Государственный экологический надзор как составная часть единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Главная » Статьи » Защита от ЧС (РСЧС)

Государственный экологический надзор как составная часть единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Приказом Росприроднадзора от 22.08.2011 N 626 (ред. от 31.07.2015) утверждено
Положение о функциональной подсистеме государственного экологического надзора единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Документ определяет порядок организации и деятельности, состав сил и средств функциональной подсистемы государственного экологического надзора единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – функциональная подсистема РСЧС).

Функциональная подсистема РСЧС объединяет силы и средства Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов и подведомственных организаций в целях реализации задач, предусмотренных вышеуказанным Положением.

Функциональная подсистема РСЧС действует на федеральном и региональном уровнях.

Основными задачами функциональной подсистемы РСЧС являются:

- обеспечение готовности Росприроднадзора, его территориальных органов и подведомственных организаций к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (далее – объекты ФГЭН);

- осуществление мероприятий государственного экологического надзора при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭН;

- сбор, анализ и обмен информацией о функционировании объектов ФГЭН.

Деятельность функциональной подсистемы РСЧС организуется центральным аппаратом Росприроднадзора, его территориальными органами и подведомственными организациями.

Общее руководство деятельностью функциональной подсистемы РСЧС осуществляет руководитель Росприроднадзора.

В рамках функциональной подсистемы РСЧС действуют координационный орган, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационным органом функциональной подсистемы РСЧС является Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в сфере деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Комиссия). Образование, реорганизация и упразднение Комиссии, определение ее компетенции, утверждение председателя и членов Комиссии осуществляется руководителем Росприроднадзора.

Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы РСЧС являются:

- на федеральном уровне – центральный аппарат Росприроднадзора;

- на региональном уровне – территориальные органы Росприроднадзора.

Органами повседневного управления функциональной подсистемы РСЧС являются:

- на федеральном уровне – структурные подразделения центрального аппарата Росприроднадзора, наделенные надзорными полномочиями;

- на региональном уровне – структурные подразделения территориальных органов Росприроднадзора, наделенные надзорными полномочиями.

К силам функциональной подсистемы РСЧС относятся должностные лица Росприроднадзора и его территориальных органов, осуществляющие федеральный государственный экологический надзор (федеральные государственные инспекторы в области охраны окружающей среды), должностные лица и сотрудники подведомственных организаций.

К средствам функциональной подсистемы РСЧС относятся:

- системы связи, оповещения и информационного обеспечения, локальные вычислительные сети, средства передачи данных, средства телефонной связи, в том числе средства связи ответственных дежурных Росприроднадзора и территориальных органов Росприроднадзора, оборудование подведомственных организаций;

- документированная информация на бумажных и электронных носителях, включая комплекс нормативных правовых и инструктивно-методических документов, а также электронные базы данных, реестры, кадастры, перечни и справочники.

Для обеспечения деятельности функциональной подсистемы РСЧС создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются руководством Росприроднадзора.

При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах ФГЭН органы управления и силы функциональной подсистемы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.

Решением руководителя Росприроднадзора для соответствующих органов управления и сил функциональной подсистемы РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

- режим повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

- режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами функциональной подсистемы РСЧС, являются:

А) В РЕЖИМЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- прогнозирование чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Росприроднадзора;

- контроль обстановки на объектах ФГЭН и прилегающих к ним территориях;

- сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

- планирование, разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

- планирование действий территориальных органов Росприроднадзора и подведомственных организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

- участие в расследовании причин чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф;

Б) В РЕЖИМЕ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ:

- прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Росприроднадзора и их последствий;

- усиление наблюдения и контроль обстановки на объектах ФГЭН, на которых возможно возникновение чрезвычайной ситуации в сфере деятельности Росприроднадзора, осуществление прогнозирования вероятного характера и масштабов экологического бедствия;

- введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц Росприроднадзора и его территориальных органов, а также подведомственных организаций;

- непрерывный сбор, обработка и при необходимости передача заинтересованным органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях;

- принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров экологического ущерба;

- уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

- приведение при необходимости сил и средств функциональной подсистемы РСЧС в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование и направление оперативных групп в район возможного бедствия для выявления причин ухудшения обстановки и выработки предложений по ее нормализации;

- принятие мер по обеспечению устойчивого функционирования территориальных органов Росприроднадзора, подведомственных организаций в зоне возможной чрезвычайной обстановки;

В) В РЕЖИМЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ:

- организация непрерывного контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

- организация и поддержание непрерывного взаимодействия с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными организациями по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- организация работы по обеспечению устойчивого функционирования объектов ФГЭН в зоне чрезвычайной ситуации.

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 07.06.2019 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Код публикации: 18.11.

 

Другие статьи по теме
Категория: Защита от ЧС (РСЧС) | Добавил: ЦИПЗО (07.06.2019)
Просмотров: 13