Как работает система оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях на муниципальном уровне
Главная » Статьи » Защита от ЧС (РСЧС)

Как работает система оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях на муниципальном уровне

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях»

В статье рассмотрены задачи, структура и организация работы объединенной системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях на муниципальном уровне. Представлено положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования. Статья подготовлена для журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

 

1. Общие положения

 

1.1. Целью создания объединенной системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (далее - ОСОДУ) муниципального образования является повышение оперативности управления и эффективности функционирования дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности, расположенных на территории муниципального образования, и объектов различной ведомственной принадлежности при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) на основе:

- организации и поддержания четкого информационного взаимодействия между ДДС, анализа, обобщения и распространения в ОСОДУ циркулирующей в ней информации;

- своевременного представления комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) полной и достоверной информации о ЧС, сложившейся обстановке, выполненных и рекомендуемых мероприятиях, необходимой для принятия решения по предупреждению и ликвидации ЧС;

- координации действий ДДС по принятию ими экстренных мер с целью своевременного предупреждения и ликвидации ЧС, смягчению их последствий, недопущению перерастания локальных ЧС в ЧС большего масштаба.

1.2. Важнейшими задачами ОСОДУ являются:

- обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой системы и гражданской обороны (в том числе управления силами и средствами единой системы, силами и средствами гражданской обороны), организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны в установленном порядке;

- своевременное информационное обеспечение органов управления и сил муниципального образования, предназначенных для экстренных действий;

- поддержание постоянной связи с вышестоящими, подчиненными и соседними дежурными службами;

- своевременное представление докладов вышестоящим органам управления о ходе ликвидации ЧС и изменениях обстановки.

1.3. Руководство ОСОДУ может осуществляться как через КЧС и ОПБ муниципального образования, так и через ЕДДС МКУ "УГОЧС".

 

2. Структура ОСОДУ и основные задачи входящих в нее ДДС

 

2.1. В состав ОСОДУ входят следующие ДДС:

- ЕДДС муниципального образования при муниципальном казенном учреждении муниципального образования "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям";

- по согласованию ДДС предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, независимо от форм собственности, а также имеющих силы постоянной готовности к действиям при угрозе и возникновении ЧС;

- по согласованию - ДДС территориальных и федеральных органов исполнительной власти (Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Министерства транспортного сообщения).

2.2. Состав ДДС, входящих в ОСОДУ, а также состав служб, сил и средств муниципального образования, привлекаемых для предупреждения и ликвидации ЧС определяется постановлением администрации муниципального образования.

2.3. ЕДДС является органом повседневного управления муниципального  звена РСЧС для всех ДДС по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС на территории муниципального образования, представляющих потенциальную опасность для населения и территории муниципального образования, а также координирующим органом при совместных действиях в ЧС.

2.4. ДДС, входящие в ОСОДУ, должны обеспечивать решение следующих задач:

- прием от населения сообщений о происшествиях, их анализ и представление в ЕДДС тех данных, которые в соответствии с установленными критериями могут рассматриваться как сообщения об угрозе или возникновении ЧС;

- доведение задач на действия в условиях ЧС до сил постоянной готовности муниципального образования, контроль их исполнения;

- представление докладов (донесений) старшим органам управления о сложившейся обстановке и действиях по ликвидации ЧС;

- получение от ЕДДС обобщенных данных об обстановке, действиях сил и средств, указаний и распоряжений вышестоящих органов по обеспечению взаимодействия при ликвидации ЧС;

- обобщение информации за сутки о произошедших ЧС, ходе работ по их ликвидации и представление по подчиненности в ЕДДС итоговых докладов.

В целях нормального функционирования ОСОДУ муниципального образования в обязанность всех ДДС, функционирующих на территории муниципального образования, входит своевременное выполнение полученных от ЕДДС распоряжений по координации совместных действий сил постоянной готовности, привлекаемых для ликвидации ЧС.

2.5. ДДС, входящие в ОСОДУ, несут ответственность за оперативность анализа получаемой информации и своевременный доклад через ЕДДС главе муниципального образования, председателю КЧС и ОПБ о мерах по предупреждению и ликвидации ЧС.

 

3. Порядок функционирования ОСОДУ

 

3.1. ДДС, входящие в ОСОДУ муниципального образования, функционируют в режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

3.2. В режиме повседневной деятельности ДДС действуют в соответствии со своими ведомственными инструкциями и представляют в ЕДДС обобщенную информацию по ЧС за прошедшие сутки. При получении сообщений о происшествиях, которые ДДС оценивают как сообщения об угрозе или возникновении ЧС, они незамедлительно передаются в ЕДДС.

3.3. При угрозе или возникновении ЧС привлекаемые ДДС постановлением администрации муниципального образования переводятся в соответствующие режимы функционирования (повышенной готовности и чрезвычайной ситуации). В указанных режимах ДДС действуют в соответствии с разработанными положениями о муниципальном звене РСЧС, об ОСОДУ, о ЕДДС муниципального образования и инструкциями об обмене информацией.

3.4. В высших режимах функционирования информационное взаимодействие между ДДС, входящими в ОСОДУ, осуществляется через ЕДДС. Для этого в ЕДДС от взаимодействующих ДДС передаются сведения об угрозе или факте ЧС, сложившейся обстановке, принимаемых мерах, задействованных и требуемых дополнительных силах и средствах. Поступающая информация доводится до всех органов ДДС в части, их касающейся.

3.5. Вся информация, поступающая в ЕДДС, обрабатывается и обобщается. По каждому принятому документу (сообщению) о ЧС готовятся и принимаются соответствующие решения. Поступающая из различных источников и обобщенная в ЕДДС информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся ЕДДС до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех привлеченных к ликвидации ЧС ДДС, входящих в ОСОДУ.

