Организация эвакуации населения Ленинградской области при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время
Главная » Статьи » Региональный опыт

Организация эвакуации населения Ленинградской области при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время

Организация эвакуации населения Ленинградской области при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время осуществляется в соответствии с одноименным положением, утвержденным Постановлением Губернатора Ленинградской области от 14.07.2008 N 142-пг (ред. от 26.01.2016).
Документ определяет общие требования по организации планирования, проведения и обеспечения эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций, сложившихся в результате техногенных аварий, катастроф, стихийных или иных бедствий в мирное время.

Под эвакуацией населения в настоящей статье понимается комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах (вне зон действия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации).

В зависимости от времени и сроков проведения эвакуация населения может быть упреждающей (заблаговременной) и экстренной (безотлагательной). При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия проводится упреждающая эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон чрезвычайной ситуации).

Экстренная эвакуация проводится в случае возникновения чрезвычайной ситуации или нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей.

По масштабам чрезвычайные ситуации подразделяются на:

- чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее – зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее – количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее – размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

- чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

- чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей;

- чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей.

Общее руководство эвакуацией населения в чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера осуществляют Губернатор Ленинградской области, главы администраций муниципальных образований, руководители организаций, учреждений и объектов экономики (независимо от форм собственности) через соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, в состав которых входят председатели эвакуационных и эвакуационно-приемных комиссий.

Непосредственная организация и проведение эвакуационных мероприятий возлагаются на эвакуационные органы Ленинградской области и муниципальных образований, которые формируются на основании правовых актов Губернатора Ленинградской области и правовых актов руководителей органов местного самоуправления соответственно. Эвакуационные органы в организациях, привлекаемых к эвакуационным мероприятиям, формируются на основании приказа (распоряжения) руководителя организации.

Эвакуационным органам (в рамках муниципального района), за исключением эвакуационных комиссий, присваивается номер.

Эвакуационные органы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами МЧС России, военного управления, МВД России и аварийно-спасательными службами.

Право принятия решения о проведении эвакуации принадлежит Губернатору Ленинградской области и руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых возникла или прогнозируется чрезвычайная ситуация. В случаях, требующих принятия безотлагательного решения (экстренная эвакуация, носящая локальный характер), эвакуация может осуществляться по указанию (распоряжению) начальника дежурной (диспетчерской) службы потенциально опасного объекта.

 

Планирование эвакуационных мероприятий

Организацию планирования, обеспечения и проведения эвакуационных мероприятий осуществляют эвакуационная комиссия Ленинградской области, эвакуационные и эвакуационно-приемные комиссии муниципальных образований, ведомств и объектов экономики совместно с территориальными органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Эвакуация населения из зоны чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера планируется и осуществляется по территориальному принципу, за исключением отдельных организаций (школы-интернаты и детские дома, дома инвалидов, престарелых и ветеранов, медицинские учреждения), эвакуация которых предусматривается по производственному принципу.

Население эвакуируется транспортом, в пешем порядке или комбинированным способом, основанным на выводе максимально возможного количества людей с одновременным вывозом остальной части населения имеющимся транспортом в наиболее сжатые сроки. Транспортом вывозятся люди, которые не могут передвигаться в пешем порядке.

План эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зоны чрезвычайной ситуации (План приема, размещения и жизнеобеспечения населения, материальных и культурных ценностей) является приложением к Плану действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время и оформляется на карте с пояснительной запиской, к которой разрабатываются приложения. План согласовывается начальником Главного управления МЧС России по Ленинградской области и подписывается председателем эвакуационной комиссии Ленинградской области.

План эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зоны чрезвычайной ситуации муниципального образования согласовывается начальником Главного управления МЧС России по Ленинградской области, председателем эвакуационной комиссии Ленинградской области и подписывается председателем эвакуационной комиссии органа местного самоуправления.

Территориальные аварийно-спасательные службы разрабатывают планы обеспечения эвакуационных мероприятий (планы жизнеобеспечения населения).

Ответственность за организацию планирования, подготовку и проведение эвакуации населения, материальных и культурных ценностей при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время возлагается:

- при чрезвычайной ситуации локального характера (на территории потенциально опасного объекта) – на руководителя объекта;

- при чрезвычайной ситуации муниципального характера – на главу администрации городского (сельского) поселения;

- при чрезвычайной ситуации межмуниципального характера – на главу муниципального района (городского округа);

- при чрезвычайной ситуации регионального характера – на Губернатора Ленинградской области.

