Обобщение правоприменительной практики органов государственного надзора МЧС России в области гражданской обороны
Главная » Статьи » Методические материалы

Обобщение правоприменительной практики органов государственного надзора МЧС России в области гражданской обороны

МЧС России подготовил доклад по результатам обобщения правоприменительной практики органов государственного надзора МЧС России[1]. Целями такого обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

- обеспечение единства практики применения органами государственного контроля (надзора) МЧС России федеральных законов и нормативных правовых актов РФ, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством РФ (далее – обязательные требования);

- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике органов государственного контроля (надзора) МЧС России путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;

- совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, и контрольно-надзорных функций;

- повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;

- выработка путей по минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органов государственного контроля (надзора) МЧС России, позволяющих соблюдать периодичность плановых и внеплановых проверок объектов государственного надзора.

Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

- выявление проблемных вопросов применения органами государственного контроля (надзора) МЧС России обязательных требований;

- выработка оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики с привлечением заинтересованных лиц и их реализация;

- выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;

- выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;

- подготовка предложений по совершенствованию законодательства;

- выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения;

- выработка рекомендаций в отношении мер, которые должны применяться органами государственного контроля (надзора) МЧС России в целях недопущения типичных нарушений обязательных требований;

- координация деятельности органов государственного контроля (надзора) МЧС России.

В качестве источников формирования Докладов использованы:

- результаты проверок и иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

- результаты взаимодействия надзорных органов и судебно-экспертных учреждений федеральной противопожарной службы;

- результаты обжалований действий и решений должностных лиц органов государственного контроля (надзора) МЧС России в административном или судебном порядке и иные материалы административной практики;

- результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности;

- результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан;

- результаты опросов (в том числе, проводимых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") представителей подконтрольных объектов государственного надзора на предмет выявления случаев нарушения обязательных требований, причинения вреда охраняемым законом ценностям, а также избыточной административной нагрузки на бизнес;

- результаты взаимодействия с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов по принудительному взысканию административных штрафов и приостановлению деятельности;

- разъяснения органов государственного контроля (надзора) МЧС России по вопросам применения законодательства РФ в области организации и осуществления надзора за соблюдением обязательных требований;

- разъяснения, полученные органами государственного контроля (надзора) МЧС России от органов прокуратуры, суда, иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением надзорной деятельности.

 

Государственный надзор и проверки в области гражданской обороны

Надзорными органами МЧС России в 2017 г. в области гражданской обороны запланировано 2568 проверок (2016 г. – 2741, уменьшение на 6,3%). Всего проведено 4140 проверок (2016 г. – 5110, уменьшение на 19%), из них:

2534 – плановых (2016 г. – 2720, уменьшение на 6,8%);

1606 – внеплановых (2016 г. – 2390, уменьшение на 32,8%).

Внеплановые проверки проводились в соответствии со следующими основаниями:

по проверке исполнения ранее выданных предписаний – 1572 проверки;

по заявлениям и обращениям граждан, организаций и органов власти, информации из СМИ – 20 проверок;

по требованиям органов прокуратуры – 12 проверок.

По результатам надзорных мероприятий вручено 1996 предписаний по устранению выявленных нарушений требований законодательства в области гражданской обороны (2016 г. – 2260, уменьшение на 11,7%).

В ходе проведенных проверок выявлено 17670 нарушений в области гражданской обороны (2016 г. – 19167, уменьшение на 7,8%), из них:

11148 – по результатам плановых проверок (2016 г. – 11867, уменьшение на 6%);

6522 – по результатам внеплановых проверок (2016 г. – 7300, уменьшение на 10,6%).

Типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны, выявляемыми в 2017 году должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного надзора в области гражданской обороны, стали:

1. Вопросы создания, содержания и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств:

сотрудники организаций не в полной мере обеспечены средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ), медицинскими аптечками, коллективными аптечками;

не в полной мере создаются в целях гражданской обороны запасы средств;

отсутствие условий и мест для хранения запасов.

2. Вопросы укрытия наибольшей работающей смены предприятий и населения в защитных сооружениях гражданской обороны (далее – ЗСГО):

отсутствие ЗСГО при наличии его потребности;

укрытие работников наибольшей работающей смены организаций и населения, в ЗСГО, не имеющих статус ЗСГО (по факту – заглубленные помещения, на которые отсутствует паспорт ЗСГО);

отсутствие договоров с подрядчиками на строительство быстровозводимых ЗСГО, либо самих ЗСГО;

укрытие работников наибольшей работающей смены организаций, населения в ЗСГО, не готовых к приему укрываемых.