3.6. При возникновении ЧС, входящих в классификацию ЧС природного и техногенного характера, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304, немедленно оповещается глава муниципального образования и приводится в готовность КЧС и ОПБ муниципального образования, которые берут на себя руководство дальнейшими действиями по ликвидации ЧС. В таких случаях ЕДДС обеспечивает сбор, обработку и представление КЧС и ОПБ муниципального образования собранной информации, а также под ее руководством - подготовку вариантов решений и порядок организации управления действиями сил муниципального звена РСЧС.

3.7. В район ЧС при необходимости высылается оперативная группа со средствами связи, которая осуществляет руководство по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

 

4. Обеспечение работы ОСОДУ

 

4.1. Конкретный состав информационных показателей, формы, критерии и порядок их представления определяются двусторонними инструкциями об обмене информацией между ЕДДС и взаимодействующей ДДС, утверждаемыми соответственно директором МКУ "УГОЧС" и начальником (руководителем) вышестоящего для ДДС органа управления.

4.2. Финансовое обеспечение функционирования ОСОДУ муниципального образования осуществляется за счет средств бюджетов муниципального образования, собственников (пользователей) имущества согласно "Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794.

 

Приложение

ПОЛОЖЕНИЕ О ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение определяет основные задачи, функции и полномочия единой дежурно-диспетчерской службы (далее - ЕДДС) муниципального образования с учетом ввода в действие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" (далее - система - 112). ЕДДС муниципального образования является вышестоящим органом повседневного управления для всех взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС), функционирующих на территории муниципального образования и входящих в объединенную систему оперативно-диспетчерского управления (далее - ОСОДУ) по вопросам сбора, обработки, анализа и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС), а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС в чрезвычайных ситуациях и при реагировании на происшествия.

1.2. Целью создания является повышение готовности органов местного самоуправления и служб муниципального образования к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также обеспечение исполнения полномочий органами местного самоуправления муниципального образования по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования, защите населения и территорий от ЧС (происшествий), в том числе по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

 

2. Основные задачи, ответственность и права ЕДДС

 

2.1. ЕДДС муниципального образования призвана решать следующие основные задачи: прием от населения и организаций сообщений об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия):

- анализ и оценка достоверности поступающей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение;

- сбор и обработка данных (в том числе мониторинга подвижных и стационарных объектов), необходимых для подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествия), а также контроля их исполнения;

- сбор от ДДС, служб контроля и наблюдения за окружающей средой, систем мониторинга и распространение между ДДС, действующими на территории муниципального образования, полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия), сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС (происшествий);

- обработка и анализ данных о ЧС (происшествиях), определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в один из режимов функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС);

- обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации и реагированию на происшествие, подготовка и коррекция заранее разработанных и согласованных со службами муниципального образования вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествий), принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах установленных полномочий);

- информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий), подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

- представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС (происшествий), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествий) на основе ранее подготовленных и согласованных планов вышестоящим органам управления по подчиненности;

- доведение задач, поставленных органами РСЧС вышестоящего уровня, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;

- предоставление оперативной информации о произошедших ЧС (происшествиях), ходе работ по их ликвидации и предоставление соответствующих докладов по подчиненности;

- доведение принятых решений и разработанных планов до исполнителей, информирование заинтересованных вышестоящих и взаимодействующих организаций о сложившейся обстановке, выполняемых решениях и ходе проводимых мероприятий;

- прием и обработка вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих по единому номеру "112";

- уточнение и корректировка действий привлеченных дежурно-диспетчерских служб по реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по единому номеру "112";

- контроль результатов реагирования на вызовы (сообщений о происшествиях), поступающих по единому номеру "112" с территории муниципального образования;

- обобщение сводной информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.

2.2. При муниципальном или более масштабном характере ЧС немедленно оповещается и приводится в готовность комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления и МКУ "УГОЧС", которые берут на себя управление дальнейшими действиями по предупреждению и ликвидации ЧС. В таких случаях ЕДДС обеспечивает сбор, обработку и представление собранной информации, а также оперативное управление действиями органов управления, сил и средств подсистемы РСЧС муниципального уровня.

2.3. Функционирование ЕДДС не отменяет существующего до ее появления в муниципальном образовании порядка приема от населения сообщений о происшествиях (по телефонам 01, 02, 03, 04 и др.)

2.4. ЕДДС муниципального образования функционирует круглосуточно и при этом должна:

- немедленно приступать к действиям по оповещению и информированию ДДС, координации их усилий по предотвращению и ликвидации ЧС, а также реагированию на происшествия после получения необходимых данных;

- самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникающая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления;

- отдавать распоряжения по предупреждению и ликвидации ЧС, устранению нарушений в работе систем жизнеобеспечения населения муниципального образования;

- требовать от соответствующих служб принятия мер по устранению предпосылок к возникновению ЧС, своевременной организации работ по их ликвидации;

- запрашивать и получать информацию о работе систем и объектов жизнеобеспечения муниципального образования, ходе работ по устранению предпосылок к возникновению ЧС и ликвидации их последствий;

- контролировать работу аварийных служб муниципального образования и объектов экономики по устранению аварий на коммунально-энергетических сетях, транспорте и других объектах жизнеобеспечения.

 

3. Состав, порядок создания и функционирования ЕДДС муниципального образования

 

3.1. Состав единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.

Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования включает в себя: руководство ЕДДС, дежурно-диспетчерский персонал; пункт управления, технические средства управления, связи и оповещения, а также комплекс средств автоматизации ЕДДС. В состав руководства ЕДДС входит начальник ЕДДС. В состав дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС входят 5 оперативных дежурных (ОД) и 5 помощников оперативного дежурного (ПОД). При вводе в эксплуатацию системы - 112 в состав оперативной дежурной смены также входит операторский персонал (диспетчеры) системы - 112 из расчета несения круглосуточного дежурства.

