Планирование мероприятий по решению задач гражданской обороны в организации
Главная » Статьи » Организация ГО

Планирование мероприятий по решению задач гражданской обороны в организации

Планирование является одной из основных функций управления гражданской обороной в организации (в учреждении, на предприятии). Планирование осуществляется по основным направлениям деятельности в области гражданской обороны. Напомним, что в соответствии с приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" основными задачами организации в области гражданской обороны являются:

1) подготовка населения (работников) в области гражданской обороны;

2) оповещение населения (работников) об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

3) эвакуация населения (работников и членов их семей), материальных и культурных ценностей организации в безопасные районы;

4) предоставление населению (работникам) средств индивидуальной и коллективной защиты;

5) проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;

6) проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения (работникам) при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (при наличии такого задания);

7) борьба с пожарами;

8) обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению (при наличии такого задания);

9) санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий (при наличии такого задания);

10) восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (при наличии такого задания);

11) срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время (при наличии такого задания);

12) срочное захоронение трупов в военное время (при наличии такого задания);

13) обеспечение устойчивого функционирования организации при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

14) обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны организации.

Конкретные задачи организации в области гражданской обороны определяются вышестоящим органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и территориальными органами МЧС России в зависимости от категории организации по гражданской обороне, численности работников, вида производственной деятельности, возможностей выполнения определенных задач в области гражданской обороны, наличия НФГО, НАСФ и т.д.

Планирование мероприятий гражданской обороны осуществляется с целью обеспечения организованности и целенаправленности в подготовке и проведении мероприятий гражданской обороны, повышению устойчивости работы организации в военное время, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

В организациях в зависимости от категории по гражданской обороны, размера и вида деятельности разрабатываются и ежегодно уточняются:

- план гражданской обороны;

- план основных мероприятий по гражданской обороне;

- план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организации;

- план эвакуации организации.

 

План гражданской обороны

План гражданской обороны организации определяет объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению системы гражданской обороны организации в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны определяется МЧС России. В Плане гражданской обороны должны быть четко и ясно изложены задачи гражданской обороны, решение начальника организации на их выполнение; определены силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, порядок взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления; установлен порядок действий должностных лиц при решении задач гражданской обороны как в условиях внезапного нападения противника, так и при планомерном выполнении мероприятий гражданской обороны.

План гражданской обороны организации должен содержать три раздела с приложениями.

I раздел "Краткую оценку возможной обстановки на объектах организации после нападения противника".

II раздел "Выполнение мероприятий гражданской обороны в организации".

III раздел "Выполнение мероприятий гражданской обороны на объектах организации при внезапном нападении противника".

К плану гражданской обороны целесообразно разработать следующие приложения:

1) основные показатели состояния гражданской обороны по состоянию на 1 января текущего года;

2) возможная обстановка на территории организации при возникновении чрезвычайной ситуации;

3) календарный план выполнения основных мероприятий гражданской обороны при переводе организации с мирного на военное время;

4) расчет укрытия должностных лиц организации и членов их семей в защитных сооружениях и в загородной зоне;

5) расчет на приведение в готовность защитных сооружений. Расчет на проведение мероприятий эвакуации;

6) план-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации в военное время;

7) состав сил и средств гражданской обороны организации;

8) расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты должностным лицам организации;

9) схема управления, связи и оповещения.

 

План основных мероприятий по гражданской обороне и защите от ЧС

План основных мероприятий по гражданской обороне на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления и территориальным органом МЧС России. Организация, находящаяся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывает план гражданской обороны с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться в организациях в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций.

Работу по разработке плана основных мероприятий на год можно условно разделить на 3 основных этапа:

1 этап – организационно-подготовительный;

2 этап – практическая разработка плана;

3 этап – согласование и утверждение плана.

На первом этапе работы осуществляется определение состава исполнителей, подготовка исполнителей к работе, изучение руководящих документов, сбор и изучение исходных данных, необходимых для разработки плана, определение общего объема работ, распределение обязанностей, назначение ответственных исполнителей и расчет времени.

На втором этапе проводится обобщение исходных данных, их согласование и уточнение, принимаются наиболее целесообразные решения по отдельным вопросам, организуется взаимодействие с организациями, расположенными в пунктах нахождения организации, осуществляется разработка проекта плана.

На третьем этапе проект плана в рабочем порядке согласовывается с территориальными органами МЧС России и утверждается руководителем организации.