3. Вопросы содержания ЗСГО:

нарушение эксплуатации ЗСГО в мирное время;

нарушение сохранности и технической готовности конструкций и оборудования ЗСГО;

отсутствие комплексной оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны.

4. Вопросы подготовки руководителей, сотрудников органов власти и организаций, населения в области гражданской обороны:

нарушение сроков обучения в области гражданской обороны должностных лиц и работников гражданской обороны, впервые назначенных на должность (в течение первого года работы);

нарушение сроков повышения квалификации;

не создана и не поддерживается в рабочем состоянии учебно-материальная база для подготовки сотрудников в области гражданской обороны.

Средний показатель по РФ в части устранения нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны составил 73,2% (2016 г. – 73,4%, уменьшение на 0,3%).

По результатам надзорных мероприятий в соответствии Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) составлено 2479 протоколов об административных правонарушениях (2016 г. – 2555, уменьшение на 3%), в том числе:

по ст. 20.7 КоАП РФ (невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны) – 1440 протоколов (2016 г. – 1354, увеличение на 6,3%), 1467 протоколов в отношении должностных лиц (2016 г. – 923, увеличение на 58,9%) и 1012 протоколов в отношении юридических лиц (2016 г. – 431, увеличение на 134,8%).

К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 1532 лица (2016 г. – 1632, уменьшение на 6,1%), в том числе:

по ст. 20.7 КоАП РФ – привлечено 896 лицо (2016 г. – 823, увеличение на 8,8%), 649 должностных лиц (2016 г. – 592, увеличение на 9,6%) и 243 юридических лица (2016 г. – 231 увеличение на 5,2%).

Всего сумма наложенных штрафов составила 18553,634 тыс. руб. (2016 г. – 22051,1 тыс. руб., уменьшение на 15,8%), из них:

на должностных лиц – 4283,577 тыс. руб. (2016 г. – 4809,6 тыс. руб., уменьшение на 11,0%);

на юридических лиц – 14270,057 тыс. руб. (2016 г. – 17241,5 тыс. руб., уменьшение на 17,2%).

Количество постановлений о прекращении производства по делам об административных правонарушениях составило 254 (2016 г. – 182, увеличение на 39,5%), из них:

по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ – 98 постановлений (2016 г. – 82, увеличение на 19,5%);

по статье 20.7 КоАП РФ – 156 постановлений (2016 г. – 100, увеличение на 56%).

В 2017 году в надзорные органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, поступило 17 представлений прокуратуры об устранении нарушений требований действующего законодательства при осуществлении надзора в области гражданской обороны (2016 г. – 7, увеличение в 2,4 р.).

Далее представлены обобщенные сведения анализа правоприменительной практики и наиболее часто задаваемые вопросы подконтрольных субъектов при организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны.

 

ОТВЕТЫ НА АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

 

Как часто могут проводиться внеплановые проверки в течение года?

Внеплановые проверки могут проводиться более одного раза в течение года.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки являются:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановые проверки с целью контроля исполнения ранее выданных предписаний осуществляются с учетом установленного срока устранения выявленных нарушений и срока давности привлечения к административной ответственности.

 

Какая периодичность планирования и проведения плановых и внеплановых проверок, т.е. могут ли проводиться плановые проверки одновременно с внеплановыми, а также в течение года до или после плановой проверки?

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года.

Вместе с тем, плановые проверки могут проводиться одновременно с внеплановыми проверками по контролю за ранее выданным предписаниям. В указанных случаях, принимая во внимание различный предмет проверки, издаются два распоряжения на проведение мероприятий по надзору.

 

Допускается ли выдача предписания с различными сроками выполнения мероприятий?

С учетом характера выявленных нарушений допускается выдача предписаний с различными сроками их устранения.

 

Каким образом должностное лицо, уполномоченные на осуществление государственного надзора в области гражданской обороны, устанавливает срок выполнения предписания?

В соответствии с пунктом 79 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 26.06.2012 N 358, государственный инспектор устанавливает срок устранения выявленных нарушений с учетом характера нарушения, а также исходя из имущественного и финансового положения (для государственных, муниципальных учреждений), организационных и технических условий, влияющих на их устранение.

 

При проведении внеплановой проверки выданное вновь предписание отменяет ли ранее выданное предписание, сроки которого установлены после проведения плановой проверки?    

