Обобщение правоприменительной практики органов государственного надзора МЧС России в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций пр
Главная » Статьи » Госнадзор и проверки

Обобщение правоприменительной практики органов государственного надзора МЧС России в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций пр

Надзорными органами МЧС России 2017 г. в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций запланировано 1235 проверок (2016 г. – 2619, уменьшение в 2,1 раза).

Всего проведено 1943 проверки (2016 г. – 4364, уменьшение в 2,2 раза), из них:

1215 – плановых (2016 г. – 2558, уменьшение на 52,5%);

728 – внеплановых (2016 г. – 1806, уменьшение в 2,4 раза).

Внеплановые проверки проводились в соответствии со следующими основаниями:

- по проверке исполнения ранее выданных предписаний – 714 проверка;

- по заявлениям и обращениям граждан, организаций и органов власти, информации из СМИ – 6 проверок;

- по требованиям органов прокуратуры – 2 проверка.

По результатам надзорных мероприятий вручено 594 предписания по устранению выявленных нарушений требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (2016 г. – 1497, уменьшение в 2,5 раза).

В ходе проведенных проверок выявлено 2308 нарушений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (2016 г. – 7312, уменьшение на 68,4%), из них:

1523 – по результатам плановых проверок (2016 г. – 5055, уменьшение на 69,8%);

785 – по результатам внеплановых проверок (2016 г. – 2257, уменьшение на 65,2%).

Типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выявляемыми в 2017 году должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, стали:

1. ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ И СРЕДСТВ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ:

- не создан координационный орган единой системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности);

- отсутствие утвержденных положений об органах управления РСЧС;

- должностные лица органов управления объектовых звеньев РСЧС не прошли соответствующую подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

2. ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ РЕЗЕРВОВ ФИНАНСОВЫХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ:

- отсутствие номенклатуры и требуемого объема резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- отсутствие резервов финансовых ресурсов;

- не обеспечено создание, хранение и восполнение указанных резервов.

3 ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ОРГАНИЗАЦИЙ, НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ:

- нарушение сроков обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получения дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций (в течение первого года работы);

- нарушение сроков повышение квалификации соответствующих должностных лиц;

- не проводятся учения и тренировки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций органами власти и организациями.

4. ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ:

- отсутствие в плане некоторых разделов, либо отступление от структуры (образца) плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее – план ЛРН);

- не откорректирован план ЛРН по истечении сроков;

- план ЛРН не согласован с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и/или их территориальными органами, комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов РФ и другими организациями в соответствии с их компетенцией.

Средний показатель по РФ в части устранения нарушений требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций составил 78,6% (2016 г. – 82,0%, уменьшение на 4,1%).

По результатам надзорных мероприятий в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) составлено 745 протоколов об административных правонарушениях (2016 г. – 1576, уменьшение на 52,7%), в том числе:

по ст. 20.6 КоАП РФ (невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций) – 373 протокола (2016 г. – 850, уменьшение на 56,1%).

В отношение должностных лиц составлено 427 протоколов (2016 г. – 612, уменьшение на 33,2%) и 318 протоколов в отношении юридических лиц (2016 г. – 238, увеличение на 33,6%).

К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 512 лиц (2016 г. – 1067, уменьшение на 52%), в том числе:

288 должностных лиц (2016 г. – 691, уменьшение на 58,3%) и 224 юридических лица (2016 г. – 376, уменьшение на 40,4%).

Количество постановлений о прекращении производства по делам об административных правонарушениях составило 51 (2016 г. – 98, уменьшение на 47,9%), из них по ст. 20.6 КоАП РФ – 31 постановление (2016 г. – 59, уменьшение на 47,4%).

Всего сумма наложенных штрафов составила 7633,299 тыс. руб. (2016 г. – 17677,1 тыс. руб., уменьшение на 56,8%), из них:

- на должностных лиц – 1343,374 тыс. руб. (2016 г. – 4497,1 тыс. руб., уменьшение на 70,1%);

- на юридических лиц – 6289,925 тыс. руб. (2016 г. – 13180,0 тыс. руб., уменьшение на 52,3%).

В 2017 году в надзорные органы, осуществляющие федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, поступило 2 представления прокуратуры об устранении нарушений требований действующего законодательства (2016 г. – 2, стабильно). Иных контрольные мероприятия не проводились.

Ниже представлены наиболее часто задаваемые вопросы подконтрольных объектов при организации и осуществления федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

При отмене или приостановлении административного производства влечет ли эта отмена автоматическую отмену предписания должностного лица, если указанные в отмененном или приостановленном административном протоколе и предписании одни и те же нарушения?

Прекращение производства по делу об административном правонарушении не влечет автоматическую отмену выданного предписания и наоборот, так как в рамках административного делопроизводства субъект привлекается за виновносовершенное им противоправное деяние в установленной законодательством РФ сфере деятельности.

