Новое в надзоре по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Главная » Статьи » Госнадзор и проверки

Новое в надзоре по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Федеральный государственный надзор в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляет МЧС России и его территориальные органы.

В последние три года законодательство о надзоре претерпело ряд серьезных изменений. Прежде всего, следует упомянуть введение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)[1]. Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного надзора, при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

В целях применения риск-ориентированного подхода в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организации были отнесены к различным категориям риска. В области гражданской обороны организации подразделяются на четыре категории риска: высокого, значительного, среднего низкого[2], - а в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций – к трем категориям: высокого, значительного и низкого[3].

Критерии отнесения организаций к определенной категории риска при осуществлении надзора в области гражданской обороны:

а) к категории высокого риска:

- деятельность организаций отнесенных в установленном порядке к категории особой важности по гражданской обороне;

- деятельность организаций эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

- деятельность организаций эксплуатирующих критически важные объекты;

- деятельность организаций оборонно-промышленного комплекса;

б) к категории значительного риска - деятельность организаций, отнесенных в установленном порядке к 1 категории по гражданской обороне;

в) к категории среднего риска:

- деятельность организаций, отнесенных в установленном порядке ко 2 категории по гражданской обороне;

- деятельность организаций, имеющих на своем балансе защитные сооружения гражданской обороны;

г) к категории низкого риска - деятельность иных организаций.

Критерии отнесения организаций к определенной категории риска при осуществлении надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций:

а) к категории высокого риска:

- деятельность организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

- деятельность организаций, эксплуатирующих критически важные объекты;

- деятельность уполномоченных организаций, создающих в установленном порядке функциональные подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

б) к категории значительного риска – организации (их структурные подразделения) включенные (входящие) в установленном порядке в состав сил функциональных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) к категории низкого риска - деятельность иных организаций.

На что же сегодня влияют категории риска? В соответствии с нормативно-правовыми актами категории риска влияет на периодичность плановых проверок, при чем, в организациях, деятельность которых отнесена к низкой категории риска, плановые проверки не проводятся. Для организаций, деятельность которых отнесена к категории высокого риска плановые проверки будут проводиться один раз в 2 года, к категории значительного риска - один раз в 3 года, к категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет.

Организации, деятельность которых отнесена к одной из категорий риска, вправе подать в установленном порядке в территориальный орган МЧС России, осуществляющий государственный надзор, заявление об изменении ранее присвоенной ему категории риска.

Однако, категория может измениться и по другим основаниям.

Категория может быть понижена на одну ступень: была высокого риска стала значительного риска, была значительного риска стала среднего риска, была среднего риска, а стала низкого риска. Как Вы уже догадались, это может быть только тогда, когда выполняются все необходимые требования и мероприятия в области гражданской обороны и в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Таким критерием является отсутствие вступившего в законную силу постановления суда о назначении административного наказания организации и (или) ее должностных лиц и выявленного при последней плановой проверке.

Для того, чтобы была понижена категория риска для организации в области гражданской обороны необходимо отсутствие административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП). Статья 20.7 КоАП предусматривается наказание за невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны и содержит две части:

- невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны;

- невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий[4].

Для того, чтобы была понижена категория риска для организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций необходимо отсутствие административного правонарушения, предусмотренного статьями 20.5, 20.6 КоАП.

Статья 20.5 КоАП предусматривается наказание за невыполнение требований режима чрезвычайного положения, статья 20.6 КоАП - невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

- невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения;

- непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Раз категория риска для организации может быть понижена, она может быть и повышена. Во-первых, по тем же основаниям, что и понижена, но количество оснований для повышения категории риска гораздо больше.

Основаниями для повышения категории риска организации при проведении мероприятий по надзору как в области гражданской обороны, так в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является наличие вступившего в законную силу постановления суда о назначении административного наказания организации и (или) ее должностным лицам, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.5.1, 19.6, 19.7 КоАП.

Назначение административного наказания организации и (или) ее должностным лицам по указанным выше статьям КоАП назначается за:

- неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (ч. 1 ст. 19.4 КоАП ),

- невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (ч. 1 ст. 19.5 КоАП),

- неисполнение решения сформированного по решению Президента Российской Федерации на федеральном уровне коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, которое принято в пределах компетенции указанного коллегиального органа (ст. 19.5.1 КоАП),

- непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст.19.6 КоАП),

- непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный надзор сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7 КоАП).

Кроме того, еще одним основанием для повышения категории риска организации при проведении мероприятий по надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (ст. 9.19 КоАП).

Таким образом, в современном законодательстве, регламентирующим деятельность в области надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусматривается гибкий подход к планированию проверок надзорными органами.

 

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 02.09.2018 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Код публикации: 18.05.

 

 

[1] Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 27.11.2017 № 332-ФЗ) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

[2] Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 305 (ред. 22.07.2017 № 864) «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны».

[3] Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 № 1418 (ред. 22.07.2017 № 864) «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

[4] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.02.2018 № 13-ФЗ).

Другие статьи по теме
Категория: Госнадзор и проверки | Добавил: ЦИПЗО (02.09.2018)
Просмотров: 97 | Теги: Госнадзор и проверки