Организация срочного захоронения трупов в военное время и в случае возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций в Якутске
Главная » Статьи » Региональный опыт

Организация срочного захоронения трупов в военное время и в случае возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций в Якутске

Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 27.11.2017 N 303п "О срочном захоронении трупов в военное время и в случае возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций на территории городского округа "город Якутск" создана спасательная служба по захоронению трупов в военное время и в случае возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций в Якутске. Этим же постановлением были утверждены:

1) Положение о спасательной службе городского округа "город Якутск" по захоронению трупов в военное время и в случае возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций на территории городского округа "город Якутск" (см. приложение 1).

2) состав сил и средств аварийно-спасательных формирований городского округа "город Якутск", необходимый для проведения работ по срочному захоронению трупов в военное время и в случае возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций на территории городского округа "город Якутск" (см. приложение 2).

3) Положение по организации работ по срочному захоронению трупов в военное время и в случае возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций на территории городского округа "город Якутск" (см. приложение 3).

4) перечень средств защиты органов дыхания от трупного запаха для личного состава формирований при проведении мероприятий по захоронению трупов в военное время и в случае возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций на территории городского округа "город Якутск" (см. приложение 4).

Напоминаем читателям, что в N 10/2018 нашего журнала были опубликованы «Методические рекомендации по организации мероприятий по срочному захоронению трупов в военное время».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Положение о спасательной службе по захоронению трупов в военное время и в случае возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций на территории городского округа "город Якутск"

 

I. Общие положения

1.1 Основанием создания спасательной службы по захоронению трупов являются Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральный закон от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Федеральный закон от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федеральный закон от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14 ноября 2008 года N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях", другие законы и иные нормативные и правовые акты Российской Федерации, законы и нормативные акты Республики Саха (Якутия).

1.2. Спасательная служба по захоронению трупов в военное время и в случае возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций на территории городского округа "город Якутск" (далее – спасательная служба по захоронению трупов) представляет собой совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для организации и проведения комплекса мероприятий по захоронению трупов людей и животных в военное время, а также, в случае необходимости, при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях мирного времени.

1.3. Спасательная служба по захоронению трупов в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

1.4. Состав спасательной службы по захоронению трупов утверждается распоряжением Окружной администрации города Якутска.

1.5. Основу спасательной службы по захоронению трупов составляют формирования, предназначенные для захоронения трупов в военное время и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

1.6. Спасательная служба по захоронению трупов осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органом, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны городского округа "город Якутск", с другими спасательными службами, а также с медицинскими службами Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в установленном порядке.

1.7. Формирования спасательной службы по захоронению трупов, создаваемые на базе специализированных ритуальных организаций независимо от формы собственности по решению соответствующих руководителей гражданской обороны, используются в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, как вспомогательные подразделения для выполнения противоэпидемических мероприятий.

1.8. Создание и организационно-методическое руководство спасательной службой по захоронению трупов возложено на Окружную администрацию города Якутска.

 

II. Основные задачи службы

2.1. Основными задачами спасательной службы по захоронению трупов являются:

- прогнозирование безвозвратных потерь среди населения при ведении военных конфликтах, а также при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях мирного времени;

- планирование, организация и проведение мероприятий по захоронению трупов людей и животных в военное время, а также при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях мирного времени;

- создание и подготовка сил и средств службы к выполнению задач при проведении мероприятий гражданской обороны;

- создание и содержание запасов медицинских, санитарно-хозяйственных и других средств, предназначенных для формирований спасательной службы по захоронению трупов;

- проведение мероприятий по идентификации, доставке к местам захоронения, обеззараживанию и захоронению трупов.

 

III. Организация службы

3.1. Спасательная служба по захоронению трупов организуется по территориальному принципу Окружной администрацией города Якутска на базе муниципального бюджетного учреждения "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуал" городского округа "город Якутск" (далее – МБУ "Ритуал").

3.2. В городском округе "город Якутск" спасательная служба по захоронению трупов создается по решению главы городского округа "город Якутск", а формирования в организациях – по решению руководителей этих организаций.

3.3. Создание и руководство спасательной службой по захоронению трупов возлагается на Окружную администрацию города Якутска и руководителей организаций.

3.4. В состав спасательной службы по захоронению трупов входят руководство, орган управления и формирования.

3.5. К руководству относится начальник спасательной службы по захоронению трупов. Начальником спасательной службы по захоронению трупов является специально назначенное должностное лицо Окружной администрации города Якутска.