Указанные вопросы регулируются различными нормативными правовыми актами РФ. Обжалование выданного предписания, не соответствующего закону или иным правовым актам и нарушающего гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, производится отдельно в порядке гражданского судопроизводства, как ненормативного правового акта государственного органа. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

 

Необходимо ли разрабатывать план ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов для организации являющейся перевозчиком нефти?

Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для РФ организационно-правовые нормы в названной области, установлено, что планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций (статья 7). В обязанности организаций вменено планировать необходимые меры в области защиты работников организаций и производственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций (статья 14).

В силу статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организации, эксплуатирующие опасный производственный объект, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. Подпунктом "в" пункта 1 Приложения 1 к категории опасных производственных объектов отнесены объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются горючие вещества – жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Согласно Положению о МЧС России, утвержденному Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868, МЧС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по нормативно-правовому регулированию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пункт 2 Правил разработки и согласования планов по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ (далее – Правила), утвержденных Приказом МЧС России от 28 декабря 2004 года N 621, предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (далее – ЧС(Н)), а также определяют порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее – Планы) и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении ЧС(Н) (далее – Календарные планы) для функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) и организаций независимо от форм собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, включая администрацию портов (далее – организации).

В соответствии с пунктом 6 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 N 613, планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на региональном уровне разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, МЧС России определяет требования к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ.

Исходя из положений приведенных нормативных правовых норм, взаимосвязанных положений пунктов 1 и 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 года N 240, организаций, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов, деятельность которых связана с эксплуатацией опасных производственных объектов, указанных в подпункте "в" пункта 1 Приложения N 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ, обязаны иметь план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке.

 

Необходимо ли предприятию, расположенному в зоне опасного химического заражения при аварии химически-опасном объекте (выброс-аммиака) обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты органов дыхания и средствами медицинской защиты?

Согласно п. 6 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ), утвержденного приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543, обеспечению средствами индивидуальной защиты (СИЗ) подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон: защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.

В соответствии с п. 7, 9 названного Положения обеспечение населения СИЗ осуществляется: федеральными органами исполнительной власти – работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении; органами исполнительной власти субъектов РФ – работников этих органов, работников органов местного самоуправления и организаций, находящихся в их ведении соответственно, а также неработающего населения соответствующего субъекта РФ, проживающего на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения; организациями – работников этих организаций. Накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется для населения, проживающего на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения:

- для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон возможного химического заражения, – СИЗ органов дыхания, из расчета на 100% их общей численности. Количество запасов (резервов) противогазов фильтрующих увеличивается на 5% от их потребности для обеспечения подбора по размерам и замены неисправных;

- для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного загрязнения, – респираторы из расчета на 100% их общей численности;

- для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения, – медицинские средства индивидуальной защиты из расчета на 30% от их общей численности.

 

Необходимо ли создавать нештатные аварийно-спасательные формирования в организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты 1, 2 классов опасности в целях ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ?

Пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее – Закон N 151-ФЗ) установлено, что нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством РФ, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

В силу статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Пунктом 4 Приложения к приказу МЧС России от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

 

Обязана ли организация создавать резервы материальных ресурсов?

В пункте "ж" статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ установлено, что организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В пункте 3 Порядка N 1340 указано, что для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются объектовые резервы материальных ресурсов решением администраций предприятий, учреждений и организаций.

 

Дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам по соблюдению требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1. Обеспечить всестороннее и полновесное функционирование все звеньев, органов управления, функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

2. Поддерживать в постоянной готовности сил и средств единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций к реагированию на угрозу возникновения или возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3. Обратить особое внимание на принимаемые нормативные правовые акты, актуализирующие обязательные требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Руководство по соблюдению обязательных требований

Согласно постановлениям Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты" (в редакции постановления Правительства РФ от 02.03.2017 N 245) и от 22.07.2017 N 864 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля" федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.

В этой связи, внесены соответствующие изменения в Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1418.

Указанным Положением предусмотрены критерии отнесения к категориям риска поднадзорных объектов, критерии по изменению (повышению/понижению) присвоенных ранее объектам надзора категорий риска, а также обязательность применения проверочных листов при осуществлении указанных надзорных функций.

Так, плановые проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются исключительно в отношении:

- организаций, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если эти юридические лица (их структурные подразделения) и индивидуальные предприниматели или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих критически важные объекты.

Работа по распределению подконтрольных субъектов надзора по категориям риска (с учетом предусмотренных законодательством РФ сроков составления планов плановых проверок на 2018 год) завершена 31.12.2017.

Для приведения в соответствии с действующим законодательством вносятся необходимые изменения в Административный регламент МЧС России исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденный приказом МЧС России от 14.06.2016 N 323.

Также в соответствии с постановлением Правительства РФ принято постановление от 22.07.2017 N 864 установлена обязательность применения проверочных листов при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Организована подготовка проекта приказа МЧС России, утверждающего форму проверочного листа и список контрольных вопросов, отражающих содержание обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предъявляемых в ходе проведения плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Совместно с Минэкономразвития России, Общественно-деловым советом по основному направлению стратегического развития РФ "Реформа контрольно-надзорной деятельности", Экспертным советом приоритетной программы по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности", Аналитическим центром "ФОРУМ" в соответствии с Паспортом приоритетного проекта "Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" подготовлены показатели результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно Основным направлениям разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 17.05.2016 N 934-р, разработаны и утверждены приказом МЧС России от 18.12.2017 N 576 показатели для федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с Перечнем поручений по итогам совещания Президента РФ с членами Правительства РФ 27 сентября 2017 г. от 18.10.2017 N Пр-2107 и Перечнем поручений по итогам совещания Президента РФ с членами Правительства РФ 22 июня 2017 г. от 09.07.2017 N Пр-1329 организована работа по внесению изменений в Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" в части наделения МЧС России полномочием по контролю за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в части подготовки документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, и доведения средств из указанного фонда до граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.

Контроль планируется осуществлять в рамках федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с чем подготовлены изменения в постановление Правительства РФ от 24.12.2015 N 1418 "О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Кроме того в целях установления возможности применения мер административного воздействия в отношении должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления предлагается дополнить статью 20.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях частью 3, устанавливающей новый состав административного правонарушения в части невыполнения предусмотренных законодательством обязанностей по подготовке и восстановлению документов, необходимых для получения помощи гражданами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, и соответствующие санкции.

Установленным порядком проекты проходят процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В целях совершенствования вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций разработан проект постановления Правительства РФ "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ", направленный на снижение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты.

Предусматривается внесение изменений в Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 N 240, и Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 N 613, в части исключения избыточного обязательного требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, касающегося согласования с МЧС России и его территориальными органами планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

Проект постановления в установленном порядке проходит процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Одновременно, в субъектах РФ с учетом специфики возможных рисков разработаны и размещены на официальных интернет-порталах главных управлений МЧС России по субъектам РФ типовые программы профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, обеспечения безопасности на водных объектах.

Дальнейшая работа по внедрению новых форм и методов работы осуществляется в том числе с учетом реализации приоритетного проекта "Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности".

В текущем году ряд нормативных правовых актов приведен в соответствии с действующим законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и тем самым конкретизированы обязательные требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" раскрыта область применения органов повседневного управления РСЧС, расширен их перечень.

Кроме того, определены органы, обеспечивающие координацию деятельности органов повседневного управления единой системы и гражданской обороны, организацию информационного взаимодействия, а также осуществление мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также уточнены основные мероприятия, проводимые органами управления и силами РСЧС.

Ниже представлены обобщенные сведения с руководством по соблюдению обязательных требований по наиболее часто задаваемым вопросам подконтрольными субъектами, установленными в ходе анализа правоприменительной практики.

 

ОТВЕТЫ НА АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ С РУКОВОДСТВОМ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

 

Какие объекты, расположенные на территории города, попадающие в зону химического заражения, являются объектами надзорной деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на территории?

В соответствии с пунктом 4 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденного приказом МЧС России от 14.06.2016 N 323, объектами федерального государственного надзора являются:

- федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации и организации, создающие функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- органы исполнительной власти субъектов РФ;

- организации, входящие в состав функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- организации, эксплуатирующие критически важные объекты и (или) потенциально опасные объекты.

Кроме того, указанный подход планируется закрепить в Положении о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденном постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1418, в качестве модели применения риск-ориентированного подхода в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

На основании чего определяются номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций?

Номенклатура и объем создаваемых запасов определяются создающими их органами, организациями исходя из:

- возможного характера военных действий на территории РФ (возможный характер военных действий с применением ядерного, химического, биологического и других видов оружия на территории РФ доводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до создающих их органов, организаций в части касающейся);

- величины вероятного ущерба объектам экономики и инфраструктуры от ведения военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- потребности в запасах в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов РФ и муниципальных образований;

- норм минимально необходимой достаточности запасов;

- природных, экономических и иных особенностей территорий.

При этом должно учитываться и планируемое к эвакуации на данную территорию население из другого региона (регионов).

Рекомендуемые номенклатуры создаваемых резервов определены в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Методическими рекомендациями по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.

 

Кто устанавливает полномочия организаций по выполнению обязанностей в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на территории?

Полномочия и обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ.

 

Каким образом осуществляется планирование направления на обучение должностных лиц, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на территории?

Планирование обучения уполномоченных должностных лиц на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется руководителем организации в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также приказами МЧС России от 19.01.2004 N 19 "Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ и на курсах гражданской обороны муниципальных образований" и от 13.11.2006 N 646 "Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ и на курсах гражданской обороны муниципальных образований".

