О формированиях гражданской обороны
Главная » Статьи » НАСФ, НФГО, спасательные службы

О формированиях гражданской обороны

За последнее время в журнале «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» опубликована серия статей, подробно раскрывающих требования руководящих документов по созданию, оснащению и обучению личного состава нештатных формирований гражданской обороны (далее – НФГО) и нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ). Однако насколько эффективно функционируют эти формирования в организациях? Я уже писал о необходимости введения налоговых льгот и снятия чрезмерной финансовой нагрузки с предприятий в области гражданской обороны и возможности целенаправленного использования высвободившихся денежных средств на решение задач ГО.[1]

В настоящее время число техногенных катастроф не уменьшается, не снижается и опасность военных конфликтов. Следовательно, приоритетной задачей органов власти является исполнение действующего законодательства в области ГО и защиты от ЧС. Руководители учреждений, организаций, предприятий, все население страны должны быть уверенны в том, что в борьбе со стихией и иными ЧС создана надежная, глубоко эшелонированная группировка хорошо обученных и оснащенных сил, готовых прийти на помощь. Сегодня с полной уверенностью можно говорить лишь о силах постоянной готовности, за ведение реестра которых отвечают региональные центры управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) и Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России (НЦУКС).

Статьей 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определено, что ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в установленном порядке.

Финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению НФГО осуществляется за счет финансовых средств создающих указанные формирования.

Финансирование территориальных НФГО, создаваемых организациями по решению органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в интересах выполнения мероприятий по гражданской обороне субъекта РФ (муниципального образования), осуществляется за счет бюджетных средств субъекта РФ (муниципального образования). При этом с организациями, создающими формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации, заключаются соответствующие договора на выполнение работ (услуг).

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность НАСФ для выполнения мероприятий на своих территориях. Но кто может внятно и конкретно убедить население, вселить в него веру в то, что работа такая проводится?

Три года прошло с момента заседания Совета Безопасности РФ, где рассматривался вопрос состояния гражданской обороны, и где было дано поручение Генеральной Прокуратуре РФ совместно с органами исполнительной власти провести проверку исполнения законодательства по вопросам гражданской обороны. Скажите, кто слышал обстоятельный анализ по этому вопросу? На примере одного субъекта РФ достаточно показать, что возможно сделать – остальные подтянутся.

Еще в 1998 году в историческом очерке «От МПВО к гражданской защите» под общей редакцией С.К. Шойгу сформулирован постулат – «Рубль, не вложенный в предупреждение ЧС, – это 15 рублей в ее ликвидацию». Кому, в конечном счете, нужен видимый лоск, евроремонт, переименования всего, если что-то произойдет с людьми? Приоритеты должны быть направлены на сохранение «ключевого ресурса» – людей. Вот почему, как в семье в детей, так и в стране необходимо вкладывать в человека!

Я ни в коей мере не настаиваю на том, что необходимо слепо создавать те или иные невоенизированные формирования ГО, однако опыт прошлого не должен уходить бесследно.

До 1990 года НФГО, в данном случае невоенизированные формирования ГО, а это до 10 процентов действующих предприятий страны, были достойной группировкой в случае возникновения нештатных ситуациях. Если же взять предвоенные годы нашей страны – до 1941 года, в РОСАВИАХИМ и ДОСААФ было подготовлено более 40 млн человек.

Сегодня городской житель утратил свою физическую выносливость и другие полезные качества. Навыки и знания по оказанию помощи пострадавшим предлагается получать на платной основе. Нередко от руководителей, которые отвечают за подготовку населения, можно услышать такой аргумент: «отсутствует запрос общества». Но позвольте, разве ребенка перестают учить грамоте, если он не хочет этого?

Чтобы не обременять бюджет и обосновать альтернативу НФГО и НАСФ, все чаще пропагандируют деятельность волонтеров. Казалось бы «волонтер» как тимуровец – «кому воды наносить, кому дрова поколоть», «забесплатно» – неплохо. Но, на мой взгляд, это от лукавого, и, много интересов у них в этом присутствует. Да и проблем с организацией волонтеров в реальные формирования предостаточно. Если рассматривать их как дополнительные силы к обученным и оснащенным формированиям муниципального и регионального уровней – это бесспорно неплохо.

Не стоит бездумно копировать зарубежный опыт в борьбе с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. У нас есть свой, прошедший испытания в сложнейших условиях. 27 января 2019 года мы отметили 75-летие снятия блокады Ленинграда, когда различные формирования кроме тушения пожаров, привлекались для решения множества задач первоочередного жизнеобеспечения населения. Борьба с пожарами во все времена была и будет одной из сложнейших и ответственных задач по защите населения, но, далеко не единственной. Вот почему, чем быстрее это поймут принимающие решения инстанции, тем достойнее страна пройдет любые испытания.

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 15.11.2019 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Код публикации: 19.02.

 

 

[1] См. Галич В.А. Кто-то должен взять ответственность // Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях. 2018. – N 5.

Другие статьи по теме
Категория: НАСФ, НФГО, спасательные службы | Добавил: ЦИПЗО (15.11.2019)
Просмотров: 1464