Исходными данными для разработки Плана основных мероприятий организации на год являются:

- приказ (распоряжение) руководителя организации по подготовке должностных лиц и работников организаций в области ГОЧС;

- предложения по включению мероприятий в проект плана от должностных лиц организации;

- организационно-методические указания управления ГОЧС пункта нахождения организации по вопросам планирования мероприятий.

План основных мероприятий организации состоит из шести основных разделов, которые в свою очередь делятся на подразделы.

Разделы плана основных мероприятий.

I. Участие организации в мероприятиях, проводимых МЧС России, управлением МЧС по региону, муниципальному образованию.

Мероприятия по подготовке органов управления сил и средств ГОЧС:

- учения, тренировки;

- обучение, повышение квалификации должностных лиц и работников организаций по вопросам ГОЧС.

Мероприятия по проверке готовности органов управления сил и средств ГОЧС организации по предназначению (ежемесячные плановые занятия в системе ГОЧС, проверки, конференции, сборы, соревнования).

II. Разработка и актуализация локальной нормативно-правовой базы по вопросам.

В данном разделе планируются следующие мероприятия:

- разработка положения по гражданской обороне в организации;

- разработка проектов распоряжений о подготовке должностных лиц по вопросам ГОЧС на год;

- разработка документов статистической отчетности деятельности организации.

III. Основные мероприятия организации по ГОЧС:

- проведение инструкторско-методических занятий с должностными лицами организации по вопросам ГОЧС;

- проведение заседаний штаба по делам ГОЧС, эвакуационной комиссии и комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации;

- согласование и уточнение районов предполагаемой эвакуации и размещения должностных лиц организации;

- организация контроля за целевым расходованием денежных средств на ГОЧС по обеспечению пожарной безопасности;

- проверка состояния пожарной безопасности;

- составление заявок на выделение денежных средств на мероприятия и имущество ГОЧС и обеспечение пожарной безопасности;

- приобретение и закупка для должностных лиц и работников организации индивидуальных средств защиты.

IV. Учебно-тренировочные мероприятия:

- контроль подготовки должностных лиц и работников организации в области ГОЧС;

- проверка громкоговорящей связи на объектах организации;

- проведение тренировок по сбору, обработке и проверке систем оповещения объектов организации;

- проведение контрольных занятий по проверке готовности дежурного персонала органов управления к действиям в чрезвычайных ситуациях.

V. Методическое обеспечение мероприятий ГОЧС организации:

- оборудование кабинета охраны труда и гражданской обороны;

- оборудование объектов организации информационными стендами "Действия должностных лиц в чрезвычайных ситуациях";

- подписка на литературу по вопросам ГОЧС и обеспечения пожарной безопасности.

VI. Контроль за выполнением мероприятий ГОЧС и обеспечения пожарной безопасности в организации:

- осуществление контроля за своевременной корректировкой планов и приказов по ГОЧС и обеспечения пожарной безопасности;

- контроль за организацией обучения в подразделениях организации по вопросам ГОЧС и обеспечения пожарной безопасности, оказание помощи в проведении занятий;

- контроль за подготовкой к командно-штабным учениям, проводимым по плану управлений МЧС;

- организация подготовки организации к комплексным проверкам.

 

План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организации

Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям. Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий, предотвращающих чрезвычайные ситуации и урон от них, в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны, чем их ликвидация.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций в организациях основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обуславливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения.

Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает меры организационного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера.

Планирование мероприятий предупреждения чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения, так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них проводится по следующим направлениям:

- мониторинг окружающей природной среды и состояния техногенных объектов;

- прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и оценка их риска;

- предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающего потенциала;

- разработка и осуществление инженерно-технических мер по снижению возможных потерь и ущерба от чрезвычайных ситуаций (смягчению их возможных последствий) на объектах организаций и территориях;

- подготовка объектов организаций и систем жизнеобеспечения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

- разработка и участие в специальных мероприятиях по предупреждению террористических и диверсионных актов и их последствий;

- проведение надзора и контроля по вопросам природной и техногенной безопасности;

- информирование должностных лиц о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания.

Для комплексного решения вопросов, связанных с проведением конкретных мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется их планирование. Планирование превентивных и ликвидационных мероприятий осуществляется в рамках планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых штабами ГОЧС организаций.