3.6. Органом управления спасательной службы по захоронению трупов является штаб спасательной службы по захоронению трупов городского округа "город Якутск". Штаб спасательной службы по захоронению трупов создается в мирное время распоряжением главы городского округа "город Якутск". Структура и численность органа управления спасательной службы по захоронению трупов определяется исходя из прогнозируемого объема работ.

3.7. К формированиям, входящим в состав спасательной службы по захоронению трупов, относятся:

- формирования по поиску и сбору погибших (умерших);

- формирования по организации похоронных мероприятий.

3.8. При необходимости, для выполнения задач, возлагаемых на спасательную службу по захоронению трупов, решениями Окружной администрации города Якутска могут создаваться и другие формирования спасательной службы по захоронению трупов.

 

IV. Организация управления спасательной службой по захоронению трупов

4.1. Управление спасательной службой по захоронению трупов состоит в деятельности начальника спасательной службы по захоронению трупов и штаба службы по поддержанию в постоянной готовности организаций и формирований службы к работе в условиях военного времени, по организации, планированию и проведению комплекса мероприятий по срочному захоронению трупов.

4.2. Основой управления спасательной службой по захоронению трупов является решение начальника спасательной службы по захоронению трупов на проведение мероприятий по срочному захоронению трупов.

4.3. В решении начальника спасательной службы по захоронению трупов на проведение мероприятий по срочному захоронению трупов определяется порядок проведения мероприятий по идентификации, перевозке, обеззараживанию и захоронению трупов, организация кадрового обеспечения, организация обеспечения имуществом и техникой, организация защиты работников органов управления и организаций, состав и порядок использования сил и средств спасательной службы по захоронению трупов, организация взаимодействия, организация управления.

4.4. Решение начальника спасательной службы по захоронению трупов на проведение мероприятий по срочному захоронению трупов оформляется графически (на карте) и текстуально (с приложением комплекта документов) в виде Плана срочного захоронения трупов городского округа "город Якутск" (далее – План).

4.5. В комплект документов этого Плана входят:

- схема оповещения органов управления спасательной службы по захоронению трупов;

- схема управления и связи на военное время;

- документы скрытой связи;

- план взаимодействия с другими спасательными службами;

- состав и задачи оперативных групп;

- расчеты, заявки, справочные и другие материалы.

4.6. План срочного захоронения трупов городского округа "город Якутск" согласовывается с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) (далее – ГУ МЧС России по РС(Я)) и утверждается главой городского округа "город Якутск".

4.7. План разрабатывается в мирное время и корректируется по мере необходимости.

4.8. Начальник спасательной службы по захоронению трупов осуществляет непосредственное руководство планированием мероприятий по срочному захоронению трупов.

4.9. Начальник спасательной службы по захоронению трупов ежегодно представляет по подчиненности доклад о состоянии службы.

 

V. Полномочия руководителя спасательной службы по захоронению трупов

5.1. Руководителем спасательной службы по захоронению трупов городского округа "город Якутск" назначается должностное лицо из Окружной администрации города Якутска, который непосредственно подчиняется главе городского округа "город Якутск". В его оперативном подчинении находится штаб службы.

5.2. Непосредственное руководство формированиями осуществляется по штатным средствам связи через штаб службы.

5.3. В военное время штабом службы организуется информационное взаимодействие с силами гражданской обороны, осуществляющими проведение АСДНР в очагах поражения.

 

VI. Мероприятия по срочному захоронению трупов

6.1. К мероприятиям по организации по срочному захоронению трупов относятся:

- создание и накопление материально-технических средств для проведения срочного захоронения трупов и средств обеззараживания;

- совершенствование системы управления формированиями;

- подготовка и техническое оснащение формирований.

 

VII. Организация подготовки личного состава спасательной службы по захоронению трупов

7.1. Примерная программа обучения сотрудников формирований службы разрабатывается и утверждается ГУ МЧС России по РС(Я). Общий объем обучения сотрудников формирований должен составлять не менее 36 часов в год. Проведение аттестации сотрудников формирований не предусматривается вследствие специфики выполняемых подразделениями задач.

 

VIII. Материальное обеспечение и финансирование спасательной службы по захоронению трупов

8.1. Финансирование спасательной службы по захоронению трупов осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на выполнение мероприятий по гражданской обороне.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Состав сил и средств аварийно-спасательных формирований городского округа "город Якутск", необходимый для проведения работ по срочному захоронению трупов в военное время и при возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций на территории городского округа "город Якутск"

 

N

Наименование организаций, выделяющих силы и средства

Ведомственная принадлежность

NN телефонов

Наименование сил и средств

Выполняемые функции

Руководителя

Дежурного

Личный состав (чел.)

