Проведение учений и тренировок по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в медицинских организациях
Главная » Статьи » ГО и ЧС в здравоохранении

Проведение учений и тренировок по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в медицинских организациях

Настоящие методические рекомендации определяют порядок подготовки и проведения в организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения г. Москвы[1] (далее – организации), учений и тренировок по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Документ разработан в соответствии с федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлениями Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", приказом МЧС России от 24.04.2013 N 284 "Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах".

Главной задачей подготовки руководящего состава, органов управления гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее – органы управления ГОЧС)[2], эвакуационной комиссии, комиссии по повышению устойчивости функционирования, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных медицинских формирований территориальной службы медицины катастроф[3] (далее – нештатные формирования) и работников организаций является обеспечение их готовности к практическим действиям по защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее – чрезвычайные ситуации).

В зависимости от масштаба, привлекаемых категорий обучаемых, учения и тренировки по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в организациях Департамента здравоохранения города Москвы (далее – Департамент) подразделяются на:

командно-штабные учения;

штабные тренировки;

тактико-специальные учения;

комплексные учения;

объектовые тренировки.

 

Организация и проведение командно-штабных учений

Командно-штабные учения (далее – КШУ) проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток и являются основной формой совместной подготовки руководящего состава организации, органов управления ГОЧС, эвакуационной комиссии, комиссии по повышению устойчивости функционирования, руководителей нештатных формирований для отработки вопросов организации и управления мероприятиями по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Сущность обучения на КШУ заключается в действиях его участников по выполнению мероприятий, предусмотренных планом гражданской обороны и планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также возложенных на них функций в соответствии с занимаемыми должностями на фоне созданной учебной тактической обстановки. Они позволяют руководящему составу приобрести практические навыки в управлении подчиненными, правильной оценке создавшейся обстановки, принятии наиболее целесообразных решений, постановке задач исполнителям и организации их выполнения.

Основными целями КШУ являются:

совершенствование практических навыков руководящего состава и органа управления ГОЧС в организации и управлении мероприятиями по защите работников и пациентов от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях;

проверка реальности плана гражданской обороны и плана действий организации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

оценка эффективности спланированных и выполненных мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования организации при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях;

проверка состояния системы управления, связи и оповещения организации в чрезвычайных ситуациях.

Организация руководства. Руководство проведением КШУ осуществляет руководитель организации. Он несет полную ответственность за своевременную подготовку и высокое качество проведения КШУ. При подготовке определяет исходные данные, цели и задачи КШУ, осуществляет общее руководство разработкой организационных и планирующих документов, организует подготовку участников. В ходе проведения руководитель КШУ выполняет функциональные обязанности руководителя гражданской обороны организации и добивается полной и качественной отработки учебных вопросов всеми участниками. После окончания КШУ проводит разбор, в котором оценивает работу его участников, отмечает выявленные недостатки и ставит задачи по их устранению.

Для подготовки и проведения КШУ назначаются заместитель руководителя, штаб руководства и посредники.

Заместитель помогает руководителю в отработке учебных вопросов и достижения целей КШУ, анализирует работу участников, принимает участие в подготовке общего разбора, в выявлении и устранении недостатков, выработке предложений по дальнейшему совершенствованию организации и проведения КШУ.

Штаб руководства обеспечивает выполнение всех мероприятий по подготовке КШУ. Он разрабатывает соответствующие документы, осуществляет подготовку участников, пунктов управления[4], систем связи и оповещения.

Начальником штаба назначается работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны и мобилизационной работы. Он организует разработку необходимых документов, своевременно доводит их до участников, контролирует ход проведения КШУ и соблюдение мер безопасности.

Посредниками назначаются руководители структурных подразделений организации, не участвующих в КШУ. Основная задача посредников – обеспечить полную и качественную отработку всех учебных вопросов, добиться правильного решения участниками своих задач и достижения поставленных целей. До начала КШУ посредники разрабатывают частные планы работы, изучают обстановку и планирующие документы. В ходе КШУ посредники в соответствии с планом проведения создают (наращивают) обстановку, оценивают работу обучаемых, докладывают в штаб руководства о достижении целей и предложения в разбор КШУ.

Подготовка КШУ начинается не менее чем за 1-3 месяца до его начала и включает в себя:

уяснение исходных данных;

разработку и утверждение основных документов;

подготовку руководства и участников;

подготовку места проведения учения;

организацию материально-технического обеспечения.

