Промышленная безопасность: анализ опасностей и оценка риска аварий на опасных производственных объектах
Главная » Статьи » Промышленная безопасность

Промышленная безопасность: анализ опасностей и оценка риска аварий на опасных производственных объектах

Опасные производственные объекты (ОПО) – потенциальный источник чрезвычайных ситуаций не только на самом ОПО, но и для близлежащей территории и проживающего на ней населения. В связи с этим необходимо проводить анализ опасностей и оценку риска аварий на ОПО. Такой анализ обычно проводится в соответствии  с руководством по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах»[1]. Можно использовать иные обоснованные способы и методы, чем те, которые указаны в указанном Руководстве, но все-таки рекомендуем использовать этот официально утвержденный документ.

Анализ опасностей и оценки риска аварий на ОПО (далее – анализ риска аварий) представляют собой совокупность научно-технических методов исследования опасностей возникновения, развития и последствий возможных аварий, включающую планирование работ, идентификацию опасностей аварий, оценку риска аварий, установление степени опасности возможных аварий, а также разработку и своевременную корректировку мероприятий по снижению риска аварий.

Анализ риска аварий рекомендуется проводить при разработке:

- проектной документации на строительство или реконструкцию ОПО;

- документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ОПО;

- декларации промышленной безопасности ОПО;

- обоснования безопасности ОПО;

- плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;

- плана мероприятий по снижению риска аварий и других документов в составе документационного обеспечения систем управления промышленной безопасностью.

Руководство рекомендуется использовать в качестве основы для разработки отраслевых методических рекомендаций, руководств и методик по проведению анализа риска аварий на ОПО различных отраслей промышленности, транспорта и энергетики. Рекомендации по анализу риска аварий при необходимости могут дополняться и уточняться в соответствующих руководствах по безопасности, отражающих отраслевую специфику и технологические особенности ОПО.

 

Цель и задачи анализа опасностей и оценки риска аварий

Основная цель анализа риска аварий – это установление степени аварийной опасности ОПО и (или) его составных частей для заблаговременного предупреждения угроз причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угроз возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера, разработки, плановой реализации и своевременной корректировки обоснованных рекомендаций по снижению риска аварий и (или) мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварий и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО, а также мер, компенсирующих отступления от требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности при обосновании безопасности ОПО.

На различных стадиях жизненного цикла ОПО основная цель анализа риска аварий достигается постановкой и решением соответствующих задач в зависимости от необходимой полноты анализа опасностей аварий, которая определяется требованиями разработки декларации промышленной безопасности, специальных технических условий, обоснования безопасности ОПО, отчета о количественной оценке риска аварий и иных документов, использующих результаты анализа риска аварий.

На стадии проектирования, подготовки технической документации или размещения ОПО рекомендуется решать следующие задачи анализа риска аварий:

- проведение идентификации опасностей аварий и качественной и (или) количественной оценки риска аварий с учетом воздействия поражающих факторов аварий на персонал, население, имущество и окружающую среду;

- обоснование оптимальных вариантов применения технических и технологических решений, размещения технических устройств, зданий и сооружений, составных частей и самого ОПО с учетом расположения близлежащих объектов производственной и транспортной инфраструктуры, особенностей окружающей местности, а также территориальных зон (охранных, санитарно-защитных, жилых, общественно-деловых, рекреационных);

- использование сведений об опасностях аварий при разработке стандартов предприятий, инструкций, технологических регламентов и планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;

- определение степени опасности аварий для выбора наиболее безопасных проектных решений;

- обоснование, корректировка и модернизация организационных и технических мер безопасности;

- разработка обоснованных рекомендаций по снижению риска аварий на ОПО и (или) его составных частях.

На стадиях ввода в эксплуатацию, консервации или ликвидации ОПО рекомендуется решать следующие задачи анализа риска аварий:

- уточнение идентификации опасностей аварий с оценкой вероятности и возможных последствий аварий, актуализация полученных ранее качественных или количественных оценок риска аварий;

- уточнение степени опасности аварий и оценка достаточности специальных мер по снижению риска аварий в переходный период.

На стадиях эксплуатации, реконструкции или технического перевооружения ОПО рекомендуется решать следующие задачи анализа риска аварий:

- уточнение и актуализация данных об основных опасностях аварий, в том числе, сведений, представленных в декларации промышленной безопасности ОПО, сведений об оценке максимального возможного количества потерпевших для целей страхования ответственности; технических данных и организационной информации по обследованию технического состояния объекта;

- определение и контроль частоты и периодичности диагностирования технических устройств, зданий и сооружений на ОПО, в том числе методами неразрушающего контроля;

- проведение мониторинга степени аварийной опасности и оценки эффективности мер по снижению риска аварий на ОПО, в том числе для оценки эффективности систем управления промышленной безопасностью;

- разработка рекомендаций по обеспечению безопасности и при необходимости корректировка мер по снижению риска аварий;

- совершенствование инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию, планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.