В соответствии с пунктами 79 – 79.1 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 26.06.2012 N 358, при выявлении в ходе проведения внеплановой проверки с целью контроля выполнения предписания об устранении нарушений невыполнения в установленные в предписании сроки требований законодательства РФ государственным инспектором выдается новое предписание, в котором устанавливаются новые сроки устранения невыполненных нарушений. При этом, ранее предложенные к исполнению нарушения, срок которых не истек, переносятся в новое предписание с теми же сроками их устранения. При выдаче нового предписания, ранее выданное предписание признается утратившим силу (за исключением случаев, если в установленном порядке данное предписание или отдельно взятые его положения не обжалованы), при этом принимаются меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях.

 

Допускается ли привлечение к административной ответственности должностное лицо объекта надзора и юридическое лицо по одним и тем же нарушениям?

В соответствии со статьями 2.1, 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, утвержденного Федеральным законом от 31.12.2001 N 195-ФЗ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения требований и мероприятий в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Вместе с тем, при привлечении к административной ответственности за виновно совершенное противоправное деяние учитываются положения гражданского законодательства в части, касающейся арендных отношений, установленных статьей 611 Гражданского кодекса РФ, в том числе положений бюджетных учреждений и положений договоров аренды.

 

Должны ли проверки по пожарной безопасности и надзору в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводиться одновременно или могут проводиться в разное время?

Проверки на предмет соблюдения требований и мероприятий в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут проводиться в отношении одного юридического лица как одновременно, так и в разные сроки с учетом оснований, предусмотренных статьями 9, 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Вместе с тем, надзорными органами МЧС России осуществляются плановые проверки одновременно с учетом соблюдения периодичности, установленной федеральным законодательством. Внеплановые проверки проводятся на основании установленных сроков в выданных предписаниях.

 

Дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам по соблюдению требований в области гражданской обороны

1. Обеспечить выполнение нормативных требований по приведению в готовность защитных сооружений гражданской обороны;

2. Обратить особое внимание на принимаемые нормативные правовые акты, актуализирующие обязательные требования и мероприятия в области гражданской обороны;

3. Руководствоваться требованиями Положения о ведении гражданской обороны в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 (ред. от 14.11.2015).

 

Руководство по соблюдению обязательных требований

Согласно постановлениям Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты" (в редакции постановления Правительства РФ от 02.03.2017 N 245) и от 22.07.2017 N 864 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля" государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.

В этой связи, внесены соответствующие изменения в Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 305.

Указанным Положением предусмотрены критерии отнесения к категориям риска поднадзорных объектов, критерии по изменению (повышению/понижению) присвоенных ранее объектам надзора категорий риска, а также обязательность применения проверочных листов при осуществлении указанных надзорных функций.

Так, плановые проверки в области гражданской обороны осуществляются исключительно в отношении следующих категорий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

организаций, эксплуатирующих критически важные объекты;

организаций, эксплуатирующих потенциально опасных объекты;

организаций оборонно-промышленного комплекса;

организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;

организаций, имеющих на балансе защитные сооружения гражданской обороны.

Работа по распределению подконтрольных субъектов надзора по категориям риска (с учетом предусмотренных законодательством РФ сроков составления планов плановых проверок на 2018 год) завершена 31.12.2017.

Для приведения в соответствии с действующим законодательством вносятся необходимые изменения в Административный регламент МЧС России исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденный приказом МЧС России от 26.06.2012 N 358.

Также в соответствии с постановлением Правительства РФ принято постановление от 22.07.2017 N 864 установлена обязательность применения проверочных листов при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Организована подготовка проекта приказа МЧС России, утверждающего форму проверочного листа и список контрольных вопросов, отражающих содержание обязательных требований в области гражданской обороны, предъявляемых в ходе проведения плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Одновременно ведется работа по подготовке проекта приказа МЧС России, устанавливающего форму проверочных листов (списков контрольных вопросов), а также перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований в области гражданской обороны.

Совместно с Минэкономразвития России, Общественно-деловым советом по основному направлению стратегического развития РФ "Реформа контрольно-надзорной деятельности", Экспертным советом приоритетной программы по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности", Аналитическим центром "ФОРУМ" в соответствии с Паспортом приоритетного проекта "Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" подготовлены показатели результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе государственного надзора в области гражданской обороны.

Согласно Основным направлениям разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 17.05.2016 N 934-р, разработаны и утверждены приказом МЧС России от 18.12.2017 N 576 показатели для государственного надзора в области гражданской обороны.