Ответственность за подготовку пунктов временного размещения и жизнеобеспечение эвакуируемых возлагается на руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых спланирована эвакуация населения.

 

Подготовка и проведение эвакуационных мероприятий

Особенности проведения эвакуации определяются характером источника чрезвычайной ситуации (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, наводнение, лесные пожары, ураганы и т.д.), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакуационных мероприятий.

Все население, работающее или проживающее в зонах вероятной чрезвычайной ситуации, приписывается к сборному эвакуационному пункту (промежуточному пункту эвакуации). Эвакуационные списки составляются в четырех экземплярах – по одному для эвакуационной комиссии, сборного эвакуационного пункта (промежуточного пункта эвакуации), приемной эвакуационной комиссии, пункта временного назначения (далее – ПВР). Каждый гражданин, подлежащий эвакуации, обязан знать, где находится сборный эвакуационный пункт (промежуточный пункт эвакуации) и время прибытия на указанные пункты.

Оповещение работников Администрации Ленинградской области, администраций муниципальных образований, руководителей эвакуационных органов всех уровней, организаций осуществляется по системе централизованного оповещения и действующим каналам оперативной связи.

Основным средством доведения условного сигнала до населения являются электрические сирены. Помимо доведения условного сигнала население оповещается и информируется по системам централизованного оповещения (радио, телевидение, телефон), громкоговорителям, установленным на улицах и спецмашинах.

При получении сигнала о проведении упреждающей (заблаговременной) эвакуации населения граждане самостоятельно в заранее определенное время прибывают на сборный эвакуационный пункт. Если в ходе подготовительных мероприятий в график эвакуации вносятся изменения, по системе оповещения и информирования до населения доводится уточненный график прибытия на сборный эвакуационный пункт и порядок действий.

Администрация сборного эвакуационного пункта регистрирует прибывших, уточняет им ПВР и вид транспорта, на котором убывают указанные лица.

Администрация пунктов посадки распределяет эвакуируемых по эвакуационным эшелонам, вагонам, автомобильным формированиям, автомашинам, колоннам личного транспорта или пешей эвакуации и осуществляет отправку в ПВР.

При получении сигнала о проведении экстренной (безотлагательной) эвакуации граждане в кратчайшие сроки самостоятельно осуществляют выход из зоны чрезвычайной ситуации и прибывают на промежуточный пункт эвакуации (далее – ППЭ).

Оперативные группы оказывают помощь гражданам в зоне чрезвычайной ситуации, информируют о порядке действий, организуют (при наличии транспорта) вывоз населения на ППЭ.

Администрация ППЭ осуществляет сбор эвакуируемых и оказание им первой помощи, проводит дозиметрический контроль и специальную обработку (при необходимости), регистрирует граждан, уточняет распределение эвакуируемых по ПВР и транспортным средствам, организует отправку в ПВР.

Администрация ПВР организует прием, размещение и первоочередное жизнеобеспечение эвакуируемых.

ПВР должны отвечать следующим основным требованиям:

- обеспечивать безопасность населения от поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;

- обеспечивать необходимые условия для отдыха и жизни людей (по первоочередным видам жизнеобеспечения);

- соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

 

Обеспечение эвакуационных мероприятий и жизнеобеспечение населения

В целях создания условий для организованного проведения эвакуации населения в территориальных эвакуационных комиссиях разрабатываются планы всестороннего обеспечения эвакуационных мероприятий. Такие планы включают мероприятия по следующим видам обеспечения:

- связь и оповещение;

- транспортное обеспечение;

- дорожное обеспечение;

- охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения;

- медицинское обеспечение;

- инженерное обеспечение;

- разведка;

- материально-техническое обеспечение;

- финансовое обеспечение.

В эвакуационных приемных комиссиях разрабатываются планы жизнеобеспечения населения, включающее:

- обеспечение жильем;

- обеспечение продуктами питания;

- обеспечение водой;

- обеспечение предметами первой необходимости;

- обеспечение коммунально-бытовыми услугами.

 

Особенности эвакуационных мероприятий при аварии на атомной электростанции

Эвакуация населения при аварии на атомной электростанции (далее – АЭС) начинается не позднее чем через четыре часа после получения распоряжения на ее проведение (суммарное время для проведения подготовительных мероприятий).