Техника (количество)

1

МБУ "Ритуал"

Администрация городского округа "город Якутск"

 

 

15

2 ед. (легковой а/м для перевозки личного состава)

- Организация работ по выбору мест, отводимых для выкапывания могил (братских могил);

- подготовка братских могил;

- захоронение трупов.

2

МКУ "Служба эксплуатации городского хозяйства"

Администрация городского округа "город Якутск"

 

 

7

1 ед. (легковой а/м для перевозки личного состава)

- Поиск, транспортировка трупов в морг;

3

МУ МВД России "Якутское"

Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия)

 

 

6

2 ед. (легковые а/м для перевозки личного состава)

- Оцепление мест очагов поражения;

- охрана общественного порядка при проведении похоронных мероприятий.

4

ГКУ РС (Я) "Управление здравоохранения г. Якутска при Минздраве Республики Саха (Якутия)"

Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия)

 

 

10

2 ед. (кареты скорой помощи)

- Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований при выборе мест для братских могил и выполнением правил захоронения;

- контроль за проведением дезинфекционных мероприятий при захоронении трупов;

- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований при выборе мест для братских могил и выполнением правил захоронения;

- контроль за проведением дезинфекционных мероприятий при захоронении трупов, а также проверку полноты сжигания и правильности закапывания опасных для здоровья населения материалов;

- контроль за обеспеченностью специальной одеждой личного состава, осуществляющего санитарную очистку очагов поражения и захоронение трупов, и за организацией его помывки по окончании работы;

- контроль за дезинфекцией обмундирования, инструментария и транспорта после захоронения трупов;

- контроль за правильностью захоронения инфекционных больных, трупов с высоким радиационным уровнем и за последующей санитарной обработкой лиц, участвующих в захоронениях;

- обеспечение медицинской помощи участникам ведения работ по захоронению трупов.

5

ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия)"

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

 

 

5

2 ед. (легковой а/м для перевозки личного состава)

6

МУП "ЯПАК"

Администрация городского округа "город Якутск"

 

 

8

4 ед. (грузовые автомобили 3 ед. бульдозер 1 ед.)

- Обеспечение транспортировки трупов.

7

ОАО "Якутдорстрой"

Администрация городского округа "город Якутск"

 

 

3

3 ед. (экскаватор 1 ед. бульдозер 1 ед., трейлер 1 ед.)

- Обеспечение механизации работ.

8

МУП "Пригородная теплосетевая компания"

Администрация городского округа "город Якутск"

 

 

10

2 ед. (легковой а/м 2 ед. для перевозки личного состава)

- Поиск, опознание;

- погрузка (разгрузка) трупов на транспорт (с транспорта);

- захоронение.

9

МУП "Жилкомсервис"

Администрация городского округа "город Якутск"

 

 

10

2 ед. (легковой а/м 2 ед. для перевозки личного состава)

10

ГКУ РС(Я) "Якутское лесничество"

Правительство Республики Саха (Якутия)

 

 

5

1 ед. (трактор с отвалом)

- Подготовка мест для захоронения трупов.

11

ГКУ "Центр занятости населения города Якутска"

Правительство Республики Саха (Якутия)

 

 

резерв

-

- Поиск, опознание;

- погрузка (разгрузка) трупов на транспорт (с транспорта).

Итого:

91

22 ед.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Положение по организации работ по срочному захоронению трупов в военное время и в случае возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций на территории городского округа "город Якутск"

 

I. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение по организации работ по срочному захоронению трупов в военное время и в случае возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций на территории городского округа "город Якутск" (далее – положение) регламентирует:

- заблаговременное определение мест возможных захоронений;

- организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учету и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил;

- организация санитарно-эпидемиологического надзора.

- организация и проведение мероприятия по срочному захоронению трупов животных.

 

II. Выбор и подготовка мест для проведения массовых погребений, нормативно-гигиенические требования по их устройству и содержанию

 

2.1. Заблаговременное определение мест возможных захоронений:

2.1.1. Общие сведения о местах и видах захоронения.

1) решение о создании мест захоронения принимается органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) или Окружной администрацией города Якутска, на территориях которых они создаются.