Пункт управления ЕДДС (далее - ПУ ЕДДС) представляет собой рабочие помещения для постоянного и дежурно-диспетчерского персонала, диспетчеров системы - 112 (в случае ее создания), оснащенные необходимыми техническими средствами и документацией. ПУ ЕДДС размещается в здании МКУ "УГОЧС".

Электроснабжение технических средств ЕДДС осуществляется от единой энергетической системы России. В случае аварийного отключения электроснабжения электропитание осуществляется от резервного мультитопливного электрогенератора мощностью не менее 4 кВт.

На пункте управления оборудуются автоматизированные рабочие места (далее - АРМ): АРМ начальника ЕДДС, АРМ ОД и системы оповещения, АРМ ПОД, АРМ диспетчеров системы - 112.

3.2. Узел связи ЕДДС должен решать следующие задачи:

- прием и передачу документов управления, обмен всеми видами информации с вышестоящими, взаимодействующими и подчиненными органами управления в установленные контрольные сроки и с требуемым качеством;

- доведение сигналов оповещения;

- организация связи с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления и силами;

- организация связи с подвижными объектами при их передвижении на любом виде транспорта, оборудованного средствами связи.

3.2.1. При этом узел связи (далее - УС) ЕДДС должен обеспечивать:

- устойчивое функционирование средств связи;

- поддержание действующих связей в заданных режимах работы и обеспечение своевременного установления запланированных и вновь организуемых связей;

- техническую готовность средств и сооружений связи для привязки подвижных средств связи;

- внутреннюю связь на пункте управления, в том числе громкоговорящую связь;

- безопасность связи и информации;

- прямые телефонные каналы связи между ЕДДС и органами управления автоматизированной информационно-управляющей системы (далее - АИУС) РСЧС регионального уровня, а также с ДДС, действующих на территории муниципального образования;

- прием информации по многоканальному телефонному номеру телефонной сети общего пользования;

- автоматическое определение номера входящего абонента;

- документирование (запись) входящих переговоров;

- коммутацию принятого сообщения (избирательно и циркулярно) до соответствующих ДДС муниципального образования;

- радиосвязь со стационарными и подвижными абонентами;

- прием, регистрация, документирование вызовов, переадресация вызовов, поступающих по номеру "112" от абонента телефонной сети общего пользования и абонентов мобильной связи;

- получение данных об абоненте, обратившемся по номеру "112", а также его местонахождении;

- автоматизированное восстановление соединения с пользовательским (оконечным) оборудованием лица, обратившегося по номеру "112", в случае внезапного прерывания соединения;

- подключение к разговору с абонентом, обратившимся по номеру "112", психолога или лингвиста при необходимости.

3.3. Центр оповещения ЕДДС создается в целях своевременного доведения сигналов оповещения и экстренной информации об угрозе или возникновении ЧС вышестоящих органов управления, взаимодействующих служб, а также подчиненных ЕДДС сил постоянной готовности.

3.3.1. Основными задачами центра оповещения ЕДДС являются:

- оповещение должностных лиц КЧС и ОПБ муниципального образования, сотрудников МКУ "УГОЧС" и ЕДДС;

- оповещение ДДС, действующих на территории муниципального образования, а также подразделений сил постоянной готовности, подчиненных ЕДДС;

- оповещение населения на территории муниципального образования о возникновении или угрозе возникновения ЧС и информирование его об использовании средств и способов защиты от поражающих факторов источника ЧС.

3.3.2. Задействование средств центра оповещения ЕДДС осуществляется оперативным дежурным по указанию главы муниципального образования, а в его отсутствие - заместителем главы муниципального образования или самостоятельно по обстановке (в пределах установленных полномочий) с последующим докладом.

3.3.3. Из центра оповещения ЕДДС сигналы оповещения и экстренная информация дежурно-диспетчерским службам и подразделениям постоянной готовности могут передаваться по всем имеющимся средствам связи и каналам связи.

3.3.4. Оповещение населения по всем имеющимся средствам связи и каналам связи при возникновении или угрозе возникновения ЧС осуществляется оперативным дежурным с использованием местной автоматизированной системы централизованного оповещения с задействованием всех имеющихся оконечных средств оповещения (электрических и электронных сирен, сетей теле- и радиовещания и др.) в соответствии с утвержденной инструкцией.

3.4. Комплекс средств автоматизации (далее - КСА) ЕДДС предназначен для обеспечения автоматизированного выполнения персоналом ЕДДС следующих функций:

- своевременное представление главе муниципального образования, руководителям местной администрации и других заинтересованных органов местного самоуправления полной, достоверной и актуальной информации об угрозе возникновения ЧС на территории муниципального образования;

- оперативная подготовка дежурно-диспетчерскими службами и доведение до исполнителей обоснованных и согласованных предложений для принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий);

- накопление и обновление социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных о муниципальном образовании, муниципальных органах управления (в том числе их дежурно-диспетчерских службах), силах и средствах постоянной готовности к действиям в ЧС, потенциально опасных объектах, критически важных объектах, объектах транспортной инфраструктуры и среды обитания, возможных и планируемых мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;

- сбор и передача данных об угрозе и факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств;

- мониторинг, анализ, прогнозирование, оценка и контроль сложившейся обстановки на основе информации, поступающей от различных автоматизированных систем и оконечных устройств;

- подготовка данных для принятия решения по предупреждению и ликвидации ЧС, их отображение на электронной (цифровой) карте территории муниципального образования;

- представление требуемых данных вышестоящим, подчиненным и взаимодействующим органам управления.

