Планирование и проведение эвакуационных мероприятий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера
Главная » Статьи » Оповещение и эвакуация

Планирование и проведение эвакуационных мероприятий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера

Основные термины и определения

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации – это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей – это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и обеспечения пожарной безопасности.

Зона экстренного оповещения населения – это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.

Территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, – это участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.

Быстроразвивающиеся опасные природные явления и техногенные процессы – это негативные явления и процессы, определенные в ходе прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, локализация и ликвидация которой требуют заблаговременной подготовки сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

1. Общие положения и способы эвакуации

 

1.1. Эвакуация населения – комплекс мероприятий по организованному вывозу и выводу населения из зон чрезвычайной ситуации (далее – ЧС) или вероятной ЧС природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) местах (далее – безопасные места). Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации население будет вывезено или выведено за границы зоны действия поражающих факторов источника ЧС в безопасные места.

1.2. Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (химическое заражение или радиоактивное загрязнение местности, наводнение, затопление, крупные лесные и торфяные пожары и т.д.), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакомероприятий.

1.3. В зависимости от времени и сроков проведения различаются следующие варианты эвакуации населения:

- экстренная (безотлагательная) – осуществляется в случае возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей;

- упреждающая (заблаговременная) – осуществляется в соответствии с прогнозом возникновения и масштабов прогнозируемой ЧС.

1.4. При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных (опасных производственных) объектах или стихийного бедствия проводится упреждающая эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС). Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких часов до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.

1.5. В случае возникновения ЧС проводится экстренная эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.

1.6. В случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей, также проводится экстренная эвакуация. Сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.

1.7. В зависимости от развития ЧС и численности эвакуируемого из зоны ЧС населения могут быть выделены локальная или местная варианты эвакуации:

- локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источников ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов (границами объекта или учреждения), при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек или численности объекта (учреждения). В этом случае эвакуированные размещаются, как правило, в непострадавших местах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС);

- местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают целые районы города. При этом численность эваконаселения может составить от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются также в непострадавших местах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).

1.8. В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения:

- общая эвакуация – предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС;

- частичная эвакуация – осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, высших и средних профессиональных учебных заведений.

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации.

1.9. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным критериям.

1.10. В зависимости от масштабов ЧС и требований к срочности проведения эвакуации экстренная (безотлагательная) или упреждающая (заблаговременная) эвакуация, носящая местный или общий характер, эвакуационные мероприятия проводятся по письменному или устному указанию (распоряжению) Главы города или лица, его замещающего, с учетом складывающейся обстановки.

В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) руководителя потенциально опасного, опасного производственного объекта или руководителя учреждения (организации, объекта экономики).

1.11. Руководство эвакуацией населения осуществляется Главой города или лицом, его замещающим.

Планирование и управление эвакуационными мероприятиями:

- в масштабах города – осуществляется председателем эвакуационной комиссии города, в его отсутствие – лицом, его замещающим;

- в организациях, учреждениях, объектах экономики – руководителем.

1.12. План эвакуации населения города оформляется в виде раздела плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС городского округа в мирное время.

Планы обеспечения эвакуации населения разрабатываются соответствующими постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС. Порядок разработки, оформления, согласования и утверждения данных планов определяется настоящим Положением. Содержание разделов планов по эвакуации раскрывается в разделе 3.

1.13. Эвакуация населения планируется, организуется и осуществляется по производственно-территориальному принципу, который предполагает, что вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ организуется по предприятиям, организациям, учреждениям и учебным заведениям, эвакуация остального населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания, – по месту жительства с привлечением жилищно-эксплуатационных органов (далее – управляющих организаций).

Также эвакуация может осуществляться по территориальному принципу, непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.

1.14. Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС, численности оказавшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. Население эвакуируется транспортом, пешим порядком или комбинированным способом, основанным на сочетании вывода максимально возможного количества людей с одновременным вывозом остальной части населения имеющимся транспортом. При этом транспортом планируется вывозить, как правило, население, которое не может передвигаться пешим порядком.