2) существуют следующие виды захоронений трупов или останков умерших – путем предания:

- земле (захоронение в могилу);

- огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом);

3) местами захоронения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли для захоронения тел (останков) погибших (умерших), в том числе для захоронения урн с прахом погибших (умерших) (пеплом после сожжения тел (останков) погибших (умерших), далее – прах).

2.1.2. Основные принципы выбора земельного участка для размещения места захоронения:

1) выбор земельного участка для размещения места захоронения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

2) места захоронения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.

3) не разрешается проводить захоронения на территориях:

- первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта;

- с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов;

- на берегах озер, рек и других поверхностных водных объектов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей;

- со стоянием грунтовых вод более двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных.

4) создание новых мест захоронений, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

5) предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется территориальным органом управления Окружной администрации города Якутска в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

6) размер земельного участка для захоронения определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, а также с учетом вместимости уже имеющихся кладбищ, но не может превышать сорока гектаров.

2.1.3. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выборе мест для захоронения.

1) заблаговременное определение мест возможных захоронений производится на основе санитарно-эпидемиологической оценки следующих факторов:

- санитарно-эпидемиологической обстановки;

- градостроительного назначения и ландшафтного зонирования территории;

- геологических, гидрогеологических и гидрогеохимических данных;

- почвенно-географических и способности почв и почвогрунтов к самоочищению;

- эрозионного потенциала и миграции загрязнений; транспортной доступности.

2) участок, отводимый под захоронение, должен удовлетворять следующим требованиям:

- иметь уклон в сторону, противоположенную от населенного пункта, открытых водоемов, а также при использовании населением фунтовых вод для хозяйственно-питьевых и бытовых целей;

- не затопляться при паводках;

- иметь уровень стояния грунтовых вод не менее чем в 2,5 м от поверхности земли при максимальном стоянии грунтовых вод. При уровне выше 2,5 м от поверхности земли участок может быть использован лишь для размещения кладбища для погребения после кремации;

- иметь сухую, пористую почву (супесчаную, песчаную) на глубине 1,5 м и ниже, с влажностью почвы в пределах 6 – 18%.

3) места возможных захоронений должны размещаться на расстоянии:

- от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов;

- от водозаборных сооружений централизованного источника водоснабжения населения не менее 1000 м с подтверждением достаточности расстояния расчетами поясов зон санитарной охраны водоисточника и времени фильтрации.

4) в сельских населенных пунктах, пользующихся колодцами, каптажами, родниками и другими природными источниками водоснабжения, при планировании размещения мест возможных захоронений выше по потоку грунтовых вод санитарно-защитная зона между предполагаемым местом захоронения и населенным пунктом обеспечивается в соответствии с результатами расчетов очистки грунтовых вод и данными лабораторных исследований.

5) колумбарии и стены скорби для захоронения урн с прахом погибших следует размещать на специально выделенных участках земли. Допускается размещение колумбариев и стен скорби за пределами мест возможных захоронений, на обособленных участках земли на расстоянии не менее 50 м от жилых зданий, территорий лечебных, детских, образовательных, спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных учреждений и учреждений социального обеспечения населения.

6) выбор участков и отвод территории под места возможных захоронений осуществляются главным архитектором города совместно с представителями органов жилищно-коммунального хозяйства по согласованию с представителями санитарно-эпидемиологической и экологической служб и утверждаются решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления на основании генеральных планов развития поселений.

7) при отводе участка площадью, превышающей 40 га, когда градостроительная ситуация требует большей площади, участок следует членить на зоны, разделенные зоной моральной защиты (далее – ЗМЗ), так, чтобы каждая зона не превышала площадь 40 га и могла функционировать как самостоятельное место захоронения.

8) располагать в ЗМЗ захоронения, в том числе и после кремации, не разрешается.

9) ширину ЗМЗ между зонами рекомендуется принимать не менее 40 м.

2.2. Создание запасов средств для проведения срочного захоронения трупов в военное время.

2.2.1. Создание и накопление материально-технических средств для проведения срочного захоронения трупов и средств обеззараживания производится органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и Окружной администрацией города Якутска на соответствующих территориях в составе запасов для нужд гражданской обороны исходя из прогнозируемых объемов работ по срочному захоронению трупов.

2.2.2. Примерная номенклатура запасов, необходимых для осуществления срочного захоронения трупов:

- средства индивидуальной защиты кожи и органов дыхания для персонала формирований, предназначенных для захоронения трупов в военное время;

- запасы гробов (материалов для изготовления гробов);

- мешки патологоанатомические;

- дезинфицирующие вещества (хлорная известь);

- горюче смазочные материалы (для транспортного обеспечения).