3.4.1. КСА ЕДДС должен сопрягаться:

- с автоматизированными системами взаимодействующих ДДС;

- системами оповещения и информирования;

- системой - 112;

- системами мониторинга, включая системы видеонаблюдения, фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения, пожарных и тревожных сигнализаций, поисково-навигационные (ГЛОНАСС/GPS), мониторинга ЖКХ, экомониторинга и т.п.;

- системами лабораторного контроля;

- информационно-аналитическими системами;

- автоматизированной информационно-управляющей системой (далее - АИУС) РСЧС регионального уровня;

- другими существующими и перспективными системами.

Для обеспечения методической, информационной, лингвистической и программно-технической совместимости КСА ЕДДС с автоматизированными системами взаимодействующих ДДС, а также с АИУС РСЧС вышестоящего уровня управления должны быть предусмотрены:

единое алгоритмическое (математическое) обеспечение проводимых расчетов;

единые классификаторы и словари информации, а также однотипные технические и программные средства обработки и передачи данных, принятые в АИУС РСЧС.

3.5. Функционирование ЕДДС муниципального образования.

ЕДДС и ДДС, входящие в ОСОДУ муниципального образования, функционируют в трех режимах: повседневной деятельности; повышенной готовности (при угрозе ЧС) и чрезвычайной ситуации. В режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации ЕДДС и ДДС муниципального образования переводится решением руководителя органа местного самоуправления.

3.5.1. В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС. В том режиме ЕДДС обеспечивает:

- прием от населения, организаций и ДДС сообщений об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия);

- обобщение и анализ информации о чрезвычайных происшествиях за сутки дежурства и представление соответствующих докладов по подчиненности;

- поддержание в готовности к применению программно-технических средств автоматизации и средств связи;

- внесение необходимых дополнений и изменений в банк данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕДДС на ЧС, сведения по потенциально опасным объектам, паспорта территорий;

- прием и обработку вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих по единому номеру "112";

- уточнение и корректировку действий привлекаемых дежурно-диспетчерских служб по реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по единому номеру "112";

- контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по единому номеру "112" с территории муниципального образования;

- осуществляется обмен информацией о наличии, состоянии и возможностях сил и средств постоянной готовности, обобщенными данными о возникших происшествиях за сутки, принятых мерах по их ликвидации и предупреждению.

Муниципальное звено РСЧС переводится в режимы функционирования ("Повышенной готовности" или "Чрезвычайной ситуации") на основании постановления администрации муниципального образования, когда для ликвидации угрозы или самой ЧС требуются совместные действия трех и более муниципальных ДДС, входящих в ОСОДУ.

ДДС в режиме повседневной деятельности действуют в соответствии со своими ведомственными инструкциями и представляют в ЕДДС муниципального образования оперативную информацию об угрозе возникновения или возникновении ЧС.

Сообщения о чрезвычайных происшествиях, которые не относятся к сфере ответственности принявшей их дежурно-диспетчерской службы, незамедлительно передаются соответствующей ДДС по предназначению. Сообщения, которые ДДС идентифицируют как сообщения об угрозе возникновения или возникновении ЧС, в первоочередном порядке передаются в ЕДДС муниципального образования.

3.5.2. В режим повышенной готовности ЕДДС и привлекаемые ДДС переводятся при угрозе возникновения ЧС в тех случаях, когда требуются совместные действия ДДС, действующих на территории муниципального образования. В этом режиме ЕДДС дополнительно обеспечивает:

- заблаговременную подготовку дежурно-диспетчерского персонала к возможным действиям в случае возникновения ЧС;

- оповещение и персональный вызов должностных лиц, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности муниципального образования и МКУ "УГОЧС", ЕДДС, ДДС, действующих на территории муниципального образования и подчиненных сил постоянной готовности;

- получение и обобщение данных наблюдения и контроля за обстановкой в муниципальном образовании, на потенциально опасных объектах, а также за состоянием окружающей среды;

- прогнозирование возможной обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и доклад их по подчиненности;

- корректировку планов реагирования ЕДДС муниципального образования на вероятную ЧС и планов взаимодействия с соответствующими ДДС, действующими на территории муниципального образования;

- координацию действий ДДС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению ее последствий.

В этом режиме ДДС действуют в соответствии с положением о местной подсистеме РСЧС, положениями об ЕДДС муниципального образования и ведомственными инструкциями;

- осуществляет непрерывный сбор, обработку и передачу в федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по субъекту РФ (далее - ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ") данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирует население о приемах и способах защиты от них;

- на основании уточненных планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС приводит при необходимости силы и средства РСЧС в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, оповещает личный состав оперативных групп и организует выдвижение их в предполагаемые районы действий.

3.5.3. В режиме чрезвычайной ситуации ЕДДС:

- осуществляет непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- оповещает руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти по субъекту РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также население о возникших чрезвычайных ситуациях;

- проводит непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

- осуществляет координацию действий ДДС и привлекаемых сил и средств РСЧС при проведении работ по защите населения и территории от ЧС;

- осуществляет контроль за выдвижением и отслеживает передвижение оперативных групп в районе ЧС;

- производит оповещение и передачу оперативной информации между органами управления при организации ликвидации ЧС и в ходе ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики и первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

- осуществляет контроль за установлением и перемещением границ зон ЧС, своевременное оповещение и информирование населения о складывающейся обстановке и опасностях в районе ЧС.

Дежурно-диспетчерские органы муниципальных служб переводятся в высшие режимы при чрезвычайной ситуации, к ликвидации которой они привлекаются совместно с другими службами.

Порядок перевода ДДС организаций в высшие режимы функционирования устанавливается положениями об этих службах.

3.6. В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС осуществляется через ЕДДС муниципального образования.