 

Этапы проведения анализа риска аварий

При проведении анализа риска аварий рекомендуется последовательно выполнять следующие этапы:

1) планирования и организации работ, сбора сведений;

2) идентификации опасностей;

3) оценки риска аварий на ОПО и (или) его составных частях;

4) установления степени опасности аварий на ОПО и (или) определения наиболее опасных (с учетом возможности возникновения и тяжести последствий аварий) составных частей ОПО;

5) разработки (корректировки) мер по снижению риска аварий.

Состав и комплектность этапов рекомендуется уточнять в зависимости от конкретизации задач анализа риска аварий. Общая схема анализа опасностей и оценки риска аварий на ОПО представлена на рис. 1.

 

Рис. 1. Общая схема анализа опасностей и оценки риска аварий на ОПО

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│                         1. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ                         │

│                       И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИИ (АНАЛИЗА РИСКА), СБОР СВЕДЕНИЙ                       │

│                      ОБ АНАЛИЗИРУЕМОМ ОПАСНОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕКТЕ (ОПО)                     │

│                                                                                                  │

│1.1. Уточнение цели      1.2. Выбор         1.3. Идентификация        1.4. Определение характерных│

│и постановка задач ────► исполнителей ────► ОПО и сбор сведений ────► для ОПО значений допустимого│

│анализа риска            анализа риска      об ОПО                    риска аварий и (или) оценка │

│                                                                      фонового риска аварии (при  │

│                                                                      необходимости)              │

└───────────────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────┘

                                                │

                                                ▼

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│                            2. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ АВАРИЙ НА ОПО                             │

│                                                                                                  │

│2.1. Определение основных      2.2. Разделение ОПО на        2.3. Определение типовых сценариев   │

│источников возникновения ────► анализируемые составные ────► развития аварий на составных частях  │

│возможных инцидентов и         части, определение            (составляющих) ОПО                   │

│аварий на ОПО                  характерных причин                                                 │

│                               возможных аварий на них                                            │

└───────────────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────┘

                                                │

                                                ▼

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│                                 3. ОЦЕНКА РИСКА АВАРИЙ НА ОПО                                    │

│                    ┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐              │

│                    ▼                                                              ▼              │

│  3.1. Количественная оценка риска ──► 3.3. Полуколичественная ◄── 3.2. Качественная оценка риска │

│                    │                        оценка риска                          │              │

│       ┌────────────┤                              │             ┌─────────────────┤              │

│       │            └─────────────────┐  ┌─────────┴───────────┐ │                 └─────┐        │

│       ▼                              ▼  ▼                     ▼ ▼                       ▼        │

│ 3.1.1. Оценка         3.1.2. Оценка вероятных  3.2.1. Оценка возможности   3.2.2. Оценка тяжести │

│ частоты возможных ◄──►    последствий по      возникновения инцидентов ◄──► возможных последствий│

│ сценариев аварий           анализируемым           и (или) аварий              анализируемых     │

│       │                  сценариям аварий                  ││                инцидентов и (или)  │

│       │                         ││                ┌────────┘│                      аварий        │

│       └──────────────┐          │└────────────────┤         └─────────────────┬───────┘          │

│                      ├──────────┘                 │                           │                  │

│                      │                            │                           │                  │

│                      ▼                            ▼                           ▼                  │

│      3.1.3. Расчетные значения        3.3.1. Индексы опасности 3.2.3. Качественные характеристики│

│     риска аварии на ОПО и (или)        аварии на ОПО и (или)     опасности аварии на ОПО и (или) │

│         составляющих ОПО                 составляющих ОПО               составляющих ОПО         │

│                    │                              │                           │                  │

│┌───────────────────┘                              ▼                           └─────────────────┐│

││ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ ││

│└►│3.4. Оцененные значения меры опасности аварии (риска аварии) на ОПО и (или) составляющих ОПО│◄┘│

│  └────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘  │

└──────────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────┘

                                                   │

                                                   ▼

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│                           4. УСТАНОВЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ОПАСНОСТИ АВАРИЙ НА ОПО                        │

│                  И (ИЛИ) ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ АВАРИЙНООПАСНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ОПО                   │

│           ┌──────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────┐            │

│           ▼                                  ▼                                      ▼            │

│   4.1. Ранжирование           4.2. Сопоставление полученных      4.3. Сравнение полученных оценок│

│   составляющих ОПО по               оценок риска аварии          риска аварии с допустимым риском│

│   степени риска аварии         соответствующим фоновым риском                 аварии             │

└──────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────┘

                                               │

                                               ▼

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│                    5. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКА АВАРИИ НА ОПО                    │