2.2.3. В мирное время создаются запасы гробов (материалов для изготовления гробов) и патологоанатомических мешков из расчета 30% от прогнозируемых безвозвратных потерь, запасы дезинфицирующих средств, применяемых для массовых захоронений, из расчета 40% от прогнозируемых потерь (10% средств может быть использовано для проведения противоэпидемических мероприятий в местах первоначального нахождения погибших). Для восполнения текущих потребностей в ходе непосредственного осуществления мероприятий по захоронению трупов в военное время заблаговременно (в мирное время) должны быть заключены договора на поставку средств, необходимых для осуществления срочного захоронения трупов, в объеме соответствующем прогнозируемым потерям.

2.2.4. Оснащение формирований техникой и имуществом осуществляется организацией, на базе которой создается и функционирует данное формирование. Исходя из планируемого объема работ по срочному захоронению трупов необходимо учитывать возможность привлечения дополнительных технических средств из других организаций, в особенности это касается землеройной техники (экскаваторов) и транспортных средств, на которых будет осуществляться транспортировка трупов к месту захоронения.

2.3. Организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учету и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил.

2.3.1. Организация и порядок проведения захоронений трупов:

1) для организации похорон создается комиссия, в состав которой включаются все представители, на которых возлагаются обязанности по оформлению документов на умерших, хранению тела, изготовлению гроба, подготовке могилы.

2) при проведении группового погребения захоронение может производиться как в индивидуальные могилы, так и в общую для данной группы умерших. Захоронение прахов в "стенах скорби" открытых и закрытых колумбариев производится в индивидуальные ниши.

3) в случаях, когда групповое погребение проводится для группы лиц, состоящих из военных и гражданских лиц, воинские почести следует отдавать всей группе умерших.

4) погребение может производиться только при наличии медицинского и государственного свидетельств о смерти и после идентификации (опознания) личности умершего.

5) в случае, когда идентификация личности по внешним признакам затруднена, должна проводиться генетическая экспертиза. Генетическая экспертиза проводится по требованию медицинского учреждения, выдающего свидетельство о смерти, органов внутренних дел, МЧС, Минобороны. Медицинское свидетельство в этом случае выдается на основании результатов экспертизы.

6) в ситуациях, когда смерть наступила в результате взрыва или иной чрезвычайной ситуации, в силу которой останки найдены быть не могут, факт смерти допускается устанавливать по свидетельству очевидцев органам исполнительной власти всех уровней или суду. Захоронение в таких ситуациях допускается проводить как заочное на основании свидетельства о смерти, выданного по решению органа исполнительной власти или суда.

7) погребение лиц, личность которых не установлена, допускается производить на основании решения органов внутренних дел на специализированных участках кладбищ. Кремация при этом не допускается, за исключением случаев, когда она необходима по требованиям санитарных правил и норм или по результатам патологоанатомических исследований судебно-медицинской экспертизы.

8) орган здравоохранения вправе потребовать проведение погребения в форме кремации в случаях, когда захоронение некремированных останков способно стать источником инфекционной опасности для населения или эпидемии.

9) при погребении останков деформированных или разрушенных тел после судебно-медицинской или генетической экспертизы они должны помещаться в запаянные гробы или капсулы, обеспечивающие санитарно-эпидемиологическую безопасность, и в ходе погребения не вскрываться.

10) консервацию и бальзамирование останков рекомендуется проводить в ситуациях, когда сохранение останков необходимо для проведения последующих экспертиз: судебно-медицинской, генетической, криминалистической.

11) не допускается погребение в одном гробу, капсуле или урне останков или праха, соответственно, нескольких умерших.

12) после погребения составляется акт.

2.3.2. Гигиенические требования при организации захоронений.

1) захоронение не кремированных останков должно производиться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2) захоронение останков после кремации (праха) в урнах допускается производить в колумбарных стенах, колумбариях и в могилах.

3) при захоронении гроба с телом глубину могилы следует устанавливать в зависимости от местных условий (характера грунтов и уровня стояния грунтовых вод), но не менее 1,5 м.

