Проверки малого бизнеса и некоторые другие вопросы государственного надзора в области ГО и ЧС
Главная » Статьи » Госнадзор и проверки

Проверки малого бизнеса и некоторые другие вопросы государственного надзора в области ГО и ЧС

Какие локальные документы по ГО и защите от ЧС должны быть у малых предприятий?

Нужно ли проводить обучение работников малых предприятий по ГО, в т.ч. вводный инструктаж и курсовое обучение?

Как проверяются малые предприятия по ГО и ЧС? На какие моменты проверяющие обращают внимание в первую очередь?

Какие меры наказания предусмотрены для руководителей малого бизнеса за нарушение требований нормативно-правовых актов по ГО и ЧС?

Можно ли оспорить решения надзирающих органов в области ГО и ЧС?

Подлежат ли проверке индивидуальные предприниматели?

Ответы на эти и другие вопросы мы дадим в ближайших номерах нашего журнала в виде соответствующих публикаций.

На вопрос «Можно ли в ближайшем будущем ожидать увеличение количество проверок малого бизнеса в области гражданской обороны, защиты от ЧС и пожарной безопасности?» отвечаем сразу. В связи с истечением с 1 января 2019 г. срока на ограничение проведения плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, установленного статьей 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" приказом МЧС России от 07.06.2018 N 245 отменен приказ МЧС России от 12.09.2016 N 492 "О запрещении проверок малого и среднего предпринимательства".

Напомним, что в соответствии с приказом МЧС России от 12.09.2016 N 492  было запрещено:

- включать в планы проведения плановых проверок субъекты малого и среднего предпринимательства[1];

- проведение внеплановых выездных проверок по контролю исполнения ранее выданных предписаний об устранении субъектами малого и среднего предпринимательства нарушений, не связанных с наличием угрозы жизни и здоровью людей;

- при поступлении жалоб и обращений, в которых содержатся сведения о наличии угрозы жизни и здоровью людей на объектах защиты, эксплуатирующихся субъектами малого и среднего предпринимательства, проводить соответствующие внеплановые выездные проверки было разрешено только по согласованию с органами прокуратуры и с участием представителей Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ".

Теперь вышеуказанные ограничения сняты. Таким образом, ответ на вопрос «Можно ли в ближайшем будущем ожидать увеличение количество проверок малого бизнеса в области гражданской обороны, защиты от ЧС и пожарной безопасности?» становится очевидным. Несмотря на дополнительную нагрузку для малых предприятий, редакция журнала считает принятое решение об устранении ограничений на проверки малого бизнеса органами МЧС России обоснованными. Вспомним многочисленные пожары, в том числе с человеческими жертвами, в торговых центрах нашей страны в результате грубых нарушений требований пожарной безопасности. Многие собственники торговых помещений и арендодатели принадлежали именно к малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям, оказавшихся фактически вне контроля надзирающих органов в результате моратория на проверки. Однако насколько эффективными будут проверки малых предприятий именно в области ГО и не превратятся ли они в формальную процедуру, покажет время. Редакция журнала будет отслеживать ситуацию с проверками и оперативно информировать наших читателей о возникающих проблемах. Понятно, что проверки – не самые приятные моменты в деятельности ответственных за ГО в своих организациях, поэтому знание принципов государственного надзора и организации проверок, а также прав, обязанностей и ответственности проверяющих и проверяемых поможет построить более конструктивный диалог с представителями госнадзора.

Напомним нашим читателям, что за последнее время значительно обновилась нормативно-правовая и методическая база, направленная на упорядочение проверок органами МЧС России на основе риск-ориентированного подхода. Приняты и актуализированы следующие документы:

- Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 N 305 (ред. от 22.07.2017) "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018);

- методические рекомендации по организации проведения проверок в области гражданской обороны в отношении субъектов надзора (утв. МЧС России 10.01.2016 N 2-4-71-2-28);

- методические рекомендации по организации проведения проверок в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в отношении субъектов надзора (утв. МЧС России 10.01.2016 N 2-4-71-3-28);

- методические рекомендации (примерные) по организации и проведению проверок органами регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. МЧС России 21.06.2016 N 2-4-71-36-19);

- приказ МЧС России от 27.02.2018 N 78 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны";

- приказ МЧС России от 27.02.2018 N 77 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

- обзор правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России. Ответы на наиболее актуальные вопросы организации и осуществления надзорной деятельности МЧС России» (утв. МЧС России).[2]

Основные положения вышеуказанных документов нашли отражение в публикациях нашего журнала. Повторим, что основным вектором развития надзорной деятельности на современном этапе стало снижение административного давления и финансовых издержек при неуклонном исполнении требований нормативно-правовых актов в области ГО и защиты от ЧС, т.е. повышение эффективности контроля как важнейшей функции управления гражданской обороной. Выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности. Другими словами, проверять в первую очередь нужно именно те организации, которые сами по себе представляют потенциальную опасность или от которых зависит состояние системы ГО и защиты от ЧС на территории. Направлять все силы на максимальный контроль всех без исключения объектов нецелесообразно и неэффективно, т.е. речь идет об установлении приоритетов в надзорной деятельности.

Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами обязательных требований, а к определенной категории риска – также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

Обращаем Ваше внимание, что МЧС России разработан электронный сервис, позволяющий учреждениям и организациям определять присвоенную им категорию риска по трем видам надзора, а также периодичность проведения плановых проверок. Онлайн-калькулятор доступен на официальном сайте министерства в разделе "Профилактическая работа и надзорная деятельность".

Теперь юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся собственниками объектов защиты, могут самостоятельно узнать присвоенную им категорию риска по всем видам надзорной деятельности: федеральный государственный пожарный надзор, государственный надзор в области гражданской обороны и федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Для этого необходимо ответить на несколько вопросов. Например, уточнить параметры по функциональному назначению, высоте здания или количеству людей с одновременным пребыванием в учреждении.

Разработка подобного сервиса обусловлена возросшей популярностью обращений в МЧС России по предоставлению сведений о принадлежности к категориям риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. За последний год в территориальные органы чрезвычайного ведомства таких заявлений поступило несколько тысяч. Всего же в Российской Федерации насчитывается около 3 миллионов объектов защиты, подконтрольных МЧС России. При этом к категории высокого риска отнесено свыше 125 тысяч.

Кроме этого, онлайн-калькулятор по итогам определения категории риска предложит пройти самопроверку на соблюдение требований в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС на объекте защиты, так называемый "чек-лист".

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 07.06.2019 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Код публикации: 18.10.

 

 

[1] За исключением определенных в постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью.

[2] С полными текстами указанных нормативных актов Вы можете ознакомиться на сайте редакции http://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф.

Другие статьи по теме
Категория: Госнадзор и проверки | Добавил: ЦИПЗО (07.06.2019)
Просмотров: 71