│                                                                                                  │

│    5.1. Рекомендации по уменьшению возможности ──────► 5.2. Рекомендации по уменьшению тяжести   │

│     возникновения инцидентов и (или) аварий            последствий возможных аварий              │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

При планировании и организации анализа риска аварий рекомендуется:

- определить анализируемый ОПО (или его составную часть) и дать его общее описание, провести анализ требований нормативных и правовых документов в области анализа риска аварий применительно к рассматриваемому объекту;

- обосновать необходимость проведения анализа опасностей и оценки риска аварий в случае отсутствия нормативных требований в этой области;

- провести анализ требований заказчика работ (инвесторов, проектировщиков или других заинтересованных лиц);

- уточнить задачи проводимого анализа риска аварий с учетом причин, которые вызвали необходимость проведения таких работ (декларирование промышленной безопасности, обоснование безопасности ОПО, экспертиза промышленной безопасности, обоснование проектных решений по обеспечению безопасности, применение новых технологий или материалов);

- определить используемые методы анализа риска аварий, основные и дополнительные показатели риска, степень их детальности и ограничения;

- проанализировать, выбрать и определить значения фоновых рисков аварий и (или) соответствующие критерии (достижения) допустимого риска аварий, и (или) иные обоснованные показатели безопасной эксплуатации ОПО;

- сформировать рабочую группу для проведения анализа риска аварий, оценить сроки и трудозатраты работ.

При осуществлении сбора сведений для описания анализируемого ОПО и (или) его составной части рекомендуется собрать сведения:

- об идентификации ОПО;

- об инцидентах и авариях на данном и (или) аналогичных объектах;

- о характеристиках района расположения объекта (природных, техногенных, антропогенных);

- о характеристиках технических устройств, зданий и сооружений, применяемых на объекте;

- о проектном и фактическом распределении обращающихся опасных веществ.

На этапе идентификации опасностей аварий рекомендуется:

- определить источники возникновения возможных инцидентов и аварий, связанных с разрушением сооружений и (или) технических устройств на ОПО, неконтролируемыми выбросами и (или) взрывами опасных веществ;

- провести разделение ОПО на составные части (составляющие ОПО) при необходимости проведения анализа риска аварий на них; выделить характерные причины возникновения аварий на ОПО или его составных частях;

- определить основные (типовые) сценарии аварий с их предварительной оценкой и ранжированием с учетом последствий и вероятности, при этом рассмотреть инициирующие и последующие события, приводящие к возможному возникновению поражающих факторов аварий.

На этапе идентификации опасностей могут быть даны предварительные рекомендации по уменьшению опасностей аварий с оценкой их достаточности либо выводы о проведении более детального анализа опасностей и оценки риска аварий.

На этапе оценки риска аварий в зависимости от поставленных задач могут применяться методы количественной оценки риска аварий, являющиеся приоритетными, методы качественной оценки риска аварий или их возможные сочетания (полуколичественная оценка риска аварий). Рекомендуется последовательно выполнить качественную и (или) количественную оценки:

- возможности возникновения и развития инцидентов и аварий;

- тяжести последствий и (или) ущербов от возможных инцидентов и аварий;

- опасности аварий и связанных с ними угроз в значениях показателей риска.

Для оценки частоты инициирующих и последующих событий в анализируемых сценариях аварий рекомендуется использовать:

- статистические данные по аварийности, надежности технических устройств и технологических систем, соответствующие отраслевой специфике ОПО или виду производственной деятельности;

- логико-графические методы «Анализ деревьев событий», «Анализ деревьев отказов», имитационные модели возникновения аварий на ОПО;

- экспертные специальные знания в области аварийности и травматизма на ОПО в различных отраслях промышленности.

Оценка последствий и ущерба от возможных аварий включает описание и определение размеров возможных воздействий на людей, имущество и (или) окружающую среду. При этом оценивают физические эффекты аварийных событий (разрушение технических устройств, зданий, сооружений, пожары, взрывы, выбросы токсичных веществ), уточняют объекты, которые могут подвергнуться воздействиям поражающих факторов аварий, используют соответствующие модели аварийных процессов совместно с критериями поражения человека и групп людей, а также критерии разрушения технических устройств, зданий и сооружений.

Результаты оценки риска аварий могут содержать качественные и (или) количественные характеристики основных опасностей возникновения, развития и последствий аварий, при этом рекомендуется проводить анализ неопределенности и достоверности полученных результатов, в том числе влияния исходных данных на рассчитываемые показатели риска.

В необходимых случаях в зависимости от поставленных задач анализ риска аварий может исчерпываться только получением отдельных показателей риска на ОПО и (или) его составных частях.

