Об организации работы в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в городе Кирове
Главная » Статьи » Региональный опыт

Об организации работы в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в городе Кирове

1. Основные определения[1]

 

1.1. Гражданская оборона (далее – ГО) – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации (РФ) от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1.2. Основными задачами в области ГО являются:

- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

- борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

- обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

- срочное захоронение трупов в военное время;

- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

1.3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС), и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».[2]

1.4. Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации.

1.5. Чрезвычайная ситуация (далее – ЧС) – обстановка на определенной территории города Кирова, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

1.6. Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы (далее – АС и ДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

1.7. Зона чрезвычайной ситуации – территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

1.8. Аварийно-спасательная служба – это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

1.9. Аварийно-спасательное формирование – это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами.

1.10. Основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:

- поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.

Кроме того, в соответствии с законодательством РФ на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по:

- участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;

- участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

- участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;

- выработке предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

1.11. Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

1.12. Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

1.13. К аварийно-спасательным работам относятся: поисково-спасательные, аварийно-восстановительные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства РФ.

 

2. Структура, состав городского (объектового) звена территориальной подсистемы РСЧС, задачи органам управления

 

2.1. РСЧС, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти (министерствами и ведомствами) для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов на соответствующей территории (территория МО «Город Киров»).

Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.

Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах РФ (Кировская область) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (на муниципальном уровне – городское звено, которое в свою очередь разделено на 4 звена городских районов, и на объектовом уровне – объектовые звенья).

Организация, состав сил и средств территориальных подсистем (звеньев территориальных подсистем), а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями предприятий, организаций, учреждений.

2.2. Координационными органами РСЧС на муниципальном и объектовом уровне (в пределах муниципального образования) являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС и ОПБ).

Компетенция КЧС и ОПБ, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.

Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:

- разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

- координация деятельности органов управления и сил единой системы;

- обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;

- рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом.

Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решениями Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2.3. Постоянно действующими органами управления РСЧС на муниципальном уровне являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны при органах местного самоуправления (управление по делам ГО и ЧС г. Кирова), на объектовом уровне – структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

Основными задачами структурных подразделений (работников) организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны, являются:

- разработка предложений по совершенствованию деятельности в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС;

- анализ состояния работы по основным направлениям деятельности, принятие мер по ее совершенствованию;

- осуществление в пределах своих полномочий руководства по определению состава, размещения и оснащения сил и средств объектового звена территориальной подсистемы РСЧС;

- определение порядка привлечения сил и средств объектового звена для ликвидации последствий ЧС;

- разработка и реализация мер пожарной безопасности объекта;

- создание аварийно-спасательных формирований;

- создание и содержание в целях ГО запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- проведение мероприятий ГО;

- ликвидация ЧС (проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ);

- противопожарная пропаганда;

- информирование работников объекта (населения) о приведении в готовность системы ГО, возникновении (угрозе возникновения) ЧС и ходе ликвидации их последствий, об угрозе нападения противника и применении им средств массового поражения;

- организация взаимодействия с правоохранительными органами при решении задач в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, пожарной безопасности;

- подготовка, переподготовка или повышение квалификации должностных лиц организаций по вопросам, отнесенным к компетенции органов управления;

- проведение мероприятий эвакуации работников объекта, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещение;

- создание, совершенствование и поддержание в готовности локальных систем оповещения объектов;

- осуществление мер, направленных на устойчивое функционирование объекта и выживание населения (работников) в военное время;

- контроль готовности к выполнению задач по ведению разведки ведомственными (объектовыми) службами наблюдения и лабораторного контроля;

- выполнение норм проектирования инженерно-технических мероприятий ГО, накопление и поддержание в готовности защитных сооружений, средств индивидуальной защиты, техники и специального имущества, проведение мероприятий по светомаскировке;

- осуществление мероприятий по предупреждению, готовности сил и средств объектового звена территориальной подсистемы РСЧС к действиям при их возникновении и обеспечение первичных мер пожарной безопасности;

- обучение работников объекта способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также способам защиты и действиям в условиях ЧС;

- обучение членов КЧС и ОПБ в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, пожарной безопасности;

- обеспечение деятельности руководства КЧС и ОПБ объекта по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, пожарной безопасности;

- привлечение сил и средств к ликвидации ЧС и тушению пожаров;

- организация и проведение тематических совещаний и семинаров, обобщение и издание материалов по результатам этих мероприятий;

- принятие мер к устранению выявленных в ходе проверок недостатков в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.