К подготовительным эвакуационным мероприятиям относятся:

- оповещение, сбор и постановка задач членам эвакуационных комиссий;

- доведение задач до эвакуационных органов;

- развертывание и подготовка к работе эвакуационных органов;

- проверка системы связи и оповещения населения;

- информирование населения;

- уточнение численности населения, подлежащего эвакуации (эвакуационных списков);

- уточнение расчетов на вывоз населения, материальных и культурных ценностей всеми видами имеющегося транспорта;

- уточнение сроков прибытия эвакуируемых на пункты посадки;

- организация контроля подготовки транспортных средств к выполнению эвакуационных перевозок;

- уточнение графика подачи транспортных средств на пункты (станции) посадки;

- организация контроля подготовки маршрутов эвакуации населения (установка указателей, организация регулирования движения и т.п.);

- подготовка имеющихся защитных сооружений;

- ведение всех видов разведки;

- уточнение порядка и сроков всестороннего обеспечения эвакуационных мероприятий;

- согласование планов эвакуации с органами местного самоуправления, осуществляющими прием эвакуируемых;

- подготовка пунктов временного размещения в безопасных районах к приему эвакуируемых;

- организация взаимодействия с органами МЧС России, военного управления и внутренних дел.

Эвакуация населения при аварии на АЭС проводится в два этапа.

На первом этапе осуществляется вывоз эвакуируемых от пунктов посадки до ППЭ, расположенного вне зоны чрезвычайной ситуации.

В целях предотвращения необоснованного облучения посадка на крытые транспортные средства, обладающие защитными свойствами от радиации, производится, как правило, непосредственно от мест нахождения людей (подъездов домов, защитных сооружений и т.п.).

Администрации оперативных групп:

- организуют учет прибывающих и отправленных граждан;

- обеспечивают поддержание общественного порядка;

- организуют оказание медицинской помощи на пунктах посадки;

- принимают меры к укрытию населения в защитных сооружениях;

- представляют каждые два часа сведения о ходе эвакуации в эвакуационную комиссию (при отклонении от графика эвакуации сведения в эвакуационную комиссию представляются немедленно).

На втором этапе эвакуируемое население вывозится с ППЭ на приемный эвакуационный пункт (далее – ПЭП), где распределяется по пунктам временного размещения. ППЭ формируются администрациями сельских (городских) поселений, территориально расположенных на маршрутах эвакуации на внешней границе 30-километровой зоны чрезвычайной ситуации. Задачами ППЭ являются:

- сбор эвакуируемых и оказание им первой помощи;

- дозиметрический контроль, специальная обработка (частичная или полная);

- регистрация граждан;

- распределение эвакуируемых по транспортным средствам и отправка эвакуируемых на ПЭП в безопасные районы;

- организация и поддержание общественного порядка в зоне ответственности.

На ППЭ после проведения специальной обработки производится пересадка эвакуируемых с транспорта, который используется в зоне чрезвычайной ситуации, на транспорт, используемый на незагрязненной территории.

Территориальные эвакуационные комиссии разрабатывают планы транспортного обеспечения и графики подачи транспорта на пункты посадки (погрузки) эвакуируемых (материальных и культурных ценностей).

Численность населения, вывозимого общественным транспортом, определяется эвакуационными комиссиями в зависимости от наличия транспорта.

В первую очередь общественным транспортом вывозятся:

- медицинские учреждения (больные, находящиеся на стационарном лечении, персонал медицинских учреждений и члены их семей);

- пенсионеры и инвалиды, содержащиеся в домах престарелых и инвалидов, воспитанники детских домов, учащиеся школ-интернатов и других детских специальных учреждений совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей;

- беременные женщины, женщины с детьми до 14 лет, инвалиды 1-й и 2-й групп, больные, находящиеся на амбулаторном лечении, мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет;

- сотрудники органов государственного управления, важнейших научно-исследовательских учреждений и конструкторских бюро.

Остальное население может эвакуироваться личным транспортом.

С учетом численности населения, наличия транспортных (автомобильных, железнодорожных) средств и пропускной способности маршрутов на эвакуацию населения из зоны чрезвычайной ситуации при аварии на АЭС отводится 12 часов.

Началом эвакуации считается выход первой колонны с пункта посадки, окончанием эвакуации – выход последней колонны из зоны чрезвычайной ситуации, завершение приема и размещения эвакуируемых.

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 15.11.2019 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Код публикации: 19.02.

 

 

Другие статьи по теме
Категория: Региональный опыт | Добавил: ЦИПЗО (15.11.2019)
Просмотров: 1073