Одновременно, в субъектах РФ с учетом специфики возможных рисков разработаны и размещены на официальных интернет-порталах главных управлений МЧС России по субъектам РФ типовые программы профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, обеспечения безопасности на водных объектах.

Дальнейшая работа по внедрению новых форм и методов работы осуществляется в том числе с учетом реализации приоритетного проекта "Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности".

В истекшем году ряд нормативных правовых актов приведен в соответствии с действующим законодательством о гражданской обороне, и тем самым конкретизированы обязательные требования в области гражданской обороны.

Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" (в редакции постановления Правительства РФ от 14.10.2016 N 1041) уточнено, что определение количества подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, устанавливается в соответствии с Положением об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций (приказ МЧС России от 23.05.2017 N 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций").

Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны" (в редакции постановления Правительства РФ от 19.04.2017 N 470) с целью упрощения и обеспечения прозрачности требований в области гражданской обороны введены новые формы подготовки: для работников органов, осуществляющих управление гражданской обороны участие в проблемных и тематических семинаров (вебинаров) по гражданской обороне и проведение вводных инструктажей для вновь принятых работников.

Постановление Правительства РФ от 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" (в ред. от 07.02.2017):

конкретизированы запасы медицинских средств;

уточнено, что запасы создаются, в том числе для оснащения нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с Методическими рекомендациями по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, утвержденными МЧС России;

определено, что в зависимости от целей применения запасы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (в редакции приказа МЧС России от 03.04.2017 N 146) утверждены положения, предусматривающие изменения типа защитных сооружений гражданской обороны.

Приказом МЧС России от 23.05.2017 N 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций" определены задачи и численность структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, организаций независимо от их организационно-правовой формы и подведомственности (подчиненности), а также численность отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов.

Приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" (в редакции приказа МЧС России от 31.07.2017 N 309) уточнены категории граждан, подлежащих обеспечению, а также порядок накопления запасов (резервов) средств индивидуальной защиты.

Утверждены Методические рекомендации по определению номенклатуры и определению объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов и органами местного самоуправления и организациями от 23.05.2017 N 2-4-71-24-11, обеспечивающие единый методический подход федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций к разработке и утверждению своих нормативных актов, устанавливающих номенклатуру, объемы и сроки создания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Одновременно, в субъектах РФ с учетом специфики возможных рисков разработаны и размещены на официальных интернет-порталах главных управлений МЧС России по субъектам РФ типовые программы профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, обеспечения безопасности на водных объектах.

Дальнейшая работа по внедрению новых форм и методов работы осуществляется в том числе с учетом реализации приоритетного проекта "Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности".

 

ОТВЕТЫ НА АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ С РУКОВОДСТВОМ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

 

Требуется ли установка системы пожаротушения в помещениях дизельных электростанций существующих защитных сооружений гражданской обороны?

Не требуется при условии, если защитное сооружение спроектировано и введено в эксплуатацию до вступления в силу СНиП II-11-77 "Защитные сооружения гражданской обороны" и Свода правил СП 88.13330.2014 "СНиП II-11-77*. Защитные сооружения гражданской обороны".

 

Возможно ли использование защитного сооружения гражданской обороны, расположенного под административным зданием под зал для занятий фитнесом, в котором предполагается размещение помещений душевых и саун?

В соответствии с требованиями п. 4.5 СП 88.13330.2014 "СНиП II-11-77*. Защитные сооружения гражданской обороны" защитные сооружения допускается использовать для спортивных занятий, в том числе с душевыми.

Размещение помещений для саун необходимо согласовать с территориальными органами МЧС России.

 

Какие объекты, расположенные на территории города, отнесенного к группе по гражданской обороне, являются объектами надзорной деятельности в области гражданской обороны?

В соответствии с пунктом 4 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзоров в области гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 26.06.2012 N 358 субъектами государственного надзора в области гражданской обороны являются все организации (юридические лица, индивидуальные предприниматели), независимо от расположения их на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне.

Вместе с тем, на сегодняшний день, в целях снижения административного давления на предпринимательское сообщество плановые проверки в области гражданской обороны проводятся в отношении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, и организаций, имеющие на балансе защитные сооружения гражданской обороны.

Указанный подход планируется закрепить в Положении о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 305, в качестве модели применения риск-ориентированного подхода в области гражданской обороны.

 

Кто осуществляет отнесение организаций к субъектам надзора в области гражданской обороны?