2.4. Органами повседневного управления РСЧС на муниципальном уровне – единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований (в г. Кирове действует ЕДДС на региональном уровне с подчиненной ей ДДС управления ГО и ЧС г. Кирова), на объектовом уровне – дежурно-диспетчерские службы (ДДС) предприятий, организаций, учреждений.

Основными задачами ДДС являются:

- прием сообщений о любых чрезвычайных происшествиях (ЧС), несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС, доклад в соответствии с инструкцией;

- оценка достоверности поступившей информации, доведение ее должностным лицам объекта, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;

- оценка обстановки (сбор, обобщение и анализ информации, определение масштабов и уточнение состава сил и средств, привлекаемых к ликвидации ЧС);

- оповещение и контроль приведения в готовность аварийно-спасательных формирований;

- представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке и принятых мерах вышестоящим органам управления по подчиненности (оперативному дежурному УГОЧС г. Кирова);

- доведение задач, поставленных вышестоящими органами управления городского звена территориальной подсистемы РСЧС, до органов управления объекта и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;

- обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и предоставление соответствующих докладов по подчиненности.

2.5. Силы и средства РСЧС – это специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС.

В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации.

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения АС и ДНР в зоне ЧС в течение не менее 3 суток.

Силы гражданской обороны – воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.

Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования ГО привлекаются для решения задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС в соответствии с законодательством РФ.

Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач.

2.6. Основными принципами деятельности аварийно-спасательных формирований являются:

- принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными формированиями;

- принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных работ;

- принцип постоянной готовности аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

2.7. В соответствии с законодательством РФ аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

- на постоянной штатной основе – профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

- на нештатной основе – нештатные аварийно-спасательные формирования;

- на общественных началах – общественные аварийно-спасательные формирования.

Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством РФ, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются:

- в федеральных органах исполнительной власти – решениями Правительства РФ по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций РФ, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

- в субъектах РФ – органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;

- в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, – руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов РФ, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- в органах местного самоуправления – по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством РФ, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2.8. Состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства РФ.

В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач. Кроме того, в состав аварийно-спасательных служб могут входить научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак и организации по производству аварийно-спасательных средств.

2.9. Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной регистрации.

Регистрацию аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований установленным порядком осуществляют федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы управления при органах исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии со своими полномочиями.

2.10. Готовность профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органами государственного надзора, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

2.11. Привлечение аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:

- в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями объектах и территориях;

- в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;

- установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций;

- по решению уполномоченных на то должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований либо имеющих на то установленные законодательством РФ полномочия на основе запроса федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации или к полномочиям которых отнесена ликвидация указанных чрезвычайных ситуаций, на основе запроса руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций либо по согласованию с указанными органами и руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению уполномоченных на то должностных лиц должно сопровождаться обязательным принятием мер, обеспечивающих установленный законодательством РФ уровень защищенности от чрезвычайных ситуаций объектов и территорий, обслуживаемых указанными службами и формированиями.

2.12. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством РФ, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.

Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций по руководству работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.

Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации определяются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством РФ.

В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:

- о проведении эвакуационных мероприятий;

- об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

- о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

- об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций;

- о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

- об использовании в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

- о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;

- о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;

- о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.

Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.

2.13. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в рамках РСЧС осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС, межрегиональных планов взаимодействия субъектов РФ, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.

2.14. Финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

- федерального и межрегионального характера – является расходным обязательством РФ;

- регионального и межмуниципального характера – является расходным обязательством субъектов РФ;

- в границах (на территории) муниципального образования – является расходным обязательством муниципального образования.

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством РФ.

Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

2.15. При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях и акваториях органы управления и силы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

- режим повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС;

- режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации ЧС.

2.16. Основные мероприятия органов управления, сил городского звена территориальной подсистемы РСЧС в различных режимах функционирования.

В режиме повседневной деятельности:

- изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

- разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

- планирование действий органов управления и сил городского звена территориальной подсистемы РСЧС (далее – городское звено), организация подготовки и обеспечения их деятельности;

- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

- руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- проведение в пределах своих полномочий контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

- осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

- проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;

- ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.