Для этого в ЕДДС от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе возникновения или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая информация доводится ЕДДС до всех заинтересованных ДДС.

3.7. Вся информация, поступающая в ЕДДС, обрабатывается и обобщается. В зависимости от поступившего сообщения, масштаба ЧС, характера принятых мер по каждому принятому сообщению готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДС информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС.

Источниками информации для ЕДДС муниципального образования могут быть:

- взаимодействующие ЕДДС муниципальных (районных) служб;

- оперативные дежурные службы (ОДС) предприятий и организаций ЖКХ;

- диспетчерские службы потенциально опасных объектов;

- население (в порядке личной инициативы);

- средства массовой информации.

Прием первичной информации об угрозе или возникновении ЧС от населения организуется в ЕДДС муниципального образования.

Информационное взаимодействие между ДДС муниципального образования, входящими в ОСОДУ, как правило, организуется через ЕДДС муниципального образования. Конкретный состав информационных показателей, формы, критерии и порядок их представления определяются двусторонними соглашениями об обмене информацией между ЕДДС муниципального образования и взаимодействующими ДДС муниципального образования.

ЕДДС муниципального образования анализирует и распространяет первичную информацию о ЧС между входящими в ОСОДУ ДДС муниципального образования.

3.8. На базе существующей ЕДДС муниципального образования может создаваться центр обработки вызовов (далее - ЦОВ).

ЦОВ ЕДДС оборудуется программно-аппаратным комплексом, позволяющим выполнить функции системы - 112.

ЦОВ ЕДДС должен обеспечивать:

- прием по номеру "112" вызовов (сообщений о происшествиях) от абонентов фиксированной и мобильной связи с территории муниципального образования;

- получение от оператора связи сведений о местонахождении лица, обратившегося по номеру "112", и/или абонентского устройства, с которого был осуществлен вызов (сообщений о происшествии), а также иных данных, необходимых для обеспечения реагирования по вызову (сообщению о происшествии);

- проведение анализа поступающей информации о происшествиях;

- направление информации о происшествиях, в том числе вызовов (сообщений о происшествиях), в дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования;

- обеспечение дистанционной психологической поддержки лицу, обратившемуся по номеру "112";

- автоматизированное восстановление соединения с пользовательским (оконечным) оборудованием лица, обратившегося по номеру "112", в случае внезапного прерывания соединения;

- регистрация всех входящих и исходящих вызовов (сообщений о происшествиях) по номеру "112";

- ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, о начале, завершении и об основных результатах экстренного реагирования на полученные вызовы (сообщения о происшествиях);

- возможность приема вызовов (сообщений о происшествиях) на иностранных языках.

3.9. Порядок работы ЕДДС муниципального образования.

Информация об угрозе или возникновении ЧС поступает в ЕДДС от населения и организаций, вышестоящих и взаимодействующих органов управления, средств массовой информации и других источников - по всем имеющимся линиям и каналам связи, включая сообщения через единый телефонный номер "112".

Информация об угрозе или возникновении ЧС принимается, регистрируется и обрабатывается оперативным дежурным ЕДДС муниципального образования, диспетчерами системы - 112. При классификации ЧС как не требующей совместных действий ЕДДС передает управление соответствующей ДДС, в компетенцию которой входит реагирование на случившееся. В противном случае определяется состав ДДС, которые необходимо привлечь к мероприятиям по ликвидации последствий ЧС, проводится их оповещение и перевод в режим чрезвычайной ситуации.

Информация о факте ЧС немедленно докладывается главе муниципального образования, председателю КЧС и ОПБ и старшему оперативному дежурному (далее - ОДС) ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС РФ по субъекту РФ". Проводится оповещение и сбор должностных лиц администрации и служб муниципального образования, информируются взаимодействующие органы управления.

В район ЧС высылаются силы и средства постоянной готовности для организации первоочередных аварийно-спасательных работ. Для организации управления силами и средствами в районе ЧС, координации их действий и уточнения складывающейся обстановки высылается оперативная группа управления по делам ГО и ЧС или соответствующей службы.

На основе поступившей с мест ЧС информации ЕДДС муниципального образования уточняет состав сил и средств постоянной готовности, при необходимости проводит их оповещение и сбор, доводит необходимые указания и распоряжения, осуществляет контроль за их выполнением.

Организуется необходимый обмен информацией об обстановке и действиях привлеченных сил и средств между ДДС, готовятся донесения вышестоящим органам управления. По прибытии руководства администрации и служб муниципального образования и взятии ими управления на себя ЕДДС организует информационную поддержку деятельности соответствующих органов управления и их взаимодействие.

Привлечение аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС осуществляется в соответствии с планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС и планом взаимодействия при ликвидации ЧС на объектах и на территории муниципального образования по решению главы муниципального образования и руководителей организаций, осуществляющих руководство деятельностью указанных формирований.

3.10. Порядок взаимодействия ЕДДС муниципального образования.

Порядок взаимодействия ЕДДС муниципального образования с соответствующей ДДС определяется соглашением ЕДДС муниципального образования с ДДС, которое утверждается директором МКУ "УГОЧС" и согласовывается руководством соответствующей ДДС.

В указанном соглашении определяются согласованные решения по организации взаимодействия и информационного обмена ЕДДС и ДДС, а также устанавливается оперативное подчинение по вышеперечисленным вопросам диспетчера ДДС оперативному дежурному ЕДДС.

Такое оперативное подчинение означает:

- доклад диспетчера ДДС оперативному дежурному ЕДДС о заступлении на дежурство и смене с дежурства с указанием состояния и наличия дежурных сил;

- доклад диспетчера ДДС оперативному дежурному ЕДДС о выявленных в ходе дежурства предпосылках возникновения и факте возникновения ЧС;

- постановка задачи диспетчеру ДДС о направлении дежурных сил к месту аварии (чрезвычайного происшествия, ЧС);

- доклад диспетчера ДДС оперативному дежурному ЕДДС об убытии дежурных сил к месту ЧС, а по их возвращении - о выполненных задачах.