1.15. Эвакуированное население размещается в безопасных местах до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.

 

2. Организация и планирование эвакуации населения. Эвакуационные органы, их задачи

 

2.1. Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС (далее – постоянно действующие органы управления ГОЧС).

К эвакуационным органам относятся:

- эвакуационные комиссии (в том числе созданные для проведения эвакуационных мероприятий в особый период);

- сборные эвакуационные пункты (далее – СЭП);

- промежуточные пункты эвакуации (далее – ППЭ);

- пункты временного размещения (далее – ПВР).

К постоянно действующим органам управления ГОЧС относятся:

- в границах города – муниципальное казенное учреждение "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города";

- на объектах экономики (учреждениях и организациях) – отделы по делам ГО и ЧС или уполномоченные по делам ГО и ЧС, а также работники, замещающие указанные должности по совместительству.

2.2. Эвакуационные комиссии создаются во всех учреждениях и объектах экономики, где планируется эвакуация населения, рабочих и служащих.

Объектовую эвакокомиссию возглавляет, как правило, один из заместителей руководителя предприятия, учреждения, организации. В состав объектовой эвакуационной комиссии назначаются начальники основных служб (отделов), начальники цехов или их заместители.

2.3. СЭП, спланированные заблаговременно для проведения эвакуационных мероприятий в особый период, предназначаются для сбора и регистрации эвакуируемого населения, формирования колонн, посадки на транспорт и отправки в безопасные места эвакуируемого населения в случае ЧС.

2.4. Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП.

Их задачи в этих случаях возлагаются на профессиональные спасательные формирования и силы постоянной готовности городского звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта РФ, на которых возлагаются следующие задачи:

- оповещение, сбор, учет и посадка населения на транспорт по месту нахождения (по месту жительства или работы);

- распределение населения по транспортным средствам, формирование эвакоколонн и сопровождение их по маршрутам эвакуации;

- осуществление контроля за ходом эвакуации и информирования вышестоящих эвакоорганов;

- организация и поддержание общественного порядка в зоне их ответственности.

2.5. На внешней границе зоны ЧС размещаются ППЭ. ППЭ располагаются вблизи крупных городских магистралей (проспектов).

В состав ППЭ может входить:

- звено связи;

- пост регулирования;

- отделение обеспечения движения;

- медицинский пост.

ППЭ должны обеспечивать санитарную обработку и отправку населения в места размещения в безопасных районах. При необходимости на ППЭ производится обмен или специальная обработка загрязненной (зараженной) одежды и обуви. Также на ППЭ осуществляется пересадка населения с транспорта, работавшего в зоне ЧС, на "чистые" транспортные средства, которые будут осуществлять перевозки на незагрязненной (незараженной) территории.

2.6. В целях обеспечения организованности и порядка среди эвакуируемого населения в условиях проведения упреждающей (заблаговременной) эвакуации назначаются:

- при перевозке автомобильным транспортом – старшие автомобильных колонн;

- при организации движения пешим порядком – начальники маршрутов эвакуации.

Для организации движения пеших эвакоколонн решениями эвакуационных комиссий города из числа руководителей структурных подразделений Администрации города (организации, учреждения объекта экономики), из числа своих работников назначаются начальники маршрутов эвакуации.

2.7. При введении на территории города режима функционирования городского звена региональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций "Повышенная готовность" или "Чрезвычайная ситуация", в целях успешного проведения эвакуации населения руководители всех уровней, эвакокомиссии, постоянно действующие органы управления ГОЧС организуют и осуществляют (в т.ч. заблаговременно, до возникновения ЧС) комплекс следующих мероприятий:

- ограничение доступа людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения ЧС или возникла ЧС;

- определение порядка разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне ЧС, за исключением государственного материального резерва;

- определение порядка использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества;

- приостановление деятельности организации, оказавшейся в зоне ЧС, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;

- осуществление мер, обусловленных возможным развитием ЧС, не ограничивающих права и свободы человека и гражданина и направленных на защиту населения и территорий от ЧС, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации ЧС и минимизации ее негативного воздействия.