4) захоронение в братских могилах допускается при наличии санитарно- эпидемиологического заключения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы при соблюдении следующих условий:

- количество гробов, глубина и количество уровней захоронения устанавливаются от местных климатических условий и высоты стояния грунтовых вод;

- расстояние между гробами по горизонтали должно быть не менее 0,5 м и заполняться слоем земли с укладкой поверху хвороста или хвойных веток;

- при размещении гробов в несколько уровней расстояние между ними по вертикали должно быть не менее 0,5 м. Гробы верхнего ряда размещаются над промежутками между гробами нижнего ряда;

- глубина при захоронении в два уровня должна быть не менее 2,5 м;

- дно могилы должно быть выше уровня грунтовых вод не менее чем на 0,5 м;

- толщина земли от верхнего ряда гробов до поверхности должна быть не менее Гм;

- надмогильный холм устраивается высотой не менее 0,5 м;

- для ускорения минерализации трупов на дне братских могил устраиваются канавки и поглощающий колодец, а также закладывается вентиляционный канал от дна до верха могилы.

5) перевозка умерших к месту захоронения осуществляется специализированным транспортом. Допускается использование другого вида автотранспорта для перевозки умерших, за исключением автотранспорта, используемого для перевозки пищевого сырья и продуктов питания.

6) после перевозки и захоронения умерших транспорт должен в обязательном порядке подвергаться уборке и обработке дезинфицирующими средствами, разрешенными к применению в установленном порядке.

7) в целях предотвращения распространения особо опасных инфекционных заболеваний процесс захоронения умерших от инфекции не ясной этиологии, а также от особо опасных инфекций (умерших в лечебных учреждениях или поступивших в патологоанатомические отделения для вскрытия) совершается в оцинкованных, герметически запаянных гробах непосредственно из патологоанатомического отделения.

8) захоронение умерших, имеющих высокий радиоактивный фон, допускается на специально отведенном участке места захоронения в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам радиационной безопасности.

9) перезахоронение останков умерших возможно по решению органов исполнительной власти и заключения органов Госсанэпиднадзора об отсутствии особо опасных инфекционных заболеваний. Не рекомендуется проводить перезахоронение ранее одного года с момента погребения.

10) могила в случае извлечения останков должна быть обработана дезинфицирующими средствами, разрешенными к применению в установленном порядке, засыпана и спланирована.

11) извлечение останков умершего из братской могилы возможно в случаях перезахоронения останков всех захороненных в братской могиле по решению органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) или Окружной администрацией города Якутска при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

12) предметы и вещества, используемые при погребении (гробы, урны, венки, бальзамирующие вещества), допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

2.3.3. Определение потребного количества сил и средств для проведения работ по срочному захоронению погибших.

1) количество сил и средств для проведения работ по срочному захоронению погибших определено из условия создания АСФ для захоронения 1000 погибших в течение 3-х суток с момента нанесения ядерного удара.

2) основными видами работ в этом случае будут:

- разработка котлована для устройства братской могилы на 100 погибших (всего потребуется устройство до 10 котлованов);

- подготовка котлована для захоронения тел (останков);

- подготовка тел (останков) погибших для захоронения;

- раскладка первого ряда тел (останков) погибших в братских могилах;

- засыпка первого ряда тел (останков) погибших;

- раскладка второго ряда тел (останков) погибших в братских могилах; засыпка второго ряда тел (останков) погибших; засыпка братских могил.

3) первоначально определим трудозатраты на устройство котлована при отрывке братской могилы. Исходя из требований руководящих документов, размеры братской могилы должны быть следующие:

- длина по низу – 20 м;

- ширина – 3 м;

- высота – 2,3 м;

4) наиболее эффективно по производительности при отрывке котлованов использовать бульдозеры. С учетом крутизны откосов 1:3 длина котлована по верху для въезда-выезда бульдозеров составит 32 м. За расчетный вид техники принят бульдозер со средней производительностью по разработке котлованов, составляющей 80 куб. м в час. К числу таких бульдозеров относятся широко распространенные в Российской Федерации бульдозеры с тяговым усилием 10 – 15 тс, на базе тракторов Т-170, Т-130.

5) для оборудования братских могил, укладки тел погибших, их присыпки необходим ручной труд. Средняя производительность по выполнению земляных работ принята 1 куб. м в час.

6) исходя из принятых данных, определяем общие требуемые трудозатраты (в машино-часах и человеко-часах) на захоронение погибших в одной братской могиле. Данные по определению трудозатрат приведены в табл. 1.

 

Таблица 1

 

Наименование работ

Объем работ

Единица измерения

Трудозатраты

чел./час

маш./час

Отрывка котлована под братскую могилу

180

м3

234

2,25

Укладка первого ряда погибших

50

чел.

4

-

Присыпка землей первого ряда трупов на высоту 0,4 м

13,5

м3

6,75

-

Засыпка землей первого ряда трупов на высоту 0,5 м

40

м3

20

0,5

Укладка второго ряда погибших

50

чел.

