Безопасность общественного здоровья в Европе: готовность и реагирование при чрезвычайных ситуациях в области здравоохранения
Главная » Статьи » Медицинское обеспечение ГО и ЧС

Безопасность общественного здоровья в Европе: готовность и реагирование при чрезвычайных ситуациях в области здравоохранения

Европейский регион ВОЗ подвержен серьезным угрозам безопасности общественного здоровья, связанным с новыми болезнями, вспышками и эпидемиями инфекционных болезней, природными бедствиями и техногенными катастрофами и конфликтами, в том числе вооруженными, риск которых связан с наличием культурных различий между странами или спорных территорий. К природным или техногенным бедствиям относятся биологические, химические и радиационные катастрофы. Кроме того, Европа сталкивается с проблемами, создаваемыми глобальными изменениями, такими как изменение климата, которое сопровождается участившимися и все более тяжелыми экстремальными погодными явлениями, продолжающаяся урбанизация, рост числа международных центров авиасообщений и массовых мероприятий.

Мерам по обеспечению готовности также препятствуют социальная неоднородность и неравноправный доступ к медико-санитарной помощи, в результате которого некоторые группы населения оказываются гораздо более уязвимыми в чрезвычайных ситуациях. Эту ситуацию усугубляют последствия экономических кризисов. Наконец, если риск случайных утечек биологического, химического или радиоактивного материала все больше снижается благодаря совершенствованию правил и процедур безопасности, то возможность умышленного выброса таких материалов по мере того, как облегчается доступ к секретной информации и все более мощной технологии, дает все больше поводов для беспокойства.

В целом мир плохо подготовлен к глобальной, затяжной чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения. Ключевое значение приобретает разработка стратегий адаптации, повышение устойчивости структур к неблагоприятным воздействиям, а также надежное прогнозирование и обеспечение готовности к чрезвычайным ситуациям. Международные медико-санитарные правила (2005 г., ММСП), вступившие в силу 15 июня 2007 г., служат международно-правовой и практической основой, на которой подписавшие их государства строят более надежную охрану здоровья своего населения. В ММСП содержится четкое требование, чтобы все государства-члены создавали основные возможности для осуществления эпиднадзора и ответных мер, направленных на своевременное выявление, оценку и уведомление о событиях, связанных со случаями заболевания или смерти, частота которых превышает ожидаемые уровни и которые могут представлять собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение. Страны также должны располагать возможностью оперативно направлять и получать актуальную информацию и выполнять рекомендации ВОЗ в условиях согласованных международных ответных действий.

ВОЗ обладает исключительным международным мандатом в системе международной гуманитарной помощи. Этому же мандату следует Европейское региональное бюро ВОЗ в своих процедурах на случай чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения и в повседневной деятельности своего Центра чрезвычайных операций. Кроме того, Региональное бюро активно поддерживает европейские государства-члены в деле укрепления их способности принимать ответные меры при любых типах чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения и играет ведущую роль в налаживании регионального и глобального обмена информацией и координации ответных действий.

Эффективные стратегии по предупреждению будущих кризисов в области здравоохранения и смягчению их последствий предполагают укрепление стратегического руководства, внедрение системы планирования на случай чрезвычайных ситуаций на постоянной основе по принципу готовности к любым угрозам, принятие в министерствах здравоохранения долгосрочных программ управления в кризисных ситуациях и управления рисками для здоровья и усиление механизмов межсекторального сотрудничества.

Поскольку угрозы безопасности общественного здоровья имеют комплексный характер, для действенных ответных мер требуется прозрачный и своевременный обмен информацией и данными между ВОЗ и ее государствами-членами, а также тесное сотрудничество между правительствами, международными организациями, гражданским обществом, частным сектором и другими партнерами.

Совместно с партнерами и другими учреждениями ВОЗ создала такие механизмы, как Глобальная сеть оповещения о вспышках болезней и ответных действий (GOARN), для того чтобы можно было оперативно мобилизовать наиболее осведомленных в конкретной области международных экспертов для осуществления ответных действий в случае чрезвычайных ситуаций и вспышек инфекционных заболеваний. Поддержку в осуществлении Международных медико-санитарных правил оказывают сотрудничающие центры ВОЗ, такие как Глобальная программа выявления болезней Центров США по контролю и профилактике заболеваний (имеющая филиал в Казахстане).

В области биобезопасности и биозащищенности появились новые действующие субъекты, такие как сектор безопасности, которые вкладывают средства в развитие инфраструктуры и готовят кадровые ресурсы общественного здравоохранения, прежде всего в лабораторных и эпидемиологических службах в странах восточной части Европейского региона. Такие инвестиции согласуются с межсекторальными инвестициями в целях повышения уровня безопасности здоровья, которым всячески содействует международная дипломатия с помощью, например, Конвенции о биологическом и токсинном оружии, Группы высокого уровня ООН по угрозам, вызовам и переменам или Комитета ЕС по безопасности здоровья.