В режиме повышенной готовности:

- усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил городского звена на стационарных пунктах управления;

- непрерывный сбор, обработка и передача органам управления данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

- принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

- уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

- приведение при необходимости сил и средств городского звена в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

- восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

В режиме чрезвычайной ситуации:

- непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- оповещение руководителей органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;

- проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств городского звена, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

- непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

- организация и поддержание непрерывного взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

 

3. Основы организации работы органов управления предприятий, организаций, учреждений в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС

 

3.1. В ст. 1 Закона «О гражданской обороне» внесено дополнение, расширяющее сферу деятельности ГО. В соответствии с дополнением ГО – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей не только от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, но и при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

В соответствии со ст. 1 Закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» «ЧС – это обстановка..., сложившаяся в результате... иного бедствия (опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий), которые могут повлечь или повлекли...»

Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, по своему характеру ничем не отличаются от ЧС природного и техногенного характера (какая разница: разрушение здания произошло в результате аварии или вследствие попадания авиационной бомбы и тому подобное). Говоря об иных бедствиях, можно сказать, что эвакуация населения (мероприятие по переводу ГО с мирного на военное время) – это бедствие, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей. Таким образом, все сказанное выше можно включить в понятие (определение) «чрезвычайная ситуация».

Иначе можно сформулировать, что ЧС – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного бедствия, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а ГО – это система мероприятий по подготовке к защите (мероприятия по предупреждению ЧС, переводу ГО с мирного на военное время) и по защите населения от ЧС в мирное и военное время (ликвидация ЧС природного и техногенного характера и возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий).

Вполне обоснованно можно говорить, что Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ объединил понятия «защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (N 68-ФЗ от 21.12.1994), «единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС» (постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794) и «защита населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий» (N 28-ФЗ от 12.02.1998) в единое понятие «гражданская оборона».

3.2. В соответствии с п. 9 «Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» «иные задачи могут быть возложены на соответствующие КЧС и ОПБ решениями и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления», следовательно, это положение дает возможность возложить задачи координации действий (управляющего воздействия) по выполнению мероприятий перевода ГО с мирного на военное время на КЧС и ОПБ, тем более, что в настоящее время нет названия органа управления переводом ГО с мирного на военное время, возглавляемого главой администрации города. (Раньше этот орган назывался штабом ГО; возглавляемый начальником ГО и функционирующий в составе рабочих групп УГОЧС и служб ГО города.)

Правильность этого вывода подтверждается и тем, что из ст. 11 Федерального закона «О гражданской обороне» исключены слова «являющиеся по должности начальниками гражданской обороны» и пункт 5, определяющий права НГО. Это продиктовано сложившейся практикой в реализации полномочий в области ГО руководителями органов местного самоуправления в соответствии с занимаемой должностью. Кроме этого, ст. 14 «Службы гражданской обороны» признана утратившей силу.

Таким образом, сформулированы единые подходы Законов «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от ЧС» в определении органов управления для решения задач в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС в различных режимах функционирования этих органов (режим повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации городского звена территориальной подсистемы РСЧС, а также «особый период» – перевод ГО с мирного на военное время).

Реорганизация КЧС и ОПБ, как коллегиального органа в принятии управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС, переводу ГО с мирного на военное время, очевидна.

В общем плане структуру КЧС и ОПБ представляется возможным определить исходя из задач в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, определенных законодательством РФ.

По всей видимости, работу комиссии необходимо организовать как совещательного органа управления по выработке решений руководства объектом в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС. Возникает необходимость для организации работы по планированию и проведению мероприятий ГО, предупреждению и ликвидации ЧС в режиме повседневной деятельности, обеспечению деятельности комиссии в режиме повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации городского звена территориальной подсистемы РСЧС, а также при переводе ГО с мирного на военное время создать рабочие органы (рабочие группы), определить задачи, структуру и состав этих групп, порядок функционирования.

