Организация работы по повышению устойчивости функционирования органов местного самоуправления и организаций в условиях военного времени
Главная » Статьи » Методические материалы

Организация работы по повышению устойчивости функционирования органов местного самоуправления и организаций в условиях военного времени

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях»

Представленные методические рекомендации[1] определяют основные принципы планирования, подготовки размещения и распределение ресурсов и средств, производства на территории, при котором они, т.е. ресурсы и средства производства, наиболее эффективно используются в мирное и в военное время, и при этом обеспечивается снижение потерь и разрушений от стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, современных средств поражения.

 

Методические рекомендации содержат: основные нормативные правовые и нормативно-методические документы по организация работы по повышению устойчивости функционирования организаций в условиях военного времени и предназначены для местных органов управления по делам ГОЧС, глав администраций городов (районов), руководителей организаций, а также освобожденных (совместителей) работников, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

 Методические рекомендации также могут быть использованы для подготовки руководящего состава административно-территориальных образований и объектов экономики (организаций), которые являются непосредственными исполнителями мероприятий по организации работы по повышению устойчивости функционирования организаций в условиях военного времени

 Предложенные Методические рекомендации следует применять с учетом особенностей муниципальных образований и организаций специфичных для них чрезвычайных ситуаций различного характера.

 

1. Общие положения по повышению устойчивости функционирования экономики

 

Работа по повышению устойчивости функционирования экономики в военное время строится на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне», от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», нормативных правовых актов Правительства и Совета Безопасности Российской Федерации.

Основным из направлений в защитных мероприятиях территориальных структур и объектов экономики является повышение их устойчивости, проводимые заблаговременно в мирное время.

Под устойчивостью функционирования экономики в военное время понимается способность экономики удовлетворять оборонные и важнейшие хозяйственные потребности на уровне, обеспечивающем защиту страны и ее жизнедеятельность.

Под устойчивостью функционирования территорий в чрезвычайных ситуациях – способность территориальных структур экономики нормально функционировать в условиях чрезвычайных ситуаций, противостоять поражающим воздействиям, предотвращать или ограничивать угрозу жизни и здоровью населения и вероятный ущерб объектам экономики, а также, ликвидировать чрезвычайные ситуации в минимальные короткие сроки на соответствующей территории.

Повышение устойчивости функционирования (далее – ПУФ) территориальных структур и объектов экономики достигается осуществлением мероприятий, направленных на снижение возможных потерь и разрушений от современных средств поражения, созданием условий для ликвидации последствий нападения противника и проведения работ по восстановлению отраслей экономики, а также на обеспечение жизнедеятельности населения.

С этой целью заблаговременно, в мирное время, проводится ряд организационных и инженерно-технических мероприятий.

К организационным мероприятиям относятся;

- создание системы надежной защиты производственного персонала от современных средств поражения;

- разработка плана и перевод экономики на особый режим работы;

- создание запасов топлива, сырья, комплектующих изделий;

- подготовка рабочей силы к работе в военное время;

- организация устойчивых производственных связей;

- разработка и осуществление системы транспортного, энергетического и материально-технического обеспечения объектов и отраслей хозяйственного комплекса;

- подготовка и оснащение аварийно-восстановительных формирований для проведения спасательных и восстановительных работ в очагах поражения.

К общим инженерно-техническим мероприятиям относятся:

- постройка защитных сооружений для укрытия наибольшей работающей смены на объектах и отдыхающих смен в районах рассредоточения;

- повышение прочности и механической устойчивости зданий, сооружений и других важных объектов;

- повышение устойчивости энергетики;

- строительство пунктов управления;

- повышение живучести транспорта;

- постройка загородных баз и складов;

- рассредоточение запасов и резервов;

- строительство защищенных хранилищ и трубопроводов для легковоспламеняющихся, взрывчатых и других веществ.

Капитальные вложения, материально-технические и трудовые ресурсы, необходимые для осуществления этих мероприятий, должны предусматриваться в сметах расходов промышленных предприятий и организаций независимо от форм собственности.

Состояние устойчивости функционирования экономики характеризуется критериями, которые отражают уровень подготовленности предприятий и отраслей к устойчивой работе в военное время в результате проведения следующих мероприятий:

- обеспечение сохранности основных производственных фондов и материальных ресурсов или снижение их возможных потерь от современных средств поражения;

- повышение надежности внутреннего энерго- и водоснабжения предприятий, организаций и отдельных производств;

- подготовка технологических процессов к производству продукции в военное время;

- накопление текущих производственных запасов до установленных нормативов.