На этапе установления степени опасности аварий на ОПО, рекомендуется проводить сопоставительное сравнение значений полученных показателей опасностей и оценок риска аварий с:

- допустимым риском аварий и (или) уровнем, обоснованным на этапе планирования и организации анализа риска аварий;

- значениями риска аварий на других составных частях ОПО;

- фоновым риском аварий для данного типа ОПО или аналогичных ОПО, с фоновым риском гибели людей в техногенных происшествиях;

- значениями риска аварий, полученными с учетом фактических отступлений от требований промышленной безопасности, а также возможного и фактического внедрения компенсирующих мероприятий.

Необходимость и полнота сравнительных оценок определяются поставленными задачами анализа риска аварий. В качестве приоритетных рекомендуется использовать сравнительные сопоставления характерных для ОПО опасностей по показателям риска, которые необходимы для выявления наиболее аварийно-опасных составных частей на ОПО.

Для выявления наиболее опасных составных частей на ОПО проводится их ранжирование в порядке возрастания оцененных показателей опасности и рассчитанных значений риска аварий на них.

Установление степени опасности аварий на ОПО и определение наиболее опасных составных частей ОПО рекомендуется использовать для разработки обоснованных рекомендаций по снижению риска аварий на ОПО, которые могут иметь организационный и (или) технический характер.

В целях обоснования безопасности ОПО при отступлении от требований промышленной безопасности и для разработки мероприятий, компенсирующих эти отступления, результаты анализа риска аварий на ОПО рекомендуется использовать в следующем порядке:

- обоснованно выбираются показатели риска, наиболее адекватно характеризующие безопасную эксплуатацию ОПО в области тех требований промышленной безопасности, для которых необходимы отступления и требуются соответствующие компенсирующие мероприятия;

- оцениваются изменения значений выбранных показателей риска до и после возможных и фактических отступлений от требований промышленной безопасности, а также до и после возможного и фактического внедрения компенсирующих мероприятий;

- оцененные изменения сравниваются с соответствующими критериями безопасной эксплуатации при отступлении от требований промышленной безопасности, которые предварительно обосновываются, например в виде соответствия рассчитанных показателей риска допустимым значениям.

На этапе разработки мер по снижению риска аварий рекомендуется в качестве первоочередных планировать и разрабатывать:

- обоснованные рекомендации по снижению риска аварий для наиболее опасных составных частей ОПО;

- способы предупреждения возникновения возможных инцидентов и аварий на ОПО.

Выбор рекомендаций по снижению риска аварий имеет следующие приоритеты:

1) меры, снижающие возможность возникновения аварий, включающие:

- уменьшение возможности возникновения инцидентов;

- уменьшение вероятности перерастания инцидента в аварию;

2) меры, снижающие тяжесть последствий возможных аварий, включающие:

- уменьшение вероятности эскалации аварий, когда последствия какой-либо аварии становятся непосредственной причиной аварии на соседних составных частях ОПО;

- уменьшение вероятности нахождения групп людей в зонах поражающих факторов аварий;

- ограничение возможности возрастания масштаба и интенсивности воздействия поражающих факторов аварий;

- уменьшение вероятности развития аварий по наиболее опасным сценариям возможной аварии;

- увеличение требуемого уровня надежности системы противоаварийной защиты, средств активной и пассивной защиты от воздействия поражающих факторов аварий;

3) меры обеспечения готовности к локализации и ликвидации последствий аварий.

Для оптимизации разработанных рекомендаций по снижению риска аварий рекомендуется использовать следующую альтернативу:

- в рамках доступных ресурсов обеспечить максимальное снижение риска аварий при эксплуатации ОПО;

- обеспечить снижение риска аварий до требуемого уровня, в том числе допустимого риска аварий, при минимальных затратах ресурсов.

Для систем управления промышленной безопасностью рекомендуется преимущественно использовать способ «а» при краткосрочном и способ «б» при среднесрочном и долгосрочном планировании безопасной эксплуатации ОПО.

В качестве приоритетных способов предупреждения возникновения возможных инцидентов и аварий рекомендуется использовать:

- пассивную защиту эффективным расстоянием (включая физические барьеры) от опасного воздействия поражающих факторов возможных аварий на стадии проектирования ОПО;

- активную защиту от перерастания аварийной опасности в угрозу аварии для жизни и здоровья человека, имущества и окружающей среды на стадии эксплуатации ОПО.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 7/2020.

 

 

 

 

 

 

[1] Руководство утверждено приказом Ростехнадзора от 11.04.2016 N 144 и содержит рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий для обеспечения требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, эксплуатации, консервации и ликвидации ОПО. На практике можно использовать иные обоснованные способы и методы, чем те, которые указаны в указанном Руководстве, которое не является нормативно-правовым актом и носит рекомендательный характер.

Другие статьи по теме
Категория: Промышленная безопасность | Добавил: ЦИПЗО (11.06.2020)
Просмотров: 99