3.3. В соответствии с изложенными выше положениями для решения задач, возложенных ранее на службы ГО, вполне логично при КЧС и ОПБ как органе управления ГО, предупреждением и ликвидацией ЧС создать рабочие группы (далее приведен перечень и задачи рабочих групп при КЧС и ОПБ г. Кирова):

- группу финансового обеспечения (финансовое управление);

- группу медицинского обеспечения (управление здравоохранения);

- группу коммунально-технических систем жизнеобеспечения (отдел жилищно-коммунального хозяйства);

- группу дорожно-транспортного обеспечения (управление благоустройства и транспорта);

- группу материально-технического обеспечения (отдел потребительского рынка);

- группу инженерного обеспечения (МП «Управление капитального строительства»);

- группу по защите сельскохозяйственных животных и растений (отдел сельского хозяйства).

Возложить на рабочие группы решение следующих задач:

группа финансового обеспечения:

- создание резервов финансовых средств для ликвидации ЧС;

- создание резервов финансовых средств для содержания в целях ГО запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты, иного имущества и материально-технических средств ГО;

- планирование и проведение мероприятий по целевому расходованию созданных резервов финансовых средств;

группа медицинского обеспечения:

- управление действиями и организация медицинского обеспечения формирований службы медицины катастроф лечебно-профилактических учреждений в ходе проведения работ по ликвидации последствий ЧС, а также при переводе ГО с мирного на военное время;

- своевременное оказание медицинской помощи пострадавшим в результате ведения военных действий и вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

- организация взаимодействия с дорожно-транспортной группой по вывозу и складированию запасов медицинского имущества, эвакуации и развертыванию медицинских учреждений города, в загородных зонах в соответствии с планом эвакуационных перевозок;

- прогнозирование медико-санитарных последствий ЧС мирного и военного времени, их влияние на организацию медицинского обеспечения населения;

- организация и проведение мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования учреждений здравоохранения в военное время;

- организация и проведение мероприятий по медицинскому обеспечению населения в военное время, в том числе на этапе эвакуационных перевозок и в загородных зонах;

- организация взаимодействия с областными и ведомственными службами наблюдения и лабораторного контроля (далее – СНЛК) по организации наблюдения и контроля за санитарно-эпидемиологической обстановкой на территории города и в загородных зонах;

- организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний;

- участие в подготовке населения по вопросам оказания первой медицинской помощи пораженным и больным;

- создание и поддержание в готовности к выполнению задач по предназначению формирований службы медицины катастроф;

- организация управления и взаимодействия с формированиями, привлекаемыми к ликвидации ЧС, выполнению мероприятий по переводу ГО с мирного на военное время;

- участие в разработке нормативных правовых документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных работ (АСР);

- участие в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

группа коммунально-технических систем жизнеобеспечения:

- проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования сооружений и сетей жилищно-коммунального хозяйства;

- организация проведения аварийно-восстановительных работ на водопроводно-канализационных, тепловых, газовых и электрических сетях города;

- контроль за выполнением мероприятий по защите источников водоснабжения;

- обеспечение жильем пострадавшего в результате ЧС населения;

- обеспечение электроэнергией мест проведения аварийно-спасательных работ на сооружениях и сетях жилищно-коммунального хозяйства;

- разработка и проведение мероприятий по светомаскировке объектов жилищно-коммунального хозяйства;

- учет и контроль готовности фонда защитных сооружений объектов жилищно-коммунального хозяйства;

- прием и постановка на баланс вновь построенных или оборудованных защитных сооружений жилищно-коммунального хозяйства;

- организация взаимодействия с руководителями организаций функциональных подсистем РСЧС по созданию и поддержанию в готовности к выполнению задач по предназначению аварийно-восстановительных бригад (команд, групп) по водопроводно-канализационным, тепловым, газовым и электрическим сетям;

- проведение мероприятий по созданию и поддержанию в готовности групп (звеньев) по обслуживанию защитных сооружений фонда ЖКХ;

- организация управления и взаимодействия с формированиями, привлекаемыми к ликвидации ЧС, выполнению мероприятий по переводу ГО с мирного на военное время;

- участие в разработке нормативных правовых документов по вопросам организации и проведения АСР;

- участие в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

группа дорожно-транспортного обеспечения:

- ремонт и восстановление дорог и мостов;

- обеспечение движения транспорта по дорожной сети города;

- создание и поддержание в готовности к выполнению задач по предназначению бригад по расчистке дорог, команды по ремонту и восстановлению дорог и мостов, команды обеззараживания территорий, станций обеззараживания транспорта (СОТ), санитарно-обмывочных пунктов (СОП);