Повышение устойчивости функционирования экономики достигается осуществлением мероприятий, направленных на:

- предотвращение и уменьшение возможности образования крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- снижение возможных потерь и разрушений в случае их возникновения в мирное время, а также от современных средств поражения и вторичных поражающих факторов;

- создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в результате применения современных средств вооруженной борьбы, проведения работ по восстановлению нарушенного производства и обеспечения жизнедеятельности населения.

Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по ПУФ осуществляют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления и руководители организаций. С этой целью в органах исполнительной власти, и на объектах экономики разрабатываются Положения о комиссиях по ПУФ.

На комиссии муниципальных образований возлагаются следующие задачи:

- организация работы по ПУФ подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений;

- контроль за планированием и выполнением мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и при воздействии современных средств поражения вероятного противника в подчиненных (подведомственных) организациях, предприятиях и учреждениях;

- оценка состояния, возможностей и потребностей подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений для обеспечения жизнедеятельности населения, выпуска заданных (необходимых) объемов и номенклатуры продукции с учетом возможных потерь и разрушений;

- организация исследований по вопросам устойчивости функционирования подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений, подготовка предложений по целесообразности практического осуществления выработанных мероприятий;

- проверка качества выполнения мероприятий по ПУФ в подчиненных (подведомственных) организациях, предприятиях и учреждениях;

- обобщение данных и подготовка предложений вышестоящим органам управления и комиссиям по ПУФ по вопросам ПУФ экономики для принятия решения по переводу подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений на работу в особом режиме (чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации);

- обобщение данных обстановки и подготовка предложений по вопросам организации производственной деятельности, восстановления нарушенного управления подведомственными организациями, предприятиями, учреждениями и проведения аварийно-восстановительных работ.

На комиссии организаций (предприятий) возлагается:

- планирование и выполнение мероприятий по повышению устойчивости их функционирования;

- планирование и выполнение мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения вероятного противника;

- обеспечение выпуска продукции (работ, услуг) в заданных (необходимых) объемах и номенклатуре с учетом возможных потерь и разрушений;

- ответственность за выделение необходимых материальных и финансовых средств.

Председателями комиссий по ПУФ экономики назначаются заместители руководителей, курирующие промышленный комплекс (производство). Членами комиссий по ПУФ назначаются лица, ответственные за направления деятельности, обеспечивающие выполнение задач ПУФ. Комиссии могут разбиваться на подкомиссии, подгруппы (группы):

- по рациональному размещению производственных сил;

- по устойчивости топливно-энергетического комплекса, промышленного производства и транспортной системы;

- по устойчивости агропромышленного комплекса, сфер обращения и услуг;

- по устойчивости социальной сферы, управления и т. д.

В этом случае председателями подкомиссий, подгрупп (групп) назначаются должностные лица, ответственные за вышеуказанные направления экономики (производства).

Планирование работы комиссии по ПУФ начинается с составления «Плана мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики» (на 5 или 10 лет) с разбивкой мероприятий по каждому направлению (подкомиссии). На основании данного плана составляются годовые планы работы, как комиссии в целом, так и подкомиссий. Годовой план комиссии по ПУФ состоит из планов подкомиссий и общего плана, объединяющего перечень всех мероприятий.

 

Основные направления ПУФ экономики муниципального образования

1. Обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время.

2. Рациональное размещение производственных сил на территории муниципального образования.

3. Проведение технических мероприятий, направленных на ПУФ экономики.

4. Подготовка к работе отраслей экономики.

5. Подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики.

6. Подготовка системы управления экономикой.

 

Основные направления ПУФ предприятий и организаций

Основные направления ПУФ предприятий и организаций (далее – организаций) следующие:

1. Обеспечение защиты рабочих, служащих, членов их семей, населения и их жизнедеятельности.

2. Рациональное размещение производительных сил организаций на соответствующей территории.

3. Подготовка организаций к работе в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время.

4. Подготовка к выполнению работ по восстановлению производства.

5. Подготовка системы управления для решения задач в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время.

 

2. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования

 

Мероприятия по ПУФ муниципальных образований осуществляются заблаговременно, с учетом возможных последствий крупных производственных аварий, стихийных бедствий и катастроф мирного и военного времени, перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики в военное время.

Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки (например, эвакомероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и др.).

Предложения по ПУФ организаций разрабатываются на основе результатов научных исследований, обобщения и анализа опыта ПУФ экономики.

Проводится два вида исследовательской работы по устойчивости.

Первый вид – специальные исследования, проводимые силами инженерно-технического персонала объектов и органами управления экономики.

Второй вид – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводимые в общегосударственном масштабе (территориальном, региональном) и отраслевых масштабах.

Оба вида исследований дополняют друг друга и являются составной частью организаторской работы по решению проблем устойчивости.

Часть мероприятий по ПУФ организаций предусматривается в соответствующих планах ГО.

Эффективность подготовки организаций к устойчивому функционированию определяется при проведении специальных учений ГО.

В целом общая схема организации работы по ПУФ организаций делится на 3 основных этапа.

I этап – исследовательский, на котором выявляются слабые, узкие места в деятельности звена экономики, вырабатываются предложения по устранению этих слабых, узких мест.

II этап – проверка и оценка эффективности предполагаемых мероприятий и выбор наиболее целесообразных решений для данных условий (учения ГО).

III этап – реализация обоснованных мероприятий через установленные системы планирования и контроля.

 

2.1. Типовой перечень мероприятий по ПУФ экономики при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время

 

2.1.1. Рациональное размещение объектов и элементов предприятия

При создании новых, реконструкции (расширении) существующих хозяйственных объектов экономики необходимо учитывать требования к их размещению, а также к размещению их элементов. Исходя из этих требований, наиболее общими (универсальными) типовыми мероприятиями, являются следующие:

1. Размещение объектов и выбор площадок для размещения их элементов с учетом рельефа, грунтовых и климатических условий, а также других особенностей местности.

2. Исключение (ограничение) размещения элементов объекта на локально неблагоприятных участках местности.

3. Рассредоточение элементов крупных объектов, ограничение расширения крупных производств.

4. Ограничение размещения опасных объектов в зонах опасных природных явлений и размещение их на удалении от других объектов.

5. Строительство базисных складов для хранения вредных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ за пределами территории объекта (в безопасной зоне).

 

2.1.2. Проведение технических мероприятий по ПУФ

Уменьшение ущерба производственному персоналу и населению, снижение экономического ущерба и ограничение (исключение) негативного воздействия на окружающую среду достигается проведением заблаговременных технических мероприятий по ПУФ.

Эти цели должны достигаться путем:

защиты основных производственных фондов (ОПФ);

от поражающих факторов;

проведения специальных природоохранных мероприятий. Защита ОПФ от поражающих факторов включает:

а) повышение физической стойкости ОПФ;

б) установку пожарной сигнализации, систем пожаротушения;

в) внедрение технологий, конструкций зданий, оборудования, обеспечивающих снижение вероятности поражения;

г) защиту уникального и ценного оборудования, подготовка его к эвакуации.

Специальные природоохранные мероприятия:

1) очистка стоков;

2) герметизация оборудования, трубопроводов;

3) снижение использования в технологиях веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы.

 

2.1.3. Подготовка к работе в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время

Подготовка хозяйственных объектов экономики к работе должна осуществляться с целью:

- обеспечения выпуска важных видов продукции;

- устойчивого снабжения объектов материально-техническими ресурсами, энергией и водой;

- обеспечения безопасности работающей смены.

С учетом этих требований мероприятиями в этой области являются;

- оценка возможностей выпуска важнейших видов продукции;

- совершенствование производственных связей с поставщиками;

- подготовка к независимому функционированию отдельных производств;

- подготовка к работе по упрощенной технологии;

- создание минимально необходимого запаса материально-технических ресурсов;

- подготовка к использованию местных ресурсов;

- обеспечение автономными источниками энерго и водоснабжения;

- использование кабельных ЛЭП;.

- электроснабжение объекта от двух и более источников;

- подготовка к централизованному отключению отдельных потребителей;

- обеспечение аварийного освещения территорий и помещений;

- обеспечение объектов системами оборотного водоснабжения и автономными водозаборами;

- своевременное оповещение персонала;

- создание и подготовка сил и средств для защиты персонала;

- обучение персонала способам защиты;

- подготовка к оказанию первой медицинской помощи;

- подготовка системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС.

