Анализ правоприменительной практики как инструмент повышения эффективности надзорной деятельности МЧС России и защиты прав юридических лиц
Главная » Статьи » Госнадзор и проверки

Анализ правоприменительной практики как инструмент повышения эффективности надзорной деятельности МЧС России и защиты прав юридических лиц

МЧС России начал готовить открытые доклады по результатам обобщения правоприменительной практики органов государственного надзора МЧС России[1]. Доклады содержат статистику надзорной деятельности (количество и результаты проверок и иных мероприятий по контролю), анализ типовых нарушений обязательных требований в области гражданской обороны (ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС), ответы на наиболее актуальные вопросы организации и осуществления надзорной деятельности МЧС России. Доклады предназначены сотрудникам надзирающих органов МЧС России, руководителям и иным должностным лицам, ответственным за состояние ГО и ЧС в своих организациях. В докладах представлены ответы на актуальные и наиболее часто встречающиеся вопросы в области ГО и ЧС, а также пожарной безопасности.

Доклады готовятся в соответствии с «Порядком обобщения и анализа правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России», утв. приказом МЧС России от 25.11.2016 N 630. Указанный Порядок разработан с целью организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики по исполнению государственных функций по осуществлению федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области ГО и федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, осуществляемых органами надзорной деятельности МЧС России.

Основной целью анализа правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России является совершенствование надзорной деятельности МЧС России, своевременное выявление и устранение нарушений обязательных требований в области ГО и защиты от ЧС, а также защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля.

Основными нормативно-правовыми актами при организации анализа правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России являются:

- приказ МЧС России от 25.11.2016 N 630 "Об утверждении Порядка обобщения и анализа правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России";

- приказ МЧС России от 14.06.2017 N 254 "Об организации публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органов надзорной деятельности МЧС России".

В соответствии приказом МЧС России от 25.11.2016 N 630 целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

- обеспечение единообразия практики применения органами надзорной деятельности МЧС России федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области пожарной безопасности, ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее – обязательные требования);

- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике органов надзорной деятельности МЧС России путем их доведения до сведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – объекты государственного надзора);

- совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований и контрольно-надзорных функций;

- повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;

- выработка путей по минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органов надзорной деятельности МЧС России, позволяющих соблюдать периодичность плановых и внеплановых проверок объектов государственного надзора.

Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

- выявление проблемных вопросов применения органами надзорной деятельности МЧС России обязательных требований;

- выработка оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики с привлечением заинтересованных лиц и их реализация;

- выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;

- выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;

- подготовка предложений по совершенствованию законодательства;

- выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения;

- выработка рекомендаций в отношении мер, которые должны применяться объектами государственного надзора в целях недопущения типичных нарушений обязательных требований;

- координация деятельности органов надзорной деятельности МЧС России.

 

Требования к содержанию и оформлению доклада по правоприменительной практике органа надзорной деятельности МЧС России, доклада с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным[2]

1. Подготовка доклада по правоприменительной практике органа надзорной деятельности МЧС России, доклада с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным (далее – доклады) осуществляется в строгом соответствии с:

- Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренными подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол от 09.09.2016 N 7);

- Методическими рекомендациями по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, одобренными подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол от 20.01.2017 N 1);

- Методическими рекомендациями по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора), одобренными проектным комитетом по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности" (протокол от 21.02.2017 N 13(2)).

2. В рамках работы над докладами, обобщаются вопросы организации и осуществления всех видов контрольно-надзорной деятельности, относящихся к компетенции МЧС России.

3. Задачами подготовки докладов являются:

- выявление проблемных вопросов организации и осуществления проверок соблюдения организациями и гражданами обязательных требований;

- выявление проблемных вопросов применения обязательных требований;

- выявление типовых нарушений обязательных требований;

- выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований;

- выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;

- выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики, в том числе реализацией профилактических мероприятий для их предупреждения;

- подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов.