4

-

Присыпка землей второго ряда трупов на высоту 0,4 м

15,5

м3

7,75

-

Засыпка землей второго ряда трупов на высоту 0,5 м

84

м3

1,5

 

Насыпка могильного холма высотой 0,75 м

50

м3

50

0,63

ИТОГО

 

 

368,5

4,43

 

7) таким образом, при нормальных условиях работы для захоронения 100 погибших в одной братской могиле потребуется затратить 368,5 человеко-часа, а при условии совместного использования, как личного состава формирований, так и техники (бульдозеров, экскаваторов) – 22,5 человеко-часа и 4,43 машино-часа.

 

III. Основные мероприятия по срочному захоронению трупов животных в военное время и при чрезвычайных ситуациях

 

3.1. Сбор и перевозка трупов животных:

3.1.1. Заключение об уборке, утилизации или уничтожении трупов животных дает ветеринарный специалист.

3.1.2. Трупы животных, зараженных или контаминированных возбудителями:

- сибирской язвы, эмфизематозного карбункула, чумы крупного рогатого скота, бешенства, туляремии, столбняка, злокачественного отека, катаральной лихорадки крупного рогатого скота и овец, африканской чумы свиней, ботулизма, сапа, эпизоотического лимфангоита, мелиоидоза (ложного сапа), миксоматоза, чумы птиц, сжигают на месте, а также в трупосжигательных печах или на специально отведенных площадках;

- энцефалопатии, скрепи, аденоматоза, висна-маэди, перерабатывают на мясокостную муку. В случае невозможности переработки они подлежат сжиганию;

- болезней, ранее не регистрировавшихся на территории России и Республики Саха (Якутия), сжигают.

3.1.3. Транспортные средства, выделенные для перевозки трупов животных, оборудуют водонепроницаемыми закрытыми кузовами, которые легко подвергаются санитарной обработке. Использование такого транспорта для перевозки кормов и пищевых продуктов запрещается.

3.1.4. После погрузки трупов животных на транспортное средство обязательно дезинфицируют место, где они лежали, а также использованный при этом инвентарь и оборудование.

3.1.5. Почва (место), где лежал труп, дезинфицируют сухой хлорной известью из расчета 5 кг/кв. м, затем ее перекапывают на глубину 25 см.

3.1.6. Транспортные средства, инвентарь, инструменты, оборудование дезинфицируют после каждого случая доставки биологических отходов для утилизации, обеззараживания или уничтожения.

3.1.7. Для дезинфекции используют одно из следующих химических средств: 4-процентный горячий раствор едкого натра, 3-процентный раствор формальдегида, раствор препаратов, содержащих не менее 3 проц. активного хлора, при норме расхода жидкости 0,5 л на 1 кв. м площади или другие дезинфицирующие средства, указанные в действующих правилах по проведению ветеринарной дезинфекции объектов животноводства.

3.1.8. Спецодежду дезинфицируют путем замачивания в 2-процентном растворе формальдегида в течение 2 часов.

3.2. Требования к проведению уничтожения трупов животных:

- запрещается сброс трупов животных в водоемы, реки и болота.

- категорически запрещается сброс трупов животных в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для утилизации мусора и отходов с целью их захоронения.

3.2.1. Захоронение трупов животных в земляные ямы

1) захоронение трупов животных в земляные ямы разрешается в исключительных случаях, при массовой гибели животных и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах, допускается захоронение трупов в землю только по решению Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта Российской Федерации.

2) выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

3) размещение скотомогильников (биотермических ям) в водоохранной, лесопарковой и заповедной зонах категорически запрещается.

4) скотомогильники (биотермические ямы) размещают на сухом возвышенном участке земли площадью не менее 600 кв. м.

5) уровень стояния грунтовых вод должен быть не менее 2 м от поверхности земли.

6) размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до:

- жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) – 1000 м;

- скотопрогонов и пастбищ – 200 м;

- автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории – 50 – 300 м.

7) территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 – 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта.

8) через траншею перекидывают мост.

9) при строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 × 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 × 30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м.

10) над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

11) приемку построенного скотомогильника (биотермической ямы) проводят с обязательным участием представителей государственного ветеринарного и санитарного надзора с составлением акта приемки.

12) скотомогильник (биотермическая яма) должен иметь удобные подъездные пути.

13) на выбранном месте выкапывают траншею глубиной не менее 2 м. Длина и ширина траншеи зависит от количества трупов животных. Дно ямы засыпается сухой хлорной известью или другим хлорсодержащим дезинфицирующим средством с содержанием активного хлора не менее 25% из расчета 2 кг на 1 м2 площади. Непосредственно в траншее, перед захоронением, у павших животных вскрывают брюшную полость, с целью недопущения самопроизвольного вскрытия могилы из-за скопившихся газов, а затем трупы обсыпают тем же дезинфектантом. Траншею засыпают вынутой землей. Над могилой насыпают курган высотой не менее 1 м и ее огораживают в соответствии с требованиями, указанными выше.

14) дальнейших захоронений в данном месте не проводят.

3.3.2. Порядок проведения сжигания трупов животных:

1) сжигание трупов животных проводят под контролем ветеринарного специалиста, в специальных печах или земляных траншеях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка.

2) способы устройства земляных траншей (ям) для сжигания трупов:

- выкапывают две траншеи, расположенные крестообразно, длиной 2,6 м, шириной 0,6 м и глубиной 0,5 м. На дно траншеи кладут слой соломы, затем дрова до верхнего края ямы. Вместо дров можно использовать резиновые отходы или другие твердые горючие материалы. В середине, на стыке траншей (крестовина), накладывают перекладины из сырых бревен или металлических балок и на них помещают труп животного. По бокам и сверху труп обкладывают дровами и покрывают листами металла. Дрова в яме обливают керосином или другой горючей жидкостью и поджигают.

- роют яму (траншею) размером 2,5 x 1,5 м и глубиной 0,7 м, причем вынутую землю укладывают параллельно продольным краям ямы в виде гряды. Яму заполняют сухими дровами, сложенными в клетку, до верхнего края ямы и поперек над ним. На земляную насыпь кладут три-четыре металлические балки или сырых бревна, на которых затем размещают труп. После этого поджигают дрова.

- выкапывают яму размером 2,0 × 2,0 м и глубиной 0,75 м, на дне ее вырывают вторую яму размером 2,0 × 1,0 м и глубиной 0,75 м. На дно нижней ямы кладут слой соломы, и ее заполняют сухими дровами. Дрова обливают керосином или другой горючей жидкостью. На обоих концах ямы, между поленницей дров и земляной стенкой, оставляют пустое пространство размером 15 – 20 см для лучшей тяги воздуха. Нижнюю яму закрывают перекладинами из сырых бревен, на которых размещают труп животного. По бокам и сверху труп обкладывают дровами, затем слоем торфа (кизяка) и поджигают дрова в нижней яме.

- траншеи (ямы) указанных размеров предназначены для сжигания трупов крупных животных. При сжигании трупов мелких животных размеры соответственно уменьшают.

3) золу и другие несгоревшие неорганические остатки закапывают в той же яме, где проводилось сжигание.

 

IV. Организация санитарно-эпидемиологического надзора

 

4.1. Санитарно-эпидемиологический надзор и экологический контроль за состоянием мест погребения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Саха (Якутия), и на территории городского округа "город Якутск" и на транспорте.

4.2. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию мест погребений Окружная администрация города Якутска обязана приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию новых мест погребений.

4.3. Осквернение или уничтожение мест погребения влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Перечень средств защиты органов дыхания от трупного запаха личного состава формирований, предназначенных для захоронения трупов в военное время и в случае возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций на территории городского округа "город Якутск"

 

Наименование полумаски

Тип полумаски

Коэффициент защиты[1]

Масса, г

Сопротивление дыханию[2] Па

Наличие клапана выдоха

ЛУР-ГП

целиком фильтр

15

50

60

да

Лепесток А-ПАН

--"--

15

20

40

нет

Алина АВ

--"--

5

30

45

да

У-2ГП

Уралец ГП Кама 2000 ГП

--"--

2

58

60

нет

Тополь – А

из непроницаемого эластичного материала с двумя патронами

15

нет данных

нет данных

да

РПГ-67 с патроном А

--"--

10 – 15

300

89

да

РУ-67

--"--

10 – 15

350

95

да

РУ-60М

--"--

10 – 15

350

95

да

Серия 6001/6051 (А1 – ЕН) с предфильтром

--"--

до 100

240 + 274

58,7 + 103

да

 

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 07.06.2019 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Код публикации: 18.12.

 

 

[1] По парам органических веществ.

[2] При объемной скорости воздуха 30 дм3 /мин.

Другие статьи по теме
Категория: Региональный опыт | Добавил: ЦИПЗО (07.06.2019)
Просмотров: 32