 

2.1.4. Подготовка управления, сил и средств муниципальных образований к ликвидации последствий

Подготовка системы управления, сил и средств муниципальных образований к ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий должна быть направлена на:

- создание условий для своевременного оповещения персонала и населения;

- проведение АСДНР.

Эти цели достигаются путем:

- заблаговременной подготовки сил и средств РСЧС и гражданской обороны;

- подготовки системы управления функциональных звеньев районной подсистемы РСЧС.

 

2.1.5. Типовые мероприятия по подготовке сил и средств

1. Создание и обучение формирований, материально-техническое обеспечение.

2. Создание чрезвычайных резервных фондов материально-технических ресурсов.

3. Подготовка к развертыванию постов наблюдения и контроля

4. Подготовка к использованию местных ресурсов

5. Обеспечение автономными энергетическими водоисточниками.

6. Создание и сохранность страхового фонда документации.

 

2.1.6. Типовые мероприятия по подготовке управления в интересах ПУФ

1. Разработка и постановка задач организациям по ликвидации последствий аварий, ЧС.

2. Обеспечение органов управления организаций нормативно-технической документацией.

3. Создание СНЛК на территории организаций и прилегающей местности.

4. Создание и поддержание в готовности системы оповещения.

5. Создание систем сбора и анализа информации.

6. Создание системы пунктов управления.

7. Развитие системы связи в отрасли.

8. Уточнение прогноза возможной обстановки и планов действий.

9. Организация взаимодействия функциональных и территориальных органов управления.

9.1. Подготовка информационных центров организаций к работе.

9.2. Подготовка персонала органов управления организаций.

9.3. Обеспечение контроля за безопасным функционированием объектов и их готовностью.

9.4. Обеспечение НИОКР по проблемам повышения устойчивости.

 

2.2. Типовые мероприятия по ПУФ на опасных объектах (производствах)

 

2.2.1. Химически опасные объекты

1. Обеспечение персонала ЗС.

2. Обеспечение персонала СИЗ.

3. Защита водоисточников и систем водоснабжения объектов от АХОВ.

4. Создание системы оповещения персонала и населения вблизи объектов.

5. Обеспечение вытяжными системами и респирационными установками для удаления газов, паров, аэрозолей от мест их образования.

6. Подготовка к эвакуации персонала, не занятого работами по ликвидации последствий аварий.

7. Подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС продуктами питания и др.

8. Подготовка к санитарной обработке персонала.

9. Накопление медицинских средств для первой медицинской помощи.

10. Обучение персонала способам защиты от АХОВ и действиям в ЧС.

11. Подготовка к использованию верхних этажей зданий и возвышенностей.

12. Регулярный медицинский контроль и соблюдение санитарно-гигиенического режима на ОЭ.

13. Размещение объектов с подветренной стороны относительно города и населенных пунктов.

14. Размещение складов с АХОВ с подветренной стороны основных цехов ОЭ, где работает наибольшее число персонала.

15. Создание санитарно-защитных зон и зон наблюдения в округе ОЭ.

16. Ограничение объемов АХОВ, ЛВГЖ, ВВ, хранящихся на территории ОЭ.

17. Подземное хранение АХОВ, ЛВГЖ, ВВ; обвалование, поддоны.

18. Сооружение защитных оболочек вокруг емкостей с АХОВ.

19. Применение автоматических устройств, блокировок на технологических линиях.

20. Герметизация оборудования и трубопроводов с АХОВ, применение бесшовных труб.

21. Регулярный контроль состояния оборудования, емкостей с АХОВ, ЛВГЖ, ВВ.

22. Своевременное техобслуживание и ремонт (замена) элементов ОЭ.

23. Строгий учет количества, местонахождения и перемещения АХОВ.

24. Подготовка к дегазации территории, оборудования, транспорта.

25. Обеспечение объектов формирований МТС для локализации ЧС.

26. Устройство ловушек, направленных стоков для приема разлившихся АХОВ.

27. Оснащение технологических линий, трубопроводов системы экстренного опорожнения.

28. Внедрение систем автоматической нейтрализации АХОВ.

29. Внедрение резервного (дублирующего) газоочистного, пылеулавливающего оборудования.

30. Обеспечение возможности автономного управления оборудованием при аварии с выбросом АХОВ.

31. Разработка мер по усилению контроля за зараженностью территорий ОЭ и местности.