Перевод ДДС в режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в случае угрозы или факте возникновения ЧС осуществляется по решению главы муниципального образования, а также руководителей организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления, сил и средств.

В соглашении обязательно предусматривается:

- порядок оперативного оповещения о катастрофах и стихийных бедствиях, возможных последствиях ЧС с оценкой их масштаба и предложениях по сценариям реагирования;

- регулярное (по регламенту) представление в ЕДДС донесений с обобщенной информацией о результатах наблюдений и контроля за состоянием окружающей среды, обстановке на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

- оперативное представление по запросу оперативного дежурного ЕДДС дополнительных данных;

- участие ведомственной ДДС в создании информационно-коммуникационной системы сбора данных;

- участие ведомственной ДДС в формировании информационной базы ЕДДС.

Для обеспечения информационного взаимообмена в соглашении определяется конкретный состав информационных показателей взаимообмена, формы справок и порядок их представления, объем и периодичность передаваемых массивов данных (приказ МЧС России от 07.11.2006 N 635).

ЕДДС совместно с ведомственными ДДС разрабатывают соглашение, в котором отражают все вышеуказанные требования, представляют на рассмотрение директору МКУ "УГОЧС" и руководству ведомственной службы.

После согласования, уточнений и рассмотрения порядка взаимодействия соглашение утверждается директором МКУ "УГОЧС".

Соглашения подшиваются и хранятся в отдельной папке в документах дежурного диспетчера ЕДДС.

 

4. Порядок комплектования и подготовки кадров

 

4.1. Комплектование личным составом ЕДДС муниципального образования осуществляется под руководством директора МКУ "УГОЧС" и должно проводиться из лиц, способных оперативно принимать решения в кризисных ситуациях.

4.2. Руководство и дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС должен знать:

- административную структуру муниципального образования и структуру системы - 112 субъекта РФ;

- должности и фамилии руководящего состава муниципального образования и адреса аварийно-спасательных формирований дежурных служб, входящих в структуру муниципального образования;

- административные границы муниципального образования;

- организацию системы дежурно-диспетчерских служб в муниципальном образовании;

- зону территориальной ответственности ЕДДС муниципального образования и зоны территориальной ответственности служб экстренного реагирования, действующих на территории муниципального образования;

- дислокацию, назначение и тактико-технические характеристики техники, привлекаемой для ликвидации и предупреждения ЧС (происшествий), размещение складов специальных средств спасения и пожаротушения;

- ПОО, социально значимые объекты, расположенные в муниципальном образовании, их адреса, полное наименование и установленный ранговый набор пожарной и аварийно-спасательной техники;

- назначение и тактико-технические характеристики автоматизированной системы ЕДДС, порядок выполнения возложенных на нее задач, порядок эксплуатации средств связи и другого оборудования, установленного на пункте управления ЕДДС;

- наименование объектов и населенных пунктов соседних муниципальных образований, куда для оказания взаимопомощи могут привлекаться местные пожарные и спасательные подразделения;

- правила техники безопасности при использовании средств автоматизации;

- риски возникновения ЧС (происшествий), характерные для муниципального образования;

- порядок информационного обмена.

4.3. Начальник ЕДДС должен знать федеральные законы, постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов и другие руководящие, нормативно-технические и методические документы, определяющие функционирование ЕДДС, системы - 112.

4.3.1. Начальник ЕДДС должен уметь:

- организовывать выполнение и обеспечивать контроль поставленных перед ЕДДС задач;

- разрабатывать нормативно-методическую базу развития и обеспечения функционирования ЕДДС;

- организовывать оперативно-техническую службу, профессиональную подготовку и обучение личного состава ЕДДС;

- организовывать проведение занятий, тренировок и учений;

- разрабатывать предложения по дальнейшему совершенствованию, развитию и повышению технической оснащенности ЕДДС.

4.3.2. Требования к начальнику ЕДДС муниципального образования: высшее образование, стаж оперативной работы не менее 3 лет на оперативных должностях в системе комплексной безопасности населения и территорий и обучения по установленной программе, допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (при необходимости).

4.4. Оперативный дежурный ЕДДС должен знать:

- функциональные обязанности и порядок работы оперативного дежурного, диспетчера системы - 112;

- руководящие документы, регламентирующие работу оперативного дежурного, диспетчера системы - 112;

- структуру и технологию функционирования ЕДДС;

- нормативные документы, регламентирующие деятельность ЕДДС;

- документы, определяющие деятельность оперативного дежурного ЕДДС по сигналам ГО и другим сигналам;

- правила ведения документации.

4.4.1. Оперативный дежурный ЕДДС должен уметь:

- проводить анализ и оценку достоверности поступающей информации;

- обеспечивать оперативное руководство и управление пожарно-спасательными подразделениями муниципального образования - при реагировании на сообщения о пожарах, а также аварийно-спасательными формированиями и силами территориального звена ТП РСЧС - при реагировании на ЧС (происшествия);

- координировать деятельность дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб при реагировании на вызовы;

- организовывать взаимодействие с вышестоящими и взаимодействующими органами управления территориального звена ТП РСЧС в целях оперативного реагирования на ЧС (происшествия), с администрацией муниципального образования и органами местного самоуправления;

- эффективно работать с коммуникационным оборудованием, основными офисными приложениями для операционной системы Microsoft Windows (Word, Excel, PowerPoint) или эквивалента;

- использовать гарнитуру при приеме информации;

- четко говорить по радио и телефону одновременно с работой за компьютером;

- применять коммуникативные навыки;

- быстро принимать решения;

- эффективно использовать информационные ресурсы системы - 112 для обеспечения выполнения задач, поставленных перед ЕДДС;

- повышать уровень теоретической и практической подготовки;

- сохранять конфиденциальную информацию, полученную в процессе выполнения своих обязанностей.