Основными исходными данными являются тема, учебные цели, продолжительность, сроки и место проведения КШУ, этапы и учебные вопросы, состав участников, характер обстановки.

Тема КШУ определяется руководителем организации или руководителем Департамента в соответствии с Планом основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на текущий год.

Формулируя учебные цели, следует четко определить, чего необходимо добиться от обучаемых, что проверить, исследовать, научить, по каким вопросам совершенствовать знания и практические навыки. Количество учебных целей должно быть ограничено. Это позволит сосредоточить внимание на отработке главных вопросов темы КШУ.

Количество этапов, их содержание и продолжительность определяются исходя из темы и целей КШУ, а также из его продолжительности. КШУ, как правило, проводятся в 2-3 этапа. Количество учебных вопросов должно быть таким, чтобы их можно было полностью отработать в определенное время этапа.

Подготовка начинается с изучения приказа руководителя организации о подготовке и проведении КШУ.

Основным рабочим документом по подготовке является Календарный план подготовки КШУ, в котором детализируются основные пункты приказа руководителя.

Перечень учебно-методических документов (приложение 1)[5]:

приказ (распоряжение) руководителя о подготовке и проведении КШУ;

замысел с пояснительной запиской;

календарный план подготовки;

план проведения;

схема организации руководства;

план наращивания обстановки;

частные планы заместителей руководителя и посредников;

план материально-технического обеспечения.

Приказ руководителя является первичным документом при подготовке и проведении КШУ.

Приказ разрабатывается работником, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны и мобилизационной работы, подписывается руководителем организации и является основанием для подготовки и проведения КШУ.

В приказе указываются: тема и учебные цели КШУ; состав руководства, штаба руководства, обучаемых; указания по мерам безопасности; порядок финансирования, материально-технического и других видов обеспечения; порядок и сроки рассмотрения итогов КШУ.

Календарный план подготовки КШУ включает основные мероприятия по подготовке КШУ, определяет их последовательность, сроки выполнения, исполнителей и состоит из нескольких разделов.

В замысле определяется содержание решения руководителя на проведение КШУ, отражается, в какой обстановке, какими силами и средствами руководитель предусматривает достижение поставленных целей. Замысел разрабатывается, как правило, графически на схеме, плане с приложением краткой пояснительной записки, таблиц и необходимых расчетов.

План проведения КШУ является основным документом, в котором отражаются: замысел руководства по этапам и общая последовательность проведения КШУ; указываются тема и цели, состав участников, время и место проведения, этапы, их продолжительность и учебные вопросы, последовательность работы руководства, посредников, ожидаемые действия обучаемых по этапам, учебным вопросам, месту и времени.

Схема организации руководства разрабатывается (при необходимости) схематически в соответствии с исходными данными. На ней указываются руководитель КШУ, его заместитель, начальник штаба и штаб руководства, посредники, а также привлекаемые органы управления ГОЧС и нештатные формирования. На схеме отражается количественный состав руководства и посредников, наименование структурных подразделений, от которых они выделяются.

Для эффективного руководства могут разрабатываться личный план работы руководителя и частные планы работы заместителей, где конкретизируются их действия в ходе проведения КШУ.

План наращивания обстановки разрабатывается посредниками на основе плана проведения КШУ и включает: название этапов, время их проведения, учебные вопросы на этапах, содержание изменений оперативной обстановки; способ доведения изменений обстановки, время и должность лица, которому они должны доводиться.

План материально-технического обеспечения – документ, определяющий обеспечение выполнения мероприятий, предусмотренных планом проведения КШУ (разрабатывается при необходимости).

Основные рабочие документы по подготовке и проведению КШУ согласовываются с начальником штаба руководства и утверждаются руководителем КШУ.

Подготовка руководства, штаба руководства и посредников проводится как самостоятельно, так и на специально проводимых занятиях и инструктажах. В ходе подготовки изучаются требования директивных и нормативных документов, организационно-планирующие документы, пособия, материалы разборов предыдущих КШУ. Руководитель в форме групповых упражнений разыгрывает наиболее важные учебные вопросы в соответствии с планом проведения, проверяет готовность заместителей, помощников, штаба руководства и посредников к КШУ, дает указания по методике их работы.