32. Разработка режимов работы персонала в условиях заражения ОЭ.

 

2.2.2. Взрывоопасные объекты

1. Обеспечение персонала ЗС.

2. Обеспечение персонала СИЗ.

3. Изоляция взрывоопасных зон прочными стенами.

4. Использование рельефа и других особенностей местности для изоляции рабочих помещений от опасных зон.

5. Подготовка к эвакуации персонала, не занятого ликвидацией последствий аварии, ЧС.

6. Подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС и эвакуированных продуктами и т. п.

7. Накопление медицинских средств первой медицинской помощи.

8. Обучение персонала действиям при угрозе взрыва и при пожаре.

9. Размещение объектов и их элементов с учетом рельефа и других особенностей местности.

10. Создание во взрыво- и пожароопасных зонах инертной среды.

11. Предотвращение образования взрывоопасных смесей при пожарах.

12. Автоматический контроль и регулирование состава технологических смесей (определение концентрации).

13. Установка автоматических устройств для подавления взрыва (обнаружение, тушение пожаров).

14. Разработка высоконадежных средств и способов транспортировки ВВ, ЛВГЖ.

15. Обеспечение грозозащитными устройствами.

16. Установка предохранительных клапанов для сброса давления.

17. Обеспечение прочности емкостей, работающих под давлением.

18. Использование несгораемых конструкций и материалов.

19. Создание противопожарных разрывов и минеральных полос.

20. Создание ограждающих рвов, обваловок и стенок для локализации ЛВГЖ.

21. Запрещение взрывных работ вблизи объектов.

22. Строгое соблюдение правил пожарной безопасности.

23. Обеспечение пожарной техникой, оборудованием и инструментом.

24. Обеспечение пожарными водоемами и средствами пожаротушения.

25. Подготовка пожарных проездов для пожарной техники.

 

2.2.3. Транспорт

1. Подготовка постоянных транспортных средств и производственно-технической базы транспорта к работе в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время.

2. Обеспечение эксплуатационными, техническими материалами и энергоресурсами для работы в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время.

3. Подготовка транспорта к перевозке сил и средств, ресурсов, необходимых для ликвидации последствий, а также для выполнения эвакомероприятий.

4. Обеспечение защиты грузов от заражения (загрязнения).

5. Разработка (уточнение) нормативных документов, направленных на обеспечение безаварийности транспортного процесса.

6. Повышение эффективности контроля за состоянием транспортных средств и режимов перевозочного процесса.

7. Подготовка объездов возможных зон ЧС.

8. Подготовка к прокладке путей движения автотранспорта в очагах поражения.

9. Установление оптимальных маршрутов перевозки опасных веществ для обеспечения минимального риска аварий и снижения тяжести их последствий для населения и территории.

10. Подготовка автотранспорта и дорожной сети к перевозкам эвакуируемого населения.

П. Рациональное размещение производственной базы технического обслуживания, ремонта и заправки автомобилей.

12. Разработка и подготовка к использованию упрощенных методов технического обслуживания, ремонта и восстановления техники.

13. Создание и хранение в резерве мобильных средств ТО и спец. обработки зараженной автотехники.

14. Накопление и хранение НЗ запасных частей, оборудования, инструмента.

15. Совершенствование системы технического прикрытия автодорог и объектов, входящих в основные транспортные направления.

16. Строительство автодорог вблизи железных дорог, подготовка подходов к местам дублирования мостовых переходов.

17. Подготовка производственных мощностей предприятий (асфальтовых заводов, карьеров и т. п.) для строительства и ремонта дорог.

18. Совершенствование дорожно-строительной и мостостроительной техники с учетом эксплуатации ее в условиях ведения военных действий.

19. Разработка типовых проектов решений, вариантов и нормативов проведения работ по восстановлению постоянных автотранспортных устройств, подвижного состава и производственно-технической базы.

 

2.2.4. Объекты энергетики

1. Распределение энергоисточников по потребителям.

2. Внедрение кабельных сетей для энергоснабжения особо важных объектов.

3. Кольцевание отдельных энергосистем, обеспечение разделения их на независимо работающие подсистемы.

4. Организация технологического цикла тепловых энергосетей с соблюдением норм предельно допустимых выбросов в атмосферу и сбросов сточных вод в природные водоемы.

5. Создание береговых устройств для приема электроэнергии от судовых установок.