4.4.2. Оперативному дежурному ЕДДС запрещено:

- вести телефонные переговоры, не связанные с несением оперативного дежурства;

- предоставлять какую-либо информацию средствам массовой информации и посторонним лицам без указания главы муниципального образования, председателя КЧС и ОПБ, директора МКУ "УГОЧС";

- допускать в помещения ЕДДС посторонних лиц;

- отлучаться с места несения оперативного дежурства без разрешения начальника ЕДДС;

- выполнение обязанностей, не предусмотренных должностными обязанностями и инструкциями.

4.4.3. Требования к оперативному дежурному ЕДДС:

- среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет;

- знание нормативных документов, определяющих функционирование ЕДДС муниципального образования;

- навыки работы на компьютере на уровне уверенного пользователя (знание Microsoft Windows (Word, Excel, PowerPoint) или эквивалента, умение пользоваться электронной почтой, Интернетом;

- умение пользоваться информационной справочной системой.

4.5. Диспетчер системы - 112 должен знать:

- нормативные правовые акты в области предупреждения и ликвидации ЧС, организации дежурно-диспетчерских служб экстренных служб, информационного обмена и межведомственного взаимодействия;

- состав сил и средств постоянной готовности функциональных и ТП РСЧС муниципального образования, их задачи, порядок их привлечения к ликвидации последствий ЧС (происшествий) и организации взаимодействия;

- схему организации связи дежурно-диспетчерских служб функциональных и ТП РСЧС субъекта РФ;

- организацию работы и алгоритм действий дежурной смены системы - 112 муниципального образования в различных режимах функционирования;

- состав и функционирование комплекса средств автоматизации и специального программного обеспечения системы - 112;

- состав, возможности, порядок функционирования комплекса средств связи, оповещения, средств автоматизации;

- зоны территориальной ответственности служб экстренного реагирования, действующих на территории муниципального образования;

- паспорта территории муниципального образования, объектов экономики;

- административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические и природные особенности муниципального образования, а также другую информацию.

4.5.1. Диспетчер системы - 112 должен уметь:

- пользоваться всеми функциями телекоммуникационного оборудования на автоматизированном рабочем месте;

- работать с коммуникационным оборудованием, общесистемным и специальным программным обеспечением, в том числе с текстовыми редакторами, редакторами таблиц, геоинформационными системами мониторинга транспортных средств на основе ГЛОНАСС, системами видеонаблюдения в муниципальном образовании;

- обрабатывать входящую информацию в соответствии с принятыми в системе - 112 стандартами, правилами и процедурами;

- организовывать сбор и обработку оперативной информации о фактах или угрозе возникновения ЧС (происшествий) и ходе проведения их ликвидации;

- обеспечивать ведение необходимой документации системы - 112;

- использовать психологическое сопровождение позвонившего абонента;

- безошибочно набирать на клавиатуре текст со скоростью не менее 120 символов в минуту.

4.5.2. Требования к диспетчеру системы - 112:

- образование высшее или среднее профессиональное без предъявления требований к стажу работы;

- специальная подготовка по установленной программе по направлению деятельности;

- знание нормативных документов, определяющих функционирование ЕДДС, системы - 112;

- навыки работы на компьютере на уровне уверенного пользователя (знание Microsoft Windows (Word, Excel, PowerPoint) или эквивалента, умение пользоваться электронной почтой, Интернетом;

- умение пользоваться информационной справочной системой.

4.6. Основными формами обучения должностных лиц ЕДДС являются: тренировки дежурных смен и участие дежурно-диспетчерских служб в учебных мероприятиях, сборах (учениях), проводимых по планам вышестоящих органов управления, а также занятия в соответствующих учебно-методических центрах или на курсах.

Совместные учебные мероприятия (тренировки и учения), проводимые с личным составом ЕДДС, осуществляются в соответствии с планом, разработанным заблаговременно, который после его согласования с соответствующими органами управления и службами утверждается главой муниципального образования.

Профессиональная подготовка должностных лиц ЕДДС должна проводиться ежемесячно под руководством начальника ЕДДС по специально разработанной МЧС России программе. При этом также целесообразно практиковать обучение (раз в год или в иные сроки) в учебно-методических центрах МЧС России по специальным программам. При проведении занятий и приеме зачетов у оперативных дежурных особое внимание уделять:

- знанию оперативной обстановки;

- знанию основной задачи;

- знанию функциональных обязанностей;

- знанию порядка информационного обмена;

- знанию критериев отнесения информации к чрезвычайным ситуациям;

- знанию режимов функционирования РСЧС;

- степеней готовности гражданской обороны;

- знанию характерных источников чрезвычайных ситуаций и их возможных последствий;

- знанию основных руководящих документов по организации информационного обмена и реагирования на чрезвычайные ситуации;

- свободному владению ПЭВМ при обработке материалов информационно-справочной системы;

- умению правильно оценивать обстановку с применением технических и программно-вычислительных средств;

- умению работать с формализованными документами при подготовке и представлении донесений;

- умению запускать автоматизированную систему оповещения АСО-8 "Рупор" (все варианты оповещения должны быть записаны на записывающее устройство);

- знанию своих действий по устранению неисправностей и при аварийных ситуациях на аппаратуре АСО-8 "Рупор" (П-166);

- умению выходить в муниципальную радиосеть с доведением информации до населения;

- знанию порядка запуска, проверки и эксплуатации системы оповещения населения муниципального образования.