Нужно продолжать сбор фактических данных и применять их на практике, чтобы активнее привлекать все секторы государственного управления, такие как сельское хозяйство, транспорт и оборона, а также заинтересованные сообщества и гражданское общество в работу по обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям и реагированию. Планы обеспечения готовности к чрезвычайным ситуациям должны включать тренировки и учения, чтобы регулярно проверять фактический уровень готовности.

Укрепление, высокая степень готовности и четкая организация возможностей по предупреждению и принятию ответных мер в случае кризисов в области здравоохранения – это юридически обязательные требования, предусмотренные в Международных медико-санитарных правилах. Оценить свои собственные системы и выявить их сильные и слабые стороны странам помогают специально разработанные инструменты оценки. Конкретным примером содействия мерам по снижению уязвимости лечебно-профилактических учреждений и сохранению их полной функциональной пригодности в период кризиса в области общественного здравоохранения является инициатива «Более безопасные больницы». Центральное место в повышении качества профилактики, раннем выявлении чрезвычайных событий и своевременной организации надлежащих мер занимают инициативы по укреплению межсекторальной координации и междисциплинарных подходов, которые необходимо еще больше усиливать во время проведения международных мероприятий, собирающих большие массы людей. Улучшение систем оповещения и ответных действий, а также обеспечение надежной готовности к чрезвычайным ситуациям может послужить стимулом к значительным улучшениям в работе системы здравоохранения и дать уникальную возможность всем заинтересованным сторонам, включая гражданское общество, осознать свое место и свои обязанности в улучшении здоровья населения.

Важной предпосылкой для содействия готовности к чрезвычайным ситуациям является надлежащее стратегическое руководство, в частности меры по обеспечению прозрачности и сотрудничества между различными секторами. Необходимо продолжать повышение прозрачности и своевременности обмена информацией внутри стран, обращая особое внимание на федеральные структуры, и между странами и ВОЗ согласно процедурам, предусмотренным Международными медико-санитарными правилами, с учетом ведущей роли национальных координаторов по ММСП.

С целью улучшения сбалансированности географической представленности технических партнеров в Европейском регионе ВОЗ будут создаваться новые партнерства, прежде всего с региональными учреждениями. Для обеспечения как наличия технических экспертов, так и культурного взаимопонимания важно более активное участие региональных учреждений в таких сетях, как, например, GOARN.

Будет укрепляться сотрудничество с институтами ЕС, такими как отдел Европейской комиссии по угрозам здоровью населения и ECDC, в частности в рамках оказания поддержки Инициативе ЕС по безопасности общественного здоровья. Это сотрудничество включает (там, где это возможно) дальнейшую разработку инструментов и процедур совместной отчетности, проведение совместных миссий и составление совместных докладов. Сотрудничество будет способствовать обмену техническим опытом и знаниями и результатами оценки рисков, а также позволит избежать противоречий между сообщениями при распространении информации о рисках.

Глобальные изменения в окружающей среде, такие как истощение озонового слоя, изменение климата, утрата биоразнообразия, рост числа природных бедствий и экстремальных погодных явлений, быстрое внедрение новых материалов и технологий, могут вызвать новые проблемы здравоохранения, усугубить уже имеющиеся и подчеркнуть слабость современных систем здравоохранения. В Европейском регионе уже ощущаются некоторые эффекты изменения климата: гибель 70 тысяч человек в период сильной жары в 2003 г. послужила предупреждением о том, что может произойти, если не будет принято никаких мер. По прогнозам, риск для здоровья в результате изменения климата еще более возрастет в будущем: речь идет о таких негативных проявлениях, как учащение периодов аномальной жары, засух, наводнений и пожаров; повышение уровня моря, что будет иметь серьезные последствия для прибрежных районов; таяние слоя вечной мерзлоты в северных районах, что поставит под угрозу их инфраструктуру и обитаемость; деградация традиционных экологических и социальных детерминант здоровья (таких как качество воздуха, качество и количество воды и пищи). Также прогнозируются изменения в географическом распределении инфекционных болезней с возможными локальными вспышками новых или вновь возникающих инфекционных болезней (таких как лихорадка денге). Многие последствия изменения климата могут ощущаться далеко за пределами тех мест, где они первоначально возникают. Они также могут порождать конфликты и борьбу за ресурсы и служить причиной миграции населения. Масштабы экономического ущерба огромны и оцениваются в пределах от 5% до 10% ВВП.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 6/2019.

 

Другие статьи по теме
Категория: Медицинское обеспечение ГО и ЧС | Добавил: ЦИПЗО (03.02.2020)
Просмотров: 38