6. Внедрение эффективных устройств для прогрева и плавки гололеда на воздушных ЛЭП.

7. Подготовка к оперативному отключению второстепенных потребителей.

8. Подготовка энергосистем к работе по специальным режимам.

9. Подготовка к работе на резервных видах топлива за счет местных ресурсов.

 

2.2.5. Пищевая промышленность

1. Обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения в минимально необходимых объемах (для важнейших объектов пищевой промышленности).

2. Создание и внедрение в производство закрытых технологических линий (защитных).

3. Автоматизация технологических процессов подачи сырья до упаковки.

4. Подготовка предприятий пищевой промышленности к временному

переходу на упрощенные технологии.

5. Разработка сетевых графиков безаварийной остановки с учетом особенностей ОЭ.

6. Дублирование основных видов продукции для обеспечения потребителей.

7. Организация хранения запасов с повышенной герметизацией.

8. Защита пищевого сырья и продовольствия от заражения путем использования защитной тары.

9. Разработка и внедрение защитной тары (нетоксичной),

10. Совершенствование существующих и разработка новых методов и способов обеззараживания пищевого сырья и готовой продукции от АХОВ и бактериальных средств.

11. Обеспечение предприятий пищевой промышленности средствами и методами определения уровней содержания нитратов в растительных продуктах, необходимыми средствами лабораторного контроля загрязнения (заражения) радиоактивными и химическими веществами и биотоксинами.

12. Совершенствование методов лабораторного контроля, предусматривающих комплексное использование приборов и ЭВМ для экстренного определения загрязнения (заражения) пищевых продуктов.

13. Снижение взрывопожарной опасности мукомольных предприятий, подготовка бестарной приемки муки, исключающей ее загрязнение.

14. Накопление подвижных средств хлебопечения для создания резерва производственных мощностей хлебопекарной промышленности и использования их в условиях в чрезвычайных ситуаций и в военное время.

15. Разработка типовых стационарных и передвижных убойных пунктов заводов и цехов, перечня необходимого оборудования и инвентаря для вынужденного убоя пораженных животных.

16. Оснащение предприятий отрасли установками для обеззараживания.

 

3. Организация работы по пуф в муниципальных образованиях и на объектах экономики

 

3.1. Организация работы в муниципальных образованиях

В муниципальном образовании, постановлением главы муниципального образования создается комиссия по повышению устойчивости функционирования экономики, комиссию возглавляет, как правило, первый заместитель главы муниципального образования. Комиссия состоит из нескольких подкомиссий (групп), которые работают по своим направлениям.

Этим же постановлением утверждается Положение о комиссии. В нем отражаются общие положения; основные задачи комиссии по организации и проведению мероприятий по устойчивости; порядок работы комиссии и ее права; указываются задачи руководителей хозяйствующих субъектов (организаций).

Председателем комиссии определяются задачи каждой подкомиссии (группе), а руководители подкомиссий (групп) определяют задачи каждому члену комиссии.

Работа комиссии планируется на год (на полгода). В плане ежеквартально предусматриваются заседания комиссии. В план включаются мероприятия по подготовке заседаний (сбор и анализ данных, подготовка доклада к заседанию комиссии). Планируется подготовка ежегодного доклада по состоянию устойчивости функционирования экономики муниципального образования. Для реализации решений комиссии планируется подготовка проектов документов: постановлений; распоряжений главы муниципального образования.

Заседание комиссии документируется (оформляется протоколом). В протоколе указывается количество присутствующих, повестка заседания, докладчик, выступающие, суть выступлений, решение комиссии.

Протокол подписывается председателем комиссии и секретарем. К протоколу прилагается список присутствующих, доклад по повестке заседания, тексты и материалы выступлений.

Комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики муниципального образования и комиссии объектов экономики в своей работе руководствуются федеральными, территориальными нормативными правовыми актами и документами, изданными на местном уровне.

Основные из них:

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 N 28-ФЗ;

- Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

- Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26.02.97 N 31-ФЗ;

- постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 30.03.1979 N 312-109 «Об утверждении "Общих требований по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства страны в военное время"»;

- постановление Правительства РФ от 18.01.1995 N 65 «О создании единого российского страхового фонда документации»;

- постановление Правительства РФ от 26.12.1995 N 1253-68 «Об обеспечении создания единого российского страхового фонда документации»;

- постановление Правительства субъекта Российской Федерации от 18.06.1996 N 10-пс «О совершенствовании системы работы по повышению устойчивости функционирования хозяйственного комплекса в военное время»;

- ГОСТ Р 42.0.01-2000 «Гражданская оборона»;

- постановления (распоряжения) главы муниципального образования.