- автотранспортное обеспечение мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- создание и поддержание в готовности к выполнению задач по предназначению автоколонн для перевозки населения и автоколонн для перевозки грузов в соответствии с планом эвакуационных перевозок;

- организация управления и взаимодействия с формированиями, привлекаемыми к ликвидации ЧС, выполнению мероприятий по переводу ГО с мирного на военное время;

- участие в разработке нормативных правовых документов по вопросам организации и проведения АСР;

- участие в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

группа материально-технического обеспечения:

- создание, эшелонирование и организация хранения запасов материально-технических средств для выполнения задач ГО, защиты населения и территорий от ЧС;

- продовольственное и вещевое обеспечение аварийно-спасательных формирований при проведении работ по ликвидации ЧС мирного и военного времени;

- организация взаимодействия с дорожно-транспортной группой по вывозу и складированию запасов материально-технических средств в загородные зоны в соответствии с планом эвакуационных перевозок;

- материально-техническое обеспечение эвакуационных мероприятий;

- создание и поддержание в готовности к выполнению задач по предназначению подвижных пунктов питания (ППП), подвижных пунктов продовольственного снабжения (ПППС), подвижных пунктов вещевого снабжения (ППВС);

- организация управления и взаимодействия с формированиями, привлекаемыми к ликвидации ЧС, выполнению мероприятий по переводу ГО с мирного на военное время;

- участие в разработке нормативных правовых документов по вопросам организации и проведения АС и ДНР;

- участие в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

группа инженерного обеспечения:

- разработка и реализация планов ускоренного строительства недостающего фонда защитных сооружений при переводе ГО с мирного на военное время, выполнение мероприятий по переводу ГО с мирного на военное время;

- создание и поддержание в готовности к выполнению задач формирований для инженерного обеспечения аварийно-спасательных работ по ликвидации ЧС;

- организация управления и взаимодействия с формированиями, привлекаемыми к ликвидации ЧС;

- участие в разработке нормативных правовых документов по вопросам организации и проведения АСР;

- участие в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

группа по защите сельскохозяйственных животных и растений:

- организация фитопатологической разведки по контролю за зараженностью почв, посевов сельскохозяйственных культур и продуктов растениеводства радиоактивными, отравляющими (химическими) веществами и бактериальными средствами;

- организация ветеринарной разведки по выявлению и определению характера и степени заражения радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами животных, мест их размещения, пастбищ, маршрутов перегона, водоисточников, кормов, установление границ очагов заражения, отбор проб с объектов ветеринарного надзора, по определению видов возбудителей инфекционных заболеваний животных;

- создание и поддержание в готовности к выполнению задач по предназначению аварийно-спасательных формирований по защите животных и растений;

- обеспечение устойчивой работы сельхозпроизводства в пригородных хозяйствах путем проведения мероприятий по защите животных, растений, продукции животноводства и растениеводства, кормов и воды при возникновении ЧС;

- участие в разработке нормативных правовых документов по вопросам организации и проведения АСР;

- участие в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

3.4. Для организации работы групп соответствующим начальникам (старшим рабочих групп) необходимо:

3.4.1. Исходя из решаемых задач, определить состав рабочей группы (заместителя и помощников по направлениям деятельности и уточнить должностные инструкции по направлениям работы в составе рабочей группы в различных режимах функционирования, в т.ч. в режиме повседневной деятельности).

3.4.2. Разработать:

- план рабочей группы по обеспечению действий сил объектового звена территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС, переводу ГО с мирного на военное время по установленной форме;

- планирующие, учетно-отчетные и справочные документы, необходимые для проведения расчетов, оценки обстановки и подготовки предложений в решение КЧС и ОПБ.

3.4.3. При планировании действий руководствоваться положением о КЧС и ОПБ, составом КЧС и ОПБ, перечнем задач рабочих групп, положением об объектовом звене территориальной подсистемы РСЧС, расчетами по составу сил постоянной готовности объектового звена территориальной подсистемы РСЧС и расчетом по составу нештатных аварийно-спасательных формирований.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 5/2020.

 

 

[1] Публикация подготовлена по материалам «Методических рекомендаций по организации работы органов управления предприятий, организаций, учреждений в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденных распоряжением главы администрации города Кирова от 02.12.2005 N 6177.

[2] См. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 02.04.2020) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Другие статьи по теме
Категория: Региональный опыт | Добавил: ЦИПЗО (17.11.2020)
Просмотров: 21