Подготовка участников КШУ осуществляется заблаговременно на плановых занятиях в течение всего учебного года, а также на дополнительно проводимых занятиях, сборах и тренировках в ходе непосредственной подготовки к КШУ, обращая особое внимание на выполнение обучаемыми практических мероприятий и строгое соблюдение мер безопасности.

Подготовка пунктов управления, систем связи, оповещения. Накануне КШУ проверяется состояние пунктов управления, их систем жизнеобеспечения и технических средств связи, устраняются обнаруженные неисправности. При необходимости в рабочих помещениях проводится дооборудование средствами связи, оргтехникой, мебелью и другим имуществом.

Подготовка системы связи и оповещения должна обеспечить своевременное доведение до всех участников соответствующих сигналов и распоряжений, непрерывность и оперативность управления силами и средствами, а также обмен информацией между участниками. В этих целях уточняется порядок использования имеющихся средств связи, уточняется документация и организация работы.

Материально-техническое обеспечение при подготовке и проведении КШУ заключается:

в обеспечении участников необходимой техникой, автотранспортом (при необходимости), имуществом и другими материальными средствами;

в оборудовании рабочих мест (помещений) для руководства, штаба руководства и обучаемых;

в подготовке резервной системы освещения, связи и оповещения.

Материально-техническое обеспечение по указанию руководителя осуществляется должностными лицами соответствующих служб и структурных подразделений, предназначенных для этих целей. Основные мероприятия определяются в приказе о подготовке и проведении КШУ.

Контроль за ходом подготовки осуществляет руководитель лично или через своего заместителя и штаб руководства, что позволяет всесторонне оценить готовность всех участников КШУ к действиям по предназначению. Основным его содержанием является проверка выполнения указаний руководителя по подготовке, полноте и качеству проведения мероприятий, предусмотренных календарным планом подготовки КШУ.

 

Методика проведения командно-штабных учений

Отработка учебных вопросов КШУ проводится в два – три этапа. Количество этапов, их содержание и продолжительность определяются исходя из темы и целей учения.

Учебными вопросами 1 этапа могут быть:

оповещение и сбор руководящего состава, органов управления ГОЧС, личного состава эвакуационной комиссии и комиссии по повышению устойчивости функционирования, руководителей нештатных формирований;

приведение в готовность пункта управления и организация работы на нем;

приведение в готовность к использованию работниками средств коллективной и индивидуальной защиты;

проведение подготовительных мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации в чрезвычайной ситуации.

Учебными вопросами 2 этапа могут быть:

оповещение работников об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, происшедших за пределами территории организации;

организация защиты работников от воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

сбор и обобщение данных об обстановке;

оценка возможностей организации в выполнении своих функций по основному виду деятельности в условиях сложившейся обстановки;

подготовка и принятие решения руководителем по организации выполнения мероприятий по гражданской обороне в условиях сложившейся обстановки.

Учебными вопросами 3 этапа могут быть:

организация функционирования организации в условиях сложившейся обстановки при чрезвычайной ситуации;

анализ последствий возможных перебоев в работе;

готовность организации к работе в чрезвычайной ситуации и состояние работы по дальнейшему повышению устойчивости ее функционирования;

оценка эффективности проведенных мероприятий по гражданской обороне и повышению устойчивости функционирования в чрезвычайной ситуации;

оценка состояния подготовки руководящего состава, органов управления ГОЧС, нештатных формирований и работников организации к действиям в условиях чрезвычайной ситуации.

Одновременно с определением этапов и учебных вопросов проводится расчет необходимого времени для их отработки.

В ходе проведения КШУ могут выполняться практические мероприятия. Они позволяют проверить реальность планирующих документов по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и на этой основе внести в них необходимые изменения и дополнения. Практические мероприятия проводятся в ходе отработки учебных вопросов на одном из этапов в зависимости от темы и целей КШУ.

Штаб руководства направляет работу и контролирует ход КШУ, анализирует доклады должностных лиц и предварительно их оценивает, изучает разработанные документы и отданные распоряжения.

Проведение разбора (подведение итогов) является заключительной частью КШУ. Цель разбора состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа действий обучаемых подвести итоги КШУ и определить, в какой степени достигнуты поставленные учебные цели, какие выводы необходимо сделать для устранения выявленных недочетов и дальнейшего повышения готовности по выполнению мероприятий, предусмотренных планом гражданской обороны и (или) планом действий в чрезвычайных ситуациях.

Общий разбор проводит руководитель КШУ. На него привлекается весь руководящий состав, органы управления ГОЧС, командиры нештатных формирований, а также при необходимости другие участники. Для оценки действий обучаемых руководитель заслушивает краткие доклады, замечания и предложения заместителя, помощников руководителя и посредников по оценке действий обучаемых. В конце разбора руководитель оценивает проделанную работу штаба и руководства КШУ.

По итогам проведенного КШУ издается распоряжение (приказ) руководителя организации, в котором указываются недостатки в подготовке и проведении КШУ, устанавливаются сроки устранения недостатков и ответственные за их устранение, отмечаются отличившиеся. На основании итогов в соответствии с распоряжением (приказом) установленным порядком вносятся уточнения и изменения в план гражданской обороны и план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

Особенности проведения штабных тренировок

Штабные тренировки (далее – ШТ) в организациях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток и представляют собой форму обучения органов управления ГОЧС организации. Они проводятся в целях выработки у должностных лиц практических навыков в планировании и проведении мероприятий по гражданской обороне по защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях.

В зависимости от темы и поставленных целей ШТ могут быть совместными и раздельными.

Совместные ШТ проводятся с привлечением руководящего состава организации, органов управления ГОЧС, руководителей структурных подразделений, командиров нештатных формирований, членов эвакуационной комиссии и комиссии по повышению устойчивости функционирования с целью отработки взаимодействия между ними и достижения слаженности действий.

Раздельные ШТ проводятся непосредственно с органами управления ГОЧС или отдельными их подразделениями.

При совместных штабных тренировках обычно создается штаб руководства, при раздельных – в его создании нет необходимости.

Порядок подготовки ШТ аналогичен порядку подготовки КШУ. Методика проведения определяется руководителем ШТ в зависимости от состава и уровня подготовки участников и срочности отрабатываемых вопросов.

Состав участников определяется руководителем ШТ в зависимости от темы, целей и характера решаемых задач.

Проведение ШТ предусматривается в один этап с отработкой 1-2 вопросов. При отработке вопросов основной упор делается на выработку обучаемыми предложений в решения по управлению мероприятиями по гражданской обороне и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Практические мероприятия на ШТ не отрабатываются.

 

Тактико-специальные учения

Тактико-специальные учения (далее – ТСУ) продолжительностью до 8 часов проводятся со всеми нештатными формированиями организаций 1 раз в 3 года как в ходе комплексных учений и объектовых тренировок, так и самостоятельно. Часть нештатных формирований может привлекаться на командно-штабные учения, проводимые в организации.

Основные цели ТСУ:

совершенствование практических навыков руководящего состава в управлении нештатными формированиями при организации и проведении мероприятий по защите работников и пациентов от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях;

выработка у личного состава нештатных формирований практических навыков в применении специального оборудования, способов оказания первой помощи, а также использование средств защиты;

проверка готовности нештатных формирований к действиям по ликвидации последствий военных конфликтов или чрезвычайных ситуаций;

выработка у личного состава высоких морально-психологических качеств;

совершенствование организационно-штатной структуры нештатных формирований, приемов и способов их действий.

Подготовка ТСУ.

Руководителем ТСУ назначается руководитель организации или один из его заместителей. Для подготовки и проведения ТСУ назначаются заместитель руководителя, помощники (посредники) и создается штаб руководства или группа управления.

Подготовка ТСУ начинается не позднее чем за два месяца до его проведения.

В этот период разрабатываются документы для подготовки и проведения ТСУ, осуществляется подготовка участников и места проведения. Подготовка заместителя и помощников организуется руководителем и включает: изучение темы, целей, задач и плана проведения ТСУ по этапам; своих обязанностей; требований руководящих документов по обучению нештатных формирований; изучение места проведения. Основная работа проводится на учебных площадках, где изучается обстановка по этапам, условно проигрываются действия участников, посредников и групп имитации.

Подготовка личного состава нештатных формирований к ТСУ осуществляется в ходе плановых занятий. Непосредственно перед ТСУ со всем личным составом изучаются требования безопасности.

В ходе изучения места проведения руководитель совместно со своим заместителем определяет места выполнения практических работ, объемы имитации на различных этапах ТСУ.

Имитация обстановки должна быть приближенной к реальной и способствовать выработке у участников правильного представления о характере и масштабах возможных последствий военных конфликтов или чрезвычайных ситуаций. Имитируется только то, что необходимо для ТСУ. Отдельные элементы обстановки, особенно второстепенные, могут дополняться средствами обозначения (знаками, указателями). Для отработки вопросов спасения людей из-под завалов, с верхних этажей горящих зданий и других мест используются манекены. Участки заражения аварийно химически опасными веществами (АХОВ) имитируются песком, опилками или окрашенной жидкостью.

Для проведения имитации создается группа и назначается помощник руководителя по имитации. Он обязан: разработать план имитации в соответствии с замыслом и представить его руководителю для утверждения; организовать оборудование участков имитации; в ходе проведения имитации обеспечить соблюдение требований мер безопасности; по окончании привести в исходное состояние места проведения имитации, собрать (уничтожить) неиспользованные имитационные средства, доложить об этом руководителю ТСУ.

Документы (приложение 2).

Для проведения ТСУ разрабатываются следующие документы:

приказ о подготовке и проведении ТСУ;

календарный план подготовки;

план проведения;

частные планы помощников руководителя (при необходимости).

Приказ о подготовке и проведении ТСУ разрабатывается и доводится до исполнителей не позднее чем за полтора месяца до его проведения. В нем отражаются: тема и цели ТСУ; время проведения; состав обучаемых и порядок их подготовки; сроки и объем работ по подготовке мест проведения практических мероприятий, ответственные исполнители; требования безопасности. Приказ разрабатывает работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны и мобилизационной работы организации.

Календарный план подготовки ТСУ разрабатывается группой управления, где определяются: мероприятия по подготовке участников (заместителя руководителя, группы управления, командиров и личного состава нештатных формирований); ответственные лица за разработку документов; необходимый объем работ по подготовке учебных мест, учебно-материальной базы и имитации; сроки готовности.

План проведения ТСУ разрабатывается группой управления с участием командиров нештатных формирований. План определяет ход ТСУ и последовательность отработки учебных вопросов, разрабатывается текстуально и включает: тему и учебные цели; дату и время проведения; состав привлекаемых нештатных формирований; материально-техническое обеспечение; этапы ТСУ, их продолжительность и учебные вопросы; исходную тактическую обстановку. План подписывает руководитель группы управления и утверждает руководитель ТСУ.

При необходимости разрабатывается замысел проведения ТСУ с пояснительной запиской. При проведении ТСУ в составе комплексных учений и объектовых тренировок отдельный приказ и календарный план для ТСУ не разрабатываются.

Проведение ТСУ начинаются с приведения нештатных формирований в готовность. Командир нештатного формирования проводит оповещение и сбор личного состава, при этом отрабатываются мероприятия, предусмотренные планом действий организации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций или планом гражданской обороны. После сбора личный состав получает табельное имущество, экипируется и выстраивается для проверки готовности к действиям. Проводится инструктаж по мерам безопасности.

После приведения нештатного формирования в готовность руководитель ТСУ через посредника вручает командиру нештатного формирования задание, в котором указываются обстановка и задачи нештатному формированию, после чего командиру предоставляется время для уяснения полученной задачи, оценки обстановки и выработки решения на организацию действий.

По прибытии к месту проведения практических занятий командир нештатного формирования доводит до личного состава обстановку и ставит задачу на выполнение мероприятий по предназначению. В ходе ТСУ создается обстановка, позволяющая в условиях, наиболее приближенных к реальным, отрабатывать приемы и способы выполнения мероприятий по гражданской обороне и защиты от чрезвычайных ситуаций в соответствии с замыслом и предназначением нештатного формирования.

Для наращивания обстановки руководитель ТСУ доводит до обучаемых изменения в обстановке, объявляет новые вводные, организует имитацию чрезвычайных ситуаций. После выполнения практических действий личным составом нештатных формирований руководитель заслушивает доклады командиров о выполнении поставленных задач, дает указания о проверке личного состава и техники, приведении в порядок учебных мест, а также о месте и времени разбора.

Разбор является заключительной частью ТСУ, в ходе которого подводятся итоги и определяется, в какой степени достигнуты учебные цели и выполнены учебные задачи.

Разбор проводит руководитель ТСУ, который дает оценку практическим действиям обучаемых с краткой характеристикой примеров правильных решений, отмечает недостатки, указывает, на что необходимо обратить внимание в ходе дальнейшей подготовки командиров и личного состава нештатных формирований.

Положительный опыт и недостатки обобщаются и доводятся до личного состава всех нештатных формирований организации.

 

Организация и проведение комплексного учения

Комплексные учения (далее – КУ) являются наиболее объективной формой проверки готовности организации в целом к выполнению мероприятий по защите работников, пациентов и материальных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. КУ проводятся 1 раз в 3 года продолжительностью до 2 суток в медицинских организациях, имеющих более 600 коек, в других организациях – 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов. КУ планируются как завершающее мероприятие определенного этапа подготовки руководящего состава, органов управления ГОЧС, нештатных формирований и других категорий, обучаемых по соответствующим программам, включая практические занятия и тренировки.

В ходе КУ используются формы и методы подготовки, характерные для каждой группы обучаемых:

для руководящего состава, органов управления ГОЧС – это в основном методы командно-штабного учения;

для нештатных формирований – тактико-специальные учения;

для остальных категорий – практические занятия и тренировки в выполнении определенных задач, соответствующих складывающейся обстановке по замыслу учения.

Организация руководства. Руководителем КУ, как правило, назначается руководитель организации. Он отвечает за организацию, подготовку и проведение КУ.

Для подготовки и проведения КУ назначаются заместители и помощники руководителя (посредники), создается штаб руководства.

Работа руководителя, его заместителей, помощников и штаба руководства при подготовке КУ во многом идентична деятельности по подготовке КШУ и ТСУ.

В работе штаба руководства особое внимание должно быть уделено предварительной подготовке участников КУ, организации мест (точек) практических действий, имитации, пунктов управления и связи.

Количество заместителей, помощников руководителя и посредников должно быть таким, чтобы иметь возможность обучать всех участников и осуществлять контроль за их действиями. Заместители и помощники руководителя обязаны подготовить детальные частные планы своей работы, знать замысел и план проведения КУ, умело проводить розыгрыш действий обучаемых, добиваясь полной отработки учебных вопросов, и готовить материалы разбора.

Подготовка проводится под руководством руководителя КУ. Содержание и объем подготовительных мероприятий зависят от масштаба и целей КУ, уровня подготовки руководящего состава, органов управления ГОЧС, командиров нештатных формирований и всех остальных участников, а также от состояния учебно-материальной базы. Вместе с тем при разработке исходных данных для КУ и необходимых учебно-методических документов особое внимание должно быть уделено обеспечению координации действий всех групп обучаемых, структурных подразделений и нештатных формирований, а также четкости и согласованности в работе заместителей и помощников (посредников). Необходимо учитывать и характерные недостатки и упущения, имевшие место на предыдущих учениях и тренировках.

Подготовка включает: уточнение исходных данных; своевременную разработку документов; подготовку участников КУ; подготовку учебных мест и средств имитации.

Имитация и обозначение последствий чрезвычайных ситуаций – это один из основных способов приближения обучаемых к реальным условиям, создания у всех участников правильных представлений о характере и масштабах возможных разрушений и других поражений, которые могут возникнуть в результате военных конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях. Имитация должна быть управляемой и не требовать больших затрат времени и средств на ее создание. Отдельные элементы, особенно второстепенные, могут дополняться средствами обозначения (знаками, указателями). "Пострадавших" обозначают статисты. Каждый из них обязан иметь имитационный талон, в котором указывается характер и степень ранения (поражения). На участках, где отрабатывается спасение людей с верхних этажей, горящих и задымленных зданий, как правило, используются манекены. Вся эта работа возлагается на помощника по имитации, в распоряжение которого выделяется необходимое количество работников, средств связи и имитации.

Весь комплекс работ по подготовке КУ должен базироваться на мероприятиях плана гражданской обороны и плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом особенностей организации (организационно-штатной структуры, характера основного вида деятельности, территориального размещения, степени обученности работников). Подготовка к КУ осуществляется в соответствии с календарным планом.

Накануне КУ проводятся инструкторско-методические занятия со всеми его участниками, где в обязательном порядке изучаются меры безопасности, особенно на участках проведения практических занятий.

Документы (приложение 3). На основании указаний руководителя для проведения КУ разрабатываются следующие документы:

приказ руководителя о проведении КУ;

календарный план подготовки;

план проведения;

частные планы заместителей и помощников (посредников);

планы обеспечения (материально-технического, связи, имитации и другие);

инструкция по мерам безопасности.

Документы составляются кратко, четко с формулировками, исключающими различные толкования.

Приказ разрабатывается и доводится до исполнителей не менее чем за 2 месяца до начала КУ. В приказе отражаются: тема, цели и сроки КУ; место проведения; состав участников; организация управления и связи; порядок подготовки участников; материально-техническое обеспечение; порядок и сроки подготовки учебных мест (помещений, защитных сооружений, участков имитации и др.), силы и средства, выделяемые для этих целей; ответственные исполнители; мероприятия по обеспечению мер безопасности; сроки готовности.

Календарный план подготовки (приложение 1) разрабатывается штабом руководства, утверждается руководителем КУ и доводится до исполнителей не менее чем за 1,5 месяца до начала КУ. В календарном плане определяются мероприятия по подготовке КУ, определяются конкретные исполнители и сроки выполнения мероприятий. План состоит из нескольких разделов. Их количество зависит от содержания и объема подготовительных мероприятий.

План проведения КУ является основным документом, который определяет порядок и последовательность отработки учебных вопросов по этапам. План подписывается руководителем штаба руководства и утверждается руководителем КУ. В плане отражаются: тема и учебные цели для каждой категории обучаемых; время проведения и общая продолжительность КУ; состав участников; замысел; участки розыгрыша основных действий; этапы проведения и учебные вопросы, время на их отработку; содержание работы заместителя и помощников руководителя; ожидаемые действия обучаемых при отработке каждого учебного вопроса; время окончания; время место и порядок проведения разбора. Дополнительно к плану может разрабатываться график проведения КУ.

Частные планы разрабатывают заместители и помощники руководителя (посредники) текстуально с необходимыми расчетами, справочными данными, сигналами управления, сроками представления докладов. В плане могут найти отражение и другие справочные сведения, которые нужны конкретному заместителю или помощнику руководителя (посреднику).

План имитации разрабатывает помощник по имитации текстуально (при необходимости – в виде таблицы со схемой). В нем указываются места имитации, вид, методы и время имитации; силы и средства, выделяемые для этого; ответственные лица; средства связи и сигналы управления; меры по обеспечению безопасности. На схеме обозначаются места пожаров, завалов, разрушений, аварий на коммунально-энергетических сетях, нахождения "пораженных" и их количество, состояние защитных сооружений, проездов и проходов. Утверждает план руководитель КУ.

Для обеспечения мер безопасности разрабатывается специальная инструкция, содержание которой доводится до всех участников КУ, и организуется постоянный контроль за ее выполнением. В инструкции определяются ответственные за организацию и обеспечение мер безопасности, обязанности руководящего состава, а также всех участников КУ.

Проведение КУ планируется по этапам, количество и содержание которых зависят от темы, учебных целей и масштабов проводимых мероприятий. Каждый этап должен включать вопросы, которые полностью охватывали бы определенный объем задач, решаемых обучаемыми за период действий. Во всех случаях участники действуют в соответствии с мероприятиями и сроками, предусмотренными соответствующими планами и дополнительными указаниями руководителя КУ.

КУ проводятся на территории организации без прекращения основного вида деятельности. Мероприятия, требующие привлечения большого количества участников, проводятся в удобное для организации время. Личный состав нештатных формирований привлекается к выполнению только тех мероприятий, которые определены планами или непосредственно вытекают из сложившейся обстановки. Начинается КУ с приведения в готовность и ввода обучаемых в обстановку, предусматриваемую планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций или планом гражданской обороны.

Основными мероприятиями, отрабатываемыми на КУ, являются:

оповещение и сбор руководящего состава, приведение в готовность органов управления ГОЧС и нештатных формирований;

уточнение и постановка задач руководящему составу, органам управления ГОЧС, нештатным формированиям, эвакуационной комиссии, комиссии по повышению устойчивости функционирования;

проверка работоспособности пунктов управления, средств связи и оповещения;

организация выдачи средств индивидуальной защиты, их подгонка, проверка исправности, работы по изготовлению простейших средств защиты органов дыхания и кожи;

приведение в готовность защитных сооружений гражданской обороны; герметизация помещений и переоборудование подвалов и других заглубленных помещений для защиты работников и пациентов (в соответствии с темой и замыслом КУ);

оснащение нештатных формирований табельным имуществом, смотр их готовности;

проверка готовности автономных источников энергоснабжения;

проработка других инженерно-технических мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации (в соответствии с темой и замыслом КУ).

Руководитель КУ лично контролирует, чтобы учебные вопросы отрабатывались последовательно, поучительно с высокими практическими результатами. При этом оцениваются действия всех участников по сигналам оповещения, последовательность в работе руководящего состава и органов управления ГОЧС, правильность и четкость постановки задач своим подчиненным, качество выполнения мероприятий нештатными формированиями и другими участниками.

После отработки всех учебных вопросов и завершения практических мероприятий по команде (сигналу) руководителя КУ объявляется "отбой". Участники приводят в порядок учебные места, проверяют наличие имущества и возвращаются на свои рабочие места.

Разбор является заключительной частью КУ. Проводит его лично руководитель. В результате заслушивания докладов заместителей и помощников и анализа действий обучаемых определяет степень достижения учебных целей, оценивает уровень подготовки руководящего состава, органов управления ГОЧС, командиров и личного состава формирований, работников организации к действиям при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.

Обращает внимание на выявленные недостатки и упущения в ходе проведения КУ, отмечает положительные действия обучаемых.

После общего разбора заместители и помощники проводят частные разборы. На частных разборах анализируется и оценивается работа каждого обучаемого на основе общей оценки, данной руководителем, и личных наблюдений.

По результатам издается приказ, в котором дается оценка КУ, отмечаются положительные его стороны, характерные недостатки, отмечаются отличившиеся нештатные формирования, структурные подразделения и отдельные участники.

На основе приказа разрабатывается план мероприятий по устранению недостатков, вносятся необходимые изменения в план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, план гражданской обороны, план подготовки в области гражданской обороны руководящего состава и органов управления ГОЧС, программы обучения работников и нештатных формирований.

 

Объектовые тренировки

Объектовые тренировки (далее – ОТ) являются эффективной формой подготовки организаций с числом работающих менее 300 человек к действиям по защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях. По своей сути это упрощенное по мероприятиям и сокращенное по времени выполнения мероприятий КУ. В отличие от КУ на ОТ выполняются только отдельные практические мероприятия, предусмотренные планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и планом гражданской обороны. Основное внимание в ходе проведения ОТ уделяется практической отработке приемов и способов защиты работников и пациентов, а также обеспечению устойчивости функционирования организации в чрезвычайной ситуации. ОТ проводятся под руководством руководителя организации (руководителя гражданской обороны).

К участию в тренировке привлекаются: руководящий состав; органы управления ГОЧС; нештатные формирования (если они созданы); работники организации. В государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту, кроме преподавательского состава и работников привлекаются студенты.

Определяя тему и продолжительность ОТ, необходимо исходить из основного требования – обеспечить глубокую и всестороннюю проработку учебных вопросов. Перечень и объем выполняемых мероприятий должны позволить проверить на практике реальность выполнения мероприятий, заложенных в план гражданской обороны и план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации.

Подготовка и проведение ОТ осуществляются лично руководителем организации или под его контролем одним из первых заместителей с учетом организационно-штатной структуры, особенностей по основному виду деятельности организации, территориального размещения, степени обученности работников и состояния гражданской обороны.

Основанием для подготовки и проведения ОТ является приказ руководителя организации (перечень документов на ОТ – приложение 3). На основании приказа структурным подразделением (работником), уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны и мобилизационной работы, разрабатывается календарный план подготовки и план проведения ОТ.

Заместитель руководителя ОТ и посредники разрабатывают частные планы. Они составляются в произвольной форме и должны отражать порядок отработки учебных вопросов участниками ОТ и мероприятия по их всестороннему обеспечению. Командиры нештатных формирований представляют на утверждение планы проведения практических мероприятий по аналогии с планами тактико-специальных учений.

Перед началом проведения ОТ с руководящим составом и командирами нештатных формирований руководитель организации проводит инструктивное занятие, в ходе которого уточняются порядок действий, объем и последовательность выполнения мероприятий, согласовываются вопросы материально-технического обеспечения и организации взаимодействия между участниками.

ОТ проводится на территории организации с максимальным использованием имеющейся учебно-материальной базы.

При проведении ОТ работа организации по основному (уставному) виду деятельности не прекращается, а учебные вопросы, требующие привлечения максимально возможