседания Правительственной комиссии принимается решение об отнесении или не отнесении возникшей ЧС к ЧС федерального (межрегионального) характера, и выдаются рекомендации высшему исполнительному органу исполнительной власти субъекта РФ (высшим исполнительным органам исполнительной власти субъектов РФ) по вопросу обращения в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации ЧС.

В дальнейшем величина ущерба от ЧС может уточняться. Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и федеральными органами исполнительной власти проводится анализ соответствия величины уточненного ущерба и размера ущерба, полученного на основании оперативной оценки.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 5/2020.

 

 

[1] Методические рекомендации утверждены протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности от 10.03.2020 N 1.

 

Другие статьи по теме
Категория: Защита от ЧС (РСЧС) | Добавил: ЦИПЗО (17.11.2020)
Просмотров: 618