2.8. При решении вопросов проведения и обеспечения эвакомероприятий взаимодействие постоянно действующих органов управления ГОЧС и эвакоорганов с представителями командования Вооруженных Сил РФ на территории города может осуществляться по следующим направлениям:

- обмен информацией об изменениях обстановки;

- выделение в распоряжение Администрации города техники с высокими защитными свойствами для ведения радиационной и химической разведки;

- планирование, организация и проведение эвакуации семей военнослужащих, рабочих, служащих и членов их семей воинских частей и военных объектов, расположенных в зонах ЧС природного и техногенного характера.

2.9. Комитет по транспорту и связи Администрации города, муниципальные транспортные предприятия и объекты экономики, имеющие в распоряжении транспортные средства, решают следующие задачи по обеспечению и планированию эвакоперевозок:

- участие в планировании эвакоперевозок;

- обеспечение и подготовка транспортных органов и транспорта для выполнения эвакуационных перевозок населения, а также пунктов посадки и высадки;

- организация материально-технического обеспечения эвакоперевозок (обслуживание и ремонт транспортных средств, снабжение горюче-смазочными материалами и запасными частями);

- организация управления эвакуационными перевозками и осуществление его вместе с соответствующими постоянно действующими органами управления ГОЧС и эвакуационными органами;

- подготовка к специальной обработке транспортных средств.

2.10. Управление благоустройства Администрации города в рамках муниципального заказа (заключенных (действующих) муниципальных контрактов) на оказание услуг, выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства, территорий общего пользования, технических средств организации дорожного движения, находящихся в муниципальной собственности города, и в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе заблаговременно (путем предварительного отбора), организует:

- подготовку и содержание автомобильных дорог общего пользования, мостов, переправ и других инженерных сооружений на маршрутах эвакуации;

- создание необходимых запасов материально-технических средств для ремонта и восстановления дорог и дорожных сооружений на базе подрядных организаций;

- подготовку заявок, в рамках заключенных муниципальных контрактов, для формирования отрядов, команд в целях выполнения работ по восстановлению и строительству дорог и мостов (временных переправ) на базе подрядных организаций;

- принимает участие в планировании дорожного обеспечения эвакоперевозок.

 

3. Планирование эвакуации населения

 

3.1. Планирование эвакомероприятий осуществляют эвакокомиссии при участии постоянно действующих органов управления ГОЧС, а также объектов экономики.

Планы эвакуации оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время.

Планированию эвакуации предшествуют изучение эвакуационными органами, постоянно действующими органами управления ГОЧС руководящих и нормативных документов, директивных указаний, сбор и подготовка необходимых исходных данных, выбор районов размещения эвакуируемого населения.

3.2. В текстовой части разрабатываемых планов эвакуации города и объектов, расположенных в зонах возможных ЧС природного и техногенного характера, указываются:

- порядок приведения эвакуационных комиссий в готовность;

- порядок оповещения населения о начале эвакуации;

- численность эваконаселения;

- районы размещения эваконаселения;

- сроки выполнения эвакуационных мероприятий;

- маршруты вывоза (вывода) населения;

- порядок развертывания СЭП, их пропускная способность, закрепленные за ними объекты экономики;

- порядок вывоза населения транспортом из зон ЧС природного и техногенного характера;

- пункты посадки населения на транспорт, пункты высадки в безопасных районах;

- организация обеспечения общественного порядка и регулирования дорожного движения на маршрутах эвакуации;

- организация комплексной разведки (инженерной, радиационной, химической и биологической);

- организация защиты населения в местах сбора и на маршрутах эвакуации;

- порядок размещения эваконаселения в безопасных местах и его первоочередного жизнеобеспечения;

- санитарно-противоэпидемические и лечебно-эвакуационные мероприятия;

- порядок управления эвакуацией населения;

- организация информирования населения в ходе эвакуации.