4. В рамках работы с правоприменительной практикой организации и проведения государственного контроля (надзора) ("как делать нельзя") излагаются вопросы организации, проведения проверок и (или) иных мероприятий по контролю и принятия мер по их результатам в следующей последовательности:

- планирование проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- использование оснований для проведения внеплановых проверок, согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры в установленных федеральными законами случаях;

- разработка и издание распоряжений о проведении проверок, их содержания;

- выбор документарной или выездной проверки;

- исчисление и соблюдение сроков проведения проверок и их продление;

- организация и проведение иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

- соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверки;

- оформление результатов проверок и принятие мер, предусмотренных законодательством;

- квалификация административных правонарушений, допущенных юридическими лицами, их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, выявленных при осуществлении государственного контроля (надзора);

- анализ привлечения к административной ответственности юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей с учетом оценки тяжести нарушений обязательных требований;

- административное и судебное оспаривание решений, действий (бездействия) органов надзорной деятельности и его должностных лиц;

- работа с заявлениями и обращениями граждан, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям;

- анализ судебных решений по вопросам административного правоприменения и в связи с делами о пожарах.

5. В рамках работы с правоприменительной практикой соблюдения обязательных требований ("как делать нужно (можно)") излагаются вопросы соблюдения и нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в следующей последовательности:

- типичные нарушения обязательных требований и разъяснения по их соблюдению;

- меры, в том числе профилактического характера, принимаемые органами надзорной деятельности по их недопущению;

- применение обязательных требований в системной взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, иных нормативных документов;

- вопросы недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований;

- разъяснение новых требований нормативных правовых актов, меры организационного, технического и иного характера, необходимые для реализации новых требований нормативных правовых актов.

6. В качестве источников сведений для подготовки докладов используются:

- обзоры судебной практики Конституционного суда Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации;

- обзор обобщения и анализа правоприменительной практики органов надзорной деятельности;

- разъяснения МЧС России по вопросам применения законодательства Российской Федерации, ведомственных правовых актов в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), соблюдения обязательных требований;

- разъяснения, полученные от органов прокуратуры, иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением контрольно-надзорной деятельности, а также результаты:

- проверок и иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

- анализ результатов административной практики надзорных органов;

- анализ результатов обжалований действий и решений должностных лиц органов надзорной деятельности в административном и судебном порядке и иные материалы судебной практики;

- анализ применения мер прокурорского реагирования по вопросам деятельности надзорных органов;

- рассмотрения обращений граждан и организаций, в том числе содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям;

- опросов (в том числе, проводимых в сети Интернет) подконтрольных субъектов на предмет выявления случаев нарушения обязательных требований, причинения вреда охраняемым законом ценностям, а также избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.

7. По результатам обобщения практики орган надзорной деятельности МЧС России проводит распределение типовых нарушений обязательных требований, используя следующую примерную классификацию причин их возникновения:

- неясность или неоднозначность трактовки;

- отсутствие информации в публичном доступе о наличии и содержании;

- избыточность;

- дублирование;

- устаревание;

- высокий уровень издержек по соблюдению по сравнению с уровнем возможной ответственности;

- отсутствие прямой связи несоблюдения с риском причинения ущерба охраняемым законом ценностям;

- иные причины.

8. Выводы докладов должны содержать предложения по совершенствованию законодательства.

9. Проекты докладов ежеквартально не позднее 10 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным периодом:

- размещаются на интернет-сайтах главных управлений;

- направляются для созыва отзывов и предложений в общественные советы, объединения предпринимателей, научные и экспертные организации.

10. Информация о размещении проектов докладов на интернет-сайтах главных управлений ежеквартально не позднее 10 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным периодом:

- публикуется в средствах массовой информации, в том числе ведомственные для освещения этого мероприятия;

- направляется на адреса электронной почты подконтрольных субъектов, в том числе, в отношении которых проверки или иные мероприятия по контролю проведены или планируются в текущем году, при наличии информационных ресурсов, позволяющих осуществлять автоматическую рассылку (государственные информационные ресурсы, в том числе "личные кабинеты" и т.д.);

- в социальных сетях на страницах главных управлений (при наличии).

11. После обобщения поступивших вопросов, замечаний и предложений доклады утверждаются начальником главного управления и размещаются на интернет-сайте главного управления не позднее чем за две недели до публичных обсуждений.

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 15.11.2019 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Код публикации: 19.01.

 

 

[1] Редакция журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» внимательно анализирует доклады по результатам обобщения правоприменительной практики органов государственного надзора МЧС России и по их материалам готовит соответствующие публикации.

[2] Источник: приложение N 1 к Порядку организации и проведения публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, утвержденному приказом МЧС России от 14.06.2017 N 254.

Другие статьи по теме
Категория: Госнадзор и проверки | Добавил: ЦИПЗО (15.11.2019)
Просмотров: 47