В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" на органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления возложены полномочия по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В связи с этим, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления определяют степень участия организаций в области гражданской обороны, на территории соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований.

Указанные организации относятся к субъектам надзора в области гражданской обороны.

 

Кто устанавливает полномочия организаций по выполнению обязанностей в области гражданской обороны?

Полномочия и обязанности организаций в области гражданской обороны, установлены статьей 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами РФ.

 

Каким образом осуществляется планирование направления на обучение должностных лиц, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны?

Планирование обучения уполномоченных должностных лиц на решение задач в области гражданской обороны осуществляется руководителем организации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", а также приказами МЧС России от 19.01.2004 N 19 "Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ и на курсах гражданской обороны муниципальных образований" и от 13.11.2006 N 646 "Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ и на курсах гражданской обороны муниципальных образований".

 

Какие критерии планируется использовать по изменению присвоенных ранее объектам надзора категорий риска?

В целях принятия решения об изменении (повышении/понижении) присвоенных ранее объектам надзора категорий риска планируется руководствоваться сведениями о выявленных нарушениях при последней плановой проверке субъекта надзора.

 

Требуется ли организации, не категорированной по гражданской обороне, эксплуатирующей опасные производственные объекты III и IV классов опасности, не имеющей мобилизационного задания, не эксплуатирующей химические опасные производственные объекты, прекращающей работу в военное время, создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения? Какой нормативно-правовой акт устанавливает требование к наличию у организаций локальной системы оповещения?

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее – Федеральный закон) локальные системы оповещения создают и поддерживают в состоянии готовности организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (далее – потенциально опасные объекты).

Требования к порядку создания локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов регламентированы постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 01.03.1993 N 178.

Создание локальных систем оповещения в организациях, не указанных в статье 9 Федерального закона, не требуется.

 

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ И АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ, СВЯЗАННОЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

 

ООО "Газпром ПХГ" обратилось в Верховный суд РФ с заявлением о признании недействительным предписания, выданным отделом надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ленинградской области в ходе плановой проверки, в части касающейся оснащения объекта локальной системой оповещения (далее – ЛСО).

Общество ссылается на то, что объект не является ни химически опасным объектом, ни радиационным объектом, ни гидротехническим сооружением, и зоны действия локальной системы оповещения для опасных производственных объектов не определены в Постановлении Совета Министров – Правительства РФ от 01.03.1993 N 178.

Ответ. Создание и поддержание готовности ЛСО для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, предусмотрено п. 3 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

Ленинградское УПХГ является опасным производственным объектом I класса опасности, последствия аварии на котором могут выходить за пределы этого объекта и создавать угрозу жизни и здоровья людей.

В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, недостаточно требований к надежности и безопасности, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляется в соответствии со специальными техническими условиями. Таким образом, до разработки проектной документации на создание локальной системы оповещения, для установления зоны действия локальной системы оповещения Обществу необходимо разработать специальные технические условия.

С учетом вышеизложенного определением Верховного суда от 20 февраля 2017 г. N 307-КГ17-236, удовлетворение заявителю в жалобе отказано.

 

* * *

В 2014 году плановой проверкой по соблюдению требований и мероприятий в области ГО и ЗНиТ, проведенной в отношении ПАО "Ростелеком" (по месту осуществления деятельности Тульского филиала ПАО "Ростелеком") было выявлено 87 нарушений в области ГО и 3 нарушения в области ЗНиТ.

По результатам выявленных нарушений составлены протоколы об административных правонарушениях в отношении юридического лица (ПАО "Ростелеком") по ч. 1 ст. 20.6, по ч. 1, ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, а так же в отношении должностного лица Тульского филиала ПАО "Ростелеком" по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ.

На все протоколы в отношении юридического лица Обществом подавались жалобы в суд первой инстанции, которым доводы общества отклонены и вынесены постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафов. Не согласившись с вынесенными постановлениями ПАО "Ростелеком" обжаловало решения суда первой инстанции в районном суде, который так же посчитал факты наличия нарушений доказанными.

Кроме того, Обществом неоднократно подавались исковые заявления в арбитражные суды к Главному управлению МЧС России по Тульской области, связанные с понуждением Главного управления исключить из журнала учета защитные сооружения, эксплуатируемые Тульским филиалом ПАО "Ростелком", а так же связанные с обжалованием вынесенных в отношении ПАО "Ростелеком" предписаний по устранению выявленных нарушений.