К текстовой части плана отрабатываются приложения на картах, в виде схем, графиков, расчетов:

- расчет населения, подлежащего эвакуации;

- распределение предприятий, организаций и учреждений по СЭП, пунктам посадки и местам размещения в безопасных районах;

- потребность и возможности транспорта, его распределение по эваконаправлениям и маршрутам для вывоза населения;

- дислокация СЭП, исходных пунктов эвакуации пешим порядком, станций (пунктов, пристаней) посадки и высадки населения;

- состав эвакуационных органов и сроки их приведения в готовность;

- схема оповещения руководителей предприятий, учреждений, организаций и населения о начале эвакуации;

- организация связи;

- схема размещения эвакуированного населения в безопасных местах, пунктах временного размещения (ПВР);

- основные показатели по эвакуации населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера приведены в табл. 1.

 

Таблица 1

 

Основные показатели по эвакуации населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории ___________ по состоянию на ______________ 20__ г.

 

Вид возможной ЧС природного и техногенного характера (код[1])

Наименование и место нахождения потенциально опасного объекта, природного явления, прогнозируемые масштабы ЧС

Количество населения, подлежащего эвакуации из зоны возможной ЧС, тыс. чел.

Планируемые районы (населенные пункты) эвакуации с указанием по каждому количества размещаемого в них эваконаселения, тыс. чел.

Количество (возможных по выделению) транспортных средств для эвакуации населения из зон возможных ЧС (единиц)

Планируемый вывоз (вывод) эвакуируемого населения из зон возможных ЧС (тыс. чел./%)

Планируемый (расчетный) срок эвакуации с момента ее объявления, "Ч" + – (час.)

Примечание

Автомобилей

Транспортом

Пешим порядком

автобусов

грузовых

легковых

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Места размещения эвакуированного населения наносятся на схему города, на которой отражаются:

- прогнозируемые границы зон действия поражающих факторов источника ЧС;

- маршруты эвакуации населения, количество транспорта на каждом маршруте, численность выводимого населения, промежуточные пункты эвакуации;

- маршруты вывоза прибывающего по эвакуации населения от пунктов высадки и ППЭ до мест размещения;

- организация управления и связи в ходе эвакуации.

3.4. В текстовой части планов эвакуации объектов экономики, размещенных в зоне возможных ЧС, указывается:

- порядок оповещения рабочих, служащих и членов их семей о начале эвакуации и их инструктирования;

- численность рабочих, служащих и членов их семей, подлежащих эвакуации;

- маршруты вывоза эвакуируемых, ППЭ, пункты посадки и высадки;

- пункты размещения эвакуируемых в безопасных местах;

- СЭП, за которым закреплен или который развертывает объект экономики, время развертывания СЭП и прибытия на него рабочих и служащих объекта, а также членов их семей;

- начальники пеших колонн, старшие автомобильных колонн и другие должностные лица, ответственные за посадку и перевозку персонала;

- организация управления и связи в ходе эвакуации.

3.5. Планирование эвакуационных мероприятий может осуществляться во взаимодействии с органами военного командования по вопросам:

- выделения сил и средств для целей инженерного обеспечения эвакуации, противорадиационной и противохимической защиты населения;

- организации вывоза (вывода) военнослужащих и членов их семей из зон ЧС, их размещения и первоочередного жизнеобеспечения в безопасных местах.

3.6. Места размещения должны отвечать следующим основным требованиям:

- обеспечивать безопасность населения от поражающих факторов источника ЧС;

- обеспечивать необходимые условия для отдыха и жизни людей;

- соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Для кратковременного размещения эвакуируемого населения используются ПВР, при необходимости дополнительно можно использовать служебно-бытовые помещения, клубы, пансионаты, лечебно-оздоровительные учреждения, туристические базы, дома отдыха, санатории (по согласованию).

В летнее время возможно кратковременное размещение людей в палатках.

 

4. Проведение эвакуации населения города из зон экстренного оповещения населения или территорий, подверженных риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов

 

4.1. Проведение эвакуации населения из зоны ЧС в каждом конкретном случае определяется условиями возникновения и развития ЧС, характером и пространственно-временными параметрами воздействия поражающих факторов источника ЧС.