В основе организации аварийно-спасательных и других неотложных работ лежит заранее разработанный план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Этот план разрабатывается в организации на основе риска возникновения чрезвычайных ситуаций, для соответствующей территории нахождения организации, прогнозирования вариантов возможной при этом обстановки, анализа возможных решений на проведение работ.

План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организации должен содержать два раздела с приложениями.

I раздел "Краткая характеристика объектов организации и оценка возможной обстановки на его территории".

II раздел "Мероприятия, проводимые организацией при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий".

К плану действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организации целесообразно разработать следующие приложения:

1) схема возможной обстановки при возникновении ЧС (на графическом плане организации);

2) календарный план основных мероприятий организации при угрозе и возникновении ЧС;

3) решение председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС и ПБ) организации по ликвидации ЧС (на графическом плане организации);

4) расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

5) организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий.

На схеме в виде таблиц и условных обозначений оформляются данные, характеризующие организацию по аварийным и защитным свойствам. На схеме наносятся места размещения сил и средств НАСФ, а также сил, выделяемых по плану взаимодействия с органами МЧС и привлекаемых для ликвидации ЧС, защитные сооружения, органы управления, пункты размещения запасов материально-технических средств. Наносятся возможные масштабы и характер разрушений, пожаров, затоплений, заражения (загрязнения) аварийно химически опасными веществами (АХОВ) в результате аварий на предприятиях и объектах на прилегающей территории, численность работающих должностных лиц и тех, кто может находиться в зоне чрезвычайной ситуации.

 

План эвакуации организации

План эвакуации организации, как правило, составляется без деления на разделы и содержит приложения.

План эвакуации включает:

- порядок оповещения работников и членов их семей о начале эвакуации;

- численность работников и членов их семей, подлежащих эвакуации;

- районы размещения эвакуируемых;

- сроки выполнения эвакуационных мероприятий;

- порядок вывоза (вывода) эвакуируемых транспортом из зоны ЧС;

- организация обеспечения общественного порядка и регулирования дорожного движения на маршруте эвакуации;

- организация обеспечения эвакуируемых средствами индивидуальной защиты;

- организация защиты эвакуируемых в местах сбора и на маршрутах эвакуации;

- порядок размещения эвакуируемых в безопасном районе и первоочередного жизнеобеспечения;

- санитарно-противоэпидемические и лечебно-эвакуационные мероприятия;

- порядок управления эвакомероприятиями;

- организация информационного обеспечения и порядок инструктирования работников и членов их семей в ходе эвакуации.

К плану эвакуации целесообразно разработать следующие приложения:

- расчет работников и членов их семей, подлежащих эвакуации;

- места размещения сборных эвакопунктов (СЭП), пунктов посадки и безопасного района;

- расчет транспорта и его распределение по структурным подразделениям организации;

- размещение СЭП, исходного пункта эвакуации пешим порядком, станций (пунктов) посадки и высадки эвакуируемых;

- состав эвакуационного органа и сроки его приведения в готовность;

- схема оповещения о начале эвакуации;

- организация связи;

- карта размещения эвакуируемых в безопасном районе;

- порядок оповещения работников и членов их семей о начале эвакуации и их инструктирования;

- численность работников и членов их семей, подлежащих эвакуации;

- СЭП, за которым закреплен или который развертывает организацию, время развертывания СЭП и прибытия на него должностных лиц, а также членов их семей;

- порядок подготовки необходимых документов и минимально необходимых грузов к эвакуации, погрузке их на транспортные средства и разгрузке в пунктах эвакуации;

- порядок хранения документов, оборудования и имущества, вывозимых в пункт эвакуации и остающихся в пункте (месте) постоянной дислокации, а также охраны их;

- маршрут (маршруты) эвакуации, пункты посадки, высадки;

- пункты размещения эвакуируемых в загородной зоне;

- начальники эвакуационных эшелонов, старшие автомобильных колонн и другие должностные лица, ответственные за организацию вывоза (вывода) в загородную зону;

- порядок размещения в загородной зоне работников и членов их семей;

- организация защиты эвакоконтингента в местах сбора, на маршрутах эвакуации и в районах размещения в загородной зоне;

- организация первоочередного жизнеобеспечения эвакоконтингента в местах его размещения в загородной зоне;

- организация управления и связи в ходе эвакуации в загородной зоне.

С учетом особенностей расположения организации в плане эвакуации могут отражаться и другие вопросы.

 

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 02.09.2018 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Код публикации: 18.06.

Другие статьи по теме
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (02.09.2018)
Просмотров: 180 | Теги: Организация ГО