 

Какие критерии планируется использовать по изменению (повышению/понижению) присвоенных ранее объектам надзора категорий риска?

В целях принятия решения об изменении (повышении/понижении) присвоенных ранее объектам надзора категорий риска планируется руководствоваться сведениями о выявленных нарушениях при последней плановой проверке объекта надзора, а также фактов возникновения на территории субъектов РФ или поднадзорных организаций чрезвычайных ситуаций регионального, межрегионального или федерального характера за последние 5 лет.

 

Необходимо ли пройти установочный курс обучения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям или на курсах гражданской обороны муниципального образования руководителю организации, председателю комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации, члены комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации?

Согласно пункту "в" статьи 14 Закона N 68-ФЗ организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.

Исходя из положений статьи 20 Закона N 68-ФЗ руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.

Пунктом 2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением N 547 (далее – Положение N 547) установлено, что подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются – чрезвычайные ситуации) организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность), а также по месту жительства.

Из подпунктов "г" и "е" пункта 2 Положения N 547 следует, что подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят: руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций; председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций (далее именуются – председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям).

Таким образом необходимо пройти курс обучения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям или на курсах гражданской обороны муниципального образования руководителю организации, председателю комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации, члены комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

 

Анализ практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов, связанной с применением обязательных требований

АО "Усть-Луга Ойл" обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания N 3/4/1-7 от 30.03.2016, вынесенного Главным управлением МЧС России по Ленинградской области по результатам плановой проверки, в части касающейся оснащения склада нефтепродуктов объемом хранения более 20 тыс. тонн структурированной системой мониторинга и управления инженерными системами зданий сооружений (далее – СМИС).

В своем пояснении заявитель поясняет, что невозможно выполнить данный пункт, так как МЧС России не выдало технические условия.

Ответ. Исходя из положительного заключения государственной экспертизы N 270-11/ГГЭ-7338/02, такие технические условия должны выдаваться единой дежурно-диспетчерской службой (ЕДДС) Ленинградской области, а не МЧС России. Так же в этом заключении указано, что проектной документацией на полное развитие предусмотрено оснащения объекта СМИС в соответствии с ГОСТ Р 22.1.12-2005 для мониторинга в режиме реального времени критически важных параметров систем с целью обеспечения безопасности персонала проектируемого объекта, а также для информирования в режиме реального времени ЕДДС Ленинградской области о предаварийном, аварийном состоянии инженерных систем, терактов, пожаре и пр.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования обеспечивается посредством соблюдения требований стандартов и сводов правил, применяемых на обязательной и добровольной основе или требований специальных технических условий.

Проектная документация опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов в соответствии с п. 6.4 СП 165.1325800.2014 "Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне" должна содержать проектные решения по оснащению указанных объектов СМИС, предусмотренные ГОСТ Р 22.1.12-2005.

СП 165.1325800.2014 включено в перечень, утвержденный приказом Росстандарта России от 30.03.2015 года N 365 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

В соответствии с п. 4.3 ГОСТ Р 22.1.12-2005 СМИС строится на базе программно-технических средств, осуществляемых автоматический мониторинг дестабилизирующих факторов природного и техногенного характера и обеспечивающих передачу информацию в органы повседневного управления РСЧС об угрозе и факте возникновения аварии, ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами.

В соответствии с п. 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" органами повседневного управления единой системы на объектовом уровне являются дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов) в (в данном случае ДДС ОАО "Усть-Луга Ойл").

В соответствии с п. 4.8 ГОСТ Р 22.1.12-2005 органы повседневного управления РСЧС (дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов) части обеспечения безопасности объектов должны получать от СМИС объекта информацию о прогнозе или возникновении ЧС, т.ч. вызванной террористическим актом.

На основании вышеизложенного, ОАО "Усть-Луга Ойл" имело возможность разработать установленным законодательством РФ порядком сопряжение СМИС объекта с дежурно-диспетчерской службой организации (объекта), что заявителем не было сделано.

Тем не менее решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2016 года (дело N А56-45216/2016) предписание, в части касающейся установки СМИС на объекте признано незаконным, в связи с тем, что в данный момент техническая возможность автоматической передачи данных в ЕДДС Ленинградской области отсутствуют. Суд так же обосновывает свое решение тем, что ГОСТ Р 22.1.12-2005 не включен в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ и указывает на то, что одним из элементов законности предписания является его исполнимость, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность и доказательства наличия у ОАО "Усть-Луга Ойл" возможности выполнить оспариваемое предписание является обязанностью административного органа.

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 07.06.2019 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Код публикации: 18.12.

 

Другие статьи по теме
Категория: Госнадзор и проверки | Добавил: ЦИПЗО (07.06.2019)
Просмотров: 104