Требования ПАО "Ростелеком" относительно обязания исключения спорных объектов из журнала учета ЗСГО субъекта рассмотрены судами трех инстанций. В удовлетворении исковых требований Заявителю отказано в полном объеме. Защитные сооружения гражданской обороны признаны объектами гражданской обороны и правомерно внесенными в журнал учета защитных сооружений Тульской области.

Так же и все предписания судами четырех инстанций признаны законными. Мероприятия, предлагаемые предписаниями к выполнению, соответствующими закону, не нарушающими прав и законных интересов ПАО "Ростелеком" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и обязательны для исполнения.

Примечательно, что обжалуя протоколы об административных правонарушениях, а так же предписания, обществом выполнялись часть мероприятий, предложенных предписаниями.

Примечателен и тот факт, что Обществом обжаловались все предписания, выносимые органом надзора, по результатам проведения внеплановых проверок. Т.е. Обществом обжаловались предписания, в которых предлагались практически одни и те же мероприятия (за исключением выполненных в установленные сроки). Особого внимания заслуживают доводы, приводимые в обоснование своих позиций. В каждой жалобе, подаваемой в суды в отношении вынесенных предписаний, Обществом приводились новые (отличные от предыдущих) обоснования.

В общей сложности по результатам плановой проверки и трех внеплановых судами рассмотрено 12 дел об административных правонарушениях, и 4 дела в арбитражных судах (А68-3657/2015с, А68-7951/2015с, А68-3697/2016, А68-8639/2016).

Доводы представителей ПАО "Ростелеком" по существу сводились к переоценке установленных в ходе проверки обстоятельств, полученных в ходе проверки доказательств, попытках ввести суд в заблуждение, а так же к необоснованному затягиванию сроков рассмотрения дел, что в свою очередь свидетельствует о злоупотреблении правом.

Особого внимания заслуживают следующие обстоятельства.

1. Одним из доводов представителей ПАО "Ростелеком" являлся факт приватизации двух защитных сооружений гражданской обороны и наличия свидетельств о праве собственности, что по мнению Заявителя свидетельствовало об отсутствии статуса объектов гражданской обороны у спорных убежищ, т.к. форма собственности у таковых не может быть иной, отличной от федеральной.

Главным управлением в судах четырех инстанций доказан тот факт, что при передаче имущества в порядке приватизации объекты гражданской обороны не были исключены из имущества, передаваемого Обществу, не влечет утрату их статуса как объектов гражданской обороны.

Утрата статуса защитного сооружения гражданской обороны возможна лишь по основаниям и в порядке, предусмотренным Инструкцией МЧС России от 18 октября 1996 г. N 1-38-4, Госкомимущества РФ от 05 ноября 1996 г. N АР-13/7746 "О порядке списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны".

- Так же Заявитель считал, что предписание неисполнимо, поскольку объем мероприятий и работ, которые необходимо было выполнить по пяти объектам ЗСГО, явно требовали значительно большего времени, т.к. в большинстве своем требуют выделения значительного объема финансовых средств, приобретения необходимых материалов, заключения договоров с подрядными организациями на проведение ремонтных и иных работ и т.п., а в переносе сроков исполнения предписания Главным управлением заявителю отказано.

Данный довод отклонен судами, т.к. обязанность исполнения требований по содержанию защитных сооружений гражданской обороны возникла не с момента проведения проверки и вынесения предписания, а с момента начала эксплуатации/содержания таковых.

- В обоснование жалобы на предписание в области защиты от чрезвычайных ситуаций Заявитель приводит довод о том, что "в перечень объектов, отнесенных к категориям по гражданской обороне, опасные производственные объекты III класса опасности (сети газопотребления N 1 и N 2 Тульского филиала ПАО "Ростелеком"), не включены, а включены объекты связи, в связи с чем ПАО "Ростелеком" не обязано создавать нештатные аварийно-спасательные формирования". Кроме того, к категории по гражданской обороне сама организация (ПАО "Ростелеком") не отнесена, а отнесены лишь отдельные объекты.

Данные доводы отклонены судами учитывая, что организации, которые в силу тех или иных признаков отнесены к категориям по гражданской обороне, наличие опасных производственных объектов III класса опасности является квалифицирующим обстоятельством в вопросе отнесения к субъектам, обязанным создавать и поддерживать в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 07.06.2019 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Код публикации: 18.09.

 

[1] Доклад утвержден МЧС России 20.04.2018.

Другие статьи по теме
Категория: Методические материалы | Добавил: ЦИПЗО (07.06.2019)
Просмотров: 1166