Другой активной формой подготовки органов ЕДДС, направленной на совершенствование профессиональных навыков должностных лиц и слаживанию дежурно-диспетчерских служб, должны являться тренировки дежурных смен, проводимых под руководством директора МКУ "УГОЧС" и ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ".

В зависимости от учебных целей тренировки дежурных смен могут быть совместными и раздельными. К совместным тренировкам обычно привлекаются все ДДС муниципального образования, и они проводятся, как правило, под руководством администрации муниципального образования. Раздельные тренировки дежурных смен разрабатываются и проводятся под руководством непосредственных начальников ежедневно.

Кроме проведения тренировок дежурных смен ЕДДС муниципального образования, необходимо привлекать к участию в тренировках и учениях мцниципальные органы управления и силы.

Занятия и тренировки должны проводиться с использованием средств автоматизации и других технических средств, установленных на рабочих местах дежурной смены.

Основой для оценки дежурно-диспетчерского состава ЕДДС муниципального образования является его умение выполнять свои функциональные обязанности как в повседневной деятельности, так и в режиме чрезвычайной ситуации.

При невыполнении предъявляемых требований, а также при нарушении трудовой дисциплины, правил эксплуатации техники (оборудования), техники безопасности и пожарной безопасности дежурный персонал может быть отстранен от несения дежурства.

 

5. Организация несения дежурства

 

В пункте управления ЕДДС муниципального образования организуется круглосуточное дежурство силами дежурных смен. В состав дежурной смены включены ОД и ПОД, при развертывании системы - 112, диспетчера системы - 112.

Дежурная смена обязана знать обстановку в муниципальном образовании, иметь данные о составе ДДС, силах и средствах постоянной готовности, сроках их готовности и способах их вызова.

Смена оперативных дежурных и их помощников производится один раз в сутки в установленное время.

После завершения приема и сдачи дежурства и оформления соответствующих записей в книге приема и сдачи дежурства оперативный дежурный заступающей смены докладывает директору МКУ "УГОЧС" о состоянии дежурно-диспетчерской службы и недостатках, обнаруженных при приеме дежурства, которые не могли быть устранены предыдущей дежурной сменой.

Дежурные (диспетчеры) взаимодействующих служб докладывают оперативному дежурному ЕДДС о приеме и сдаче дежурства.

В ЕДДС разрабатывается необходимый пакет документов, который включает в себя:

- постановление главы муниципального образования о создании ЕДДС, положение о ЕДДС, утвержденное постановлением (распоряжением) главы муниципального образования;

- положение (решение) об организации обмена информацией;

- пакеты с боевыми сигналами;

- журнал учета опознавательных групп и принятых сигналов (команд, распоряжений);

- книгу осмотра пакетов;

- перечень опознавательных групп;

- бланки шифротелеграмм, кодограмм, (формализованные бланки телеграмм);

- алгоритм (порядок) действий оперативного дежурного при получении сигналов боевого управления, оповещения и т.п.;

- боевой расчет органа управления;

- дело с материалами проведения занятий с оперативными дежурными и их помощниками (журнал учета проведения занятий, планы проведения занятий, планы-конспекты) с периодичностью не реже 1 раза месяц;

- график несения дежурства оперативными дежурными и их помощниками;

- план действий (копия) по предупреждению и ликвидации ЧС;

- распорядок дня (регламент служебного времени);

- рабочая тетрадь;

- расчет сил и средств муниципального звена РСЧС;

- опись документов и имущества.

Документы боевого управления должны храниться в отдельной ячейке сейфа, ключи от ячейки хранятся в опечатанном тубусе в ячейке сейфа с секретными документами.

Автоматизированное рабочее место для несения дежурства ОД ЕДДС должно включать в себя:

- пульт управления на рабочем месте оперативного дежурного, оборудованный устройствами для приема сигналов и оповещения, управления и контроля за прибытием. На пульте должны быть:

- телефон ГТС с АОН;

- телефон внутренней АТС;

- радиостанция;

- ПЭВМ (технические характеристики ПЭВМ должны соответствовать требованиям в применении современных геоинформационных технологий для создания (наращивания) базы данных и информационно-справочной системы, которая в свою очередь должна включать (паспорт муниципального образования, паспорта объектов экономики, паспорта потенциально опасных объектов, 3D модели потенциально опасных и критически важных объектов и т.д.);

- наличие аппаратуры, записывающей переговоры;

- оргтехника (принтер, ксерокс);

- технические средства приема сигналов и оповещения;

- телефон факсимильной связи;

- прямая телефонная связь от оперативного дежурного с ЦУКС ГУ МЧС по субъекту РФ и диспетчерской службы потенциально опасных объектов, экстренными оперативными службами;

- ящик (шкаф) для хранения служебных документов;

- стол и стулья для работы с документами;

- термометр внутренний;

- средства тушения пожара;

- аккумуляторный фонарь;

- приборы радиационной и химической разведки;

- аварийное питание системы оповещения;

- наружный термометр;

- медицинская аптечка;

- плакат с основной задачей дежурной смены;

- обзорная карта муниципального образования с нанесенной обстановкой (по потенциально опасным объектам, газопроводам, нефтепроводам и другой информацией);

- письменный прибор;

- часы астрономического и оперативного времени;

- резервные источники освещения (аварийное электропитание и освещение).

Место для отдыха и приема пищи ОД ЕДДС должно включать в себя:

- стол и стулья;

- полумягкую кушетку;

- графин для воды и стаканы;

- шкаф или вешалку для верхней одежды;

- электрический чайник;

- микроволновую печь.

Другие статьи по теме
Категория: Защита от ЧС (РСЧС) | Добавил: ЦИПЗО (21.11.2017)
Просмотров: 6614 | Теги: Защита от ЧС