4.2. С получением сигнала на проведение эвакуации осуществляются следующие мероприятия:

- оповещение руководителей эвакоорганов, предприятий и организаций, а также населения о начале и порядке проведения эвакуации;

- развертывание и приведение в готовность эвакоорганов;

- сбор и подготовка к отправке в безопасные районы города населения, подлежащего эвакуации;

- формирование и вывод к исходным пунктам на маршрутах пеших колонн, подача транспортных средств к пунктам посадки и посадка населения на транспорт;

- прием и размещение эваконаселения в безопасных местах.

4.3. В случае аварий на химически опасных объектах (далее – ХОО) в целях обеспечения защиты населения может проводиться эвакуация населения из возможных районов химического заражения. Эвакуация может выполняться в упреждающем и экстренном порядке.

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения осуществляется в случаях угрозы или в процессе длительных по времени крупномасштабных аварий, когда прогнозируется угроза распространения зоны химического заражения.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация проводится в условиях быстротечных аварий с целью срочной эвакуации населения с территории распространения облака аварийного химически опасного вещества (далее – АХОВ) (может проводиться без развертывания СЭП).

С учетом складывающейся обстановки эвакуация населения проводится в один или несколько этапов. При этом экстренная эвакуация населения осуществляется, как правило, по территориальному принципу – от места проживания или нахождения людей, упреждающая – по территориально-производственному принципу.

Упреждающая эвакуация населения предусматривает эвакуацию людей из круговой зоны, прилегающей к химически опасному объекту. Радиус зоны принимается равным глубине зоны возможного химического заражения, определяемой в зависимости от типа и объема используемого и (или) хранимого на объекте АХОВ, а также других факторов, влияющих на глубину распространения вещества.

Экстренная эвакуация планируется:

- из районов, прилегающих к химически опасному объекту, – в зоне, радиус которой равен глубине зоны возможного заражения;

- из районов, прилегающих к трассам магистральных трубопроводов, по которым ведется перекачка АХОВ, – в полосе вдоль трубопровода, ширина которой равна глубине зоны возможного заражения, определяемой по объему максимально возможного выброса и (или) разлива перекачиваемых продуктов;

- из районов, прилегающих к железнодорожным магистралям, по которым осуществляются интенсивные перевозки АХОВ, – в полосе вдоль дороги, ширина которой равна глубине зоны возможного заражения для наиболее опасного из перевозимых АХОВ.

При этом, в зависимости от ситуации, население, проживающее в непосредственной близости от ХОО, ввиду быстрого распространения облака АХОВ, может и не выводиться из опасной зоны, а укрывается в жилых (производственных и служебных) зданиях и сооружениях с проведением герметизации помещений и использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания на верхних или нижних этажах (в зависимости от характера распространения АХОВ).

Размещение эвакуированного населения производится в ПВР. Регистрация эвакоконтингента производится непосредственно в местах размещения.

Транспортное обеспечение и временное размещение эваконаселения проводятся не только по заранее отработанным планам, но и в оперативном порядке. При аварии АХОВ на транспорте вывод (вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение производятся в зависимости от реально складывающейся обстановки.

В зависимости от масштабов аварии с выбросом АХОВ в окружающую среду, их вида продолжительность пребывания эвакоконтингента в местах его временного размещения может составлять от нескольких часов до нескольких суток.

4.4. Эвакуация населения из зон катастрофического затопления проводится при угрозе или в случае разрушения гидротехнических сооружений и повышения уровня воды в период паводка в реках и водоемах, а также при разрушении объектов жизнеобеспечения вследствие возникновения данного стихийного явления.

При наличии достоверного прогноза о прорыве гидротехнического сооружения проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация. Она носит локальный или местный характер.

При достаточном времени упреждения эвакуация проводится по производственно-территориальному принципу с развертыванием СЭП. При небольшом периоде упреждения эвакуация проводится по территориальному принципу в один или два этапа.

Во втором случае эваконаселение вывозится (выводится) на ППЭ на границе зоны катастрофического затопления (наводнения), а затем доставляется в места временного размещения.