Комиссия муниципального образования при планировании работы определяет перечень объектов, с которыми она будет взаимодействовать. Перечень объектов определяется в соответствии с положениями перечисленных ниже документов:

Положение о декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 1.07.95 г. N 675);

вопросы охраны важнейших государственных объектов Российской Федерации в условиях военного времени» от 25.09.95 N 995-48 (перечень важнейших государственных объектов Российской Федерации);

перечень потенциально опасных и технически сложных объектов (письмо Минстроя России от 24.04.95 N БЕ-19-9/24);

перечень объектов, продолжающих работу в военное время, в соответствии с планом гражданской обороны субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

письмо МЧС России от 05.11.2001 N 2/21/0231;

ГОСТ Р 42.0.01-2000 «Гражданская оборона».

 

Организация работы комиссии муниципального образования

В соответствии с основными задачами комиссии на нее возлагается

1. В мирное время:

- координация работы руководителей хозяйствующих субъектов (организаций), расположенных на территории муниципального образования по вопросам федеральных, отраслевых требований и требований субъектов Российской Федерации по повышению устойчивости функционирования хозяйственного комплекса в военное время;

- контроль за подготовкой объектов хозяйственного комплекса муниципального образования, независимо от форм собственности, к работе в военное время (разработка, планирование и своевременное осуществление организационных и инженерно-технических мероприятий по совершенствованию устойчивого функционирования в экстремальных условиях), увязка этих мероприятий со схемами планировки муниципального образования и застройки населенных пунктов;

- организация работы по комплексной оценке состояния, возможностей и потребностей объектов экономики муниципального образования для обеспечения выпуска заданных объемов и номенклатуры военной и важнейшей гражданской продукции в условиях возможных потерь и разрушений, а также по обеспечению жизнедеятельности в этих условиях;

- участие в проведении проверок состояния устойчивости функционирования, командно-штабных учениях и других мероприятиях, обеспечивающих подготовку органов управления хозяйствующего субъекта и населения муниципального образования по вопросам устойчивости, действиям в экстремальных условиях военного времени;

- участие в обобщении результатов исследовательских учений (КШУ) по дальнейшему повышению устойчивости функционирования экономики в военное время.

2. При переводе экономики муниципального образования и организаций на работу по планам военного времени:

- контроль и оценка выполнения руководителями хозяйствующих субъектов, запланированных организационных и инженерно-технических мероприятий по повышению устойчивости функционирования в военное время;

- проверка результатов работ по наращиванию мероприятий по повышению устойчивости с введением степеней готовности гражданской обороны;

- обобщение данных о состоянии устойчивости экономики и подготовка предложений главе муниципального образования по выработке решений для дальнейшего совершенствования по повышению устойчивости.

3. После нападения противника:

- оценка состояния важнейших объектов муниципального образования и экономики муниципального образования в целом;

- подготовка предложений главе муниципального образования;

- по восстановлению нарушенного управления и обеспечению жизнедеятельности населения;

- по организации производственной деятельности на сохранившихся объектах (мощностях);

- по проведению восстановительных работ в условиях нарушения управления и связи с органами управления субъекта.

Задачи, решение которых направлено на повышение устойчивости, глава муниципального образования в военное время, комиссия по повышению устойчивости функционирования экономики выполняют в тесном взаимодействии с органами военного командования, дислоцируемого на территории муниципального образования.

В ходе решения задач по ПУФ, комиссия разрабатывает предложения по максимальному использованию возможностей муниципального образования, которые могут быть достигнуты в результате мобилизационного развертывания. Определяются основные показатели новых экономических пропорций, возникающих при возрастающих объемах производства военной продукции на предприятиях оборонных отраслей при максимально возможном использовании для этих целей предприятий гражданских отраслей промышленности, независимо от форм собственности.