При угрозе прорыва гидротехнического сооружения производится экстренная эвакуация из зоны 4-часового добегания волны прорыва. За пределами зоны 4-часового добегания волны прорыва эвакуация производится исходя из прогнозируемой или реально сложившейся гидрологической обстановки.

При угрозе катастрофического затопления эвакуация населения может проводиться без развертывания СЭП. При этом оперативные группы организуют вывоз (вывод) эваконаселения на границу зоны ЧС с последующей отправкой к местам временного размещения.

 

5. Обеспечение эвакуации населения

 

5.1. С целью создания условий для организованного проведения эвакуации планируются и осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения: транспортному, охраны общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения, связи и оповещения, медицинскому, инженерному, разведке.

5.2. Транспортное обеспечение эвакуации населения из зон техногенных аварий и стихийных бедствий – это комплекс мероприятий, охватывающих подготовку, распределение и эксплуатацию транспортных средств, предназначенных для выполнения эвакоперевозок.

Проведение эвакуации населения требует планирования привлечения транспортных средств к осуществлению эвакомероприятий.

5.3. Для организованного осуществления автотранспортных перевозок и создания условий устойчивого управления ими на всех этапах эвакуации создаются специальные автомобильные формирования – автомобильные колонны.

5.4. Автомобильные колонны могут формироваться на основе коммерческих автотранспортных предприятий, автотранспорта объектов других отраслей экономики.

5.5. Медицинское обеспечение эвакуируемого населения организуется по территориально-производственному принципу. Руководство медицинским обеспечением осуществляют соответствующие руководители здравоохранения данной территории.

5.6. Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения включают в себя следующие мероприятия:

- осуществление нарядами жесткого пропускного режима (блокирование автомагистралей и пешеходных путей), предусматривающего пресечение проезда транспорта и прохода граждан, не занятых в проведении эвакуационных, спасательных и других неотложных мероприятий;

- охрана общественного порядка и обеспечение безопасности на эвакообъектах, маршрутах эвакуации, в местах размещения эвакуированного населения, предупреждение паники и дезинформационных слухов;

- охрана объектов в установленном порядке на этот период;

- регулирование дорожного движения;

- сопровождение автоколонн с эвакуированным населением;

- обеспечение установленной очередности перевозок по автомобильным дорогам и режима допуска в зоны ЧС.

5.7. На маршрутах движения могут выполняться следующие мероприятия по инженерному обеспечению:

- оборудование объездов разрушенных или непроходимых участков дорог, а также оборудование и содержание переправ через водные преграды при движении автоколонн с эвакуированным населением в район размещения;

- очистка дорог от снега при эвакуации зимой.

5.8. Обеспечение связи в период эвакуации заключается в оснащении СЭП, ППЭ, ПВР, органов управления эвакомероприятиями стационарными или передвижными средствами связи, в организации и осуществлении бесперебойной связи на всех этапах эвакуации.

Особое значение имеют информирование и инструктирование населения в ходе проведения эвакомероприятий. Для этих целей следует использовать электронные средства массовой информации, уличные громкоговорители, установленные на транспортных средствах, наглядную информацию.

 

6. Финансирование эвакуационных мероприятий

 

6.1. Финансирование мероприятий по организации и проведению эвакуации населения на территории областного центра осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.2. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации объектовых ЧС, в том числе в организации и проведении эвакуации, за счет собственных средств.

 

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 21.03.2019 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Код публикации: 18.08.

 

 

[1] Коды возможных ЧС: 01 - на химически опасных объектах; 02 - на радиационно опасных объектах; 05 - катастрофическое затопление при возможном разрушении гидротехнических сооружений, в том числе: - (отдельной строкой) - из 4-часовой зоны добегания волны прорыва; - (отдельной строкой) - из остальной зоны катастрофического затопления; 06 - наводнения, паводки.

Другие статьи по теме
Категория: Оповещение и эвакуация | Добавил: ЦИПЗО (31.03.2019)
Просмотров: 21419 | Теги: планирование