Перечень документов комиссии по ПУФ муниципального образования:

- постановление главы муниципального образования «О создании комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики муниципального образования»;

- функциональные обязанности для каждого члена комиссии, утвержденные председателем комиссии;

- планы работы комиссии;

- протоколы заседаний комиссии;

- перечень объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения;

- материалы исследований устойчивости функционирования экономики;

- протоколы аттестации по устойчивости предприятий;

- перспективный план повышения устойчивости функционирования экономики муниципального образования;

- годовой план повышения устойчивости функционирования экономики муниципального образования;

- другие документы.

 

3.2. Организация работы на объектах (организациях)

 

Руководитель объекта (организации), получив постановление главы муниципального образования, издает приказ об организации работы по ПУФ. Приказом определяется структура, состав и задачи комиссии, утверждается Положение о комиссии, определяются группы специалистов для проведения исследовательской работы по определению состояния устойчивости предприятия.

Устойчивость работы объекта экономики определяется:

- обеспеченностью работающей смены и всего производственного персонала средствами защиты;

- прочностью и механической устойчивостью основных элементов объекта;

- бесперебойным снабжением объекта всеми видами энергией (электричеством, паром, газом и прочее), промышленной и питьевой водой, топливом, сырьем, комплектующими изделиями и т.д.;

- наличием плана перевода производства на особый режим работы с соответствующим материально-техническим обеспечением;

- степенью надежности управления производством в условиях военного времени;

- надежностью действия в военное время внешних производственных связей с заводами-комплектаторами и с заводами-потребителями;

- заблаговременной подготовкой объекта к первоочередному восстановлению производства в случае нанесения объекту слабых и средних, а в некоторых случаях и сильных разрушений при воздействии современных средств поражения.

Доведение устойчивости необходимо планировать до такого состояния, чтобы предприятие было способно выполнить установленное задание по выпуску продукции. При этом расчеты необходимо проводить с учетом того, что объект экономики будет находиться в зоне разрушений (СНиП 2.01.51-90).

После проведения исследовательских работ (учений) по определению состояния устойчивости функционирования предприятия, оформляется Протокол аттестации по устойчивости предприятия.

Состояние устойчивости функционирования предприятия оценивается как «соответствует предъявляемым требованиям», «ограниченно соответствует предъявляемым требованиям» и «не соответствует предъявляемым требованиям», в соответствии с инструкциями, утвержденными приказами МЧС России от 1.03.2003 N 97 ДСП, от 03.03.2005 N 125.

После оформления Протокола разрабатывается перспективный план повышения устойчивости функционирования предприятия. Перспективный план ПУФ предприятия должен разрабатываться на 5 или 10 лет.

Исходя из перспективного плана, разрабатываются ежегодные планы повышения устойчивости функционирования предприятия.

Материалы исследования анализируются, обобщаются и оформляются в Протокол аттестации за год.

Один экземпляр протокола хранится на предприятии, один – представляется в администрацию муниципального образования и один – в Правительство субъекта Российской Федерации (через главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации).

Данные протоколов вносятся в реестр Территориального центра мониторинга субъекта Российской Федерации.

Комиссия по повышению устойчивости функционирования экономики муниципального образования, на основании Протоколов аттестации объектов экономики, ежегодно составляет и представляет главе муниципального образования доклад «О состоянии устойчивости функционирования муниципального образования и выполненных мероприятиях по повышению устойчивости за год».

Копия доклада представляется в областную комиссию.

 

Примерный перечень документов комиссии по ПУФ организаций:

- приказ руководителя о создании комиссии;

- Положение о комиссии;

- функциональные обязанности на каждого члена комиссии;

- планы работы комиссии;

- протоколы заседания комиссии;

- материалы исследовательской работы по определению устойчивости функционирования организации (предприятия);

- протокол аттестации по устойчивости функционирования организации (предприятия);

- перспективный план повышения устойчивости;

- годовой план повышения устойчивости;

- план-график наращивания мероприятий по ПУФ организации (объекта);

- другие документы.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» № 12/2017.

 

 

[1] Публикация подготовлена по материалам одноименных методических рекомендаций, утвержденных 9 июня 2014 г. Главным управлением  МЧС России по Ленинградской области. Документ разработан коллективом сотрудников Правительства Ленинградской области и Главного управления МЧС России по Ленинградской области в составе: Скоков В.В., Мусиенко Е.В., Шелыгин А.А.

Другие статьи по теме
Категория: Методические материалы | Добавил: ЦИПЗО (06.12.2017)
Просмотров: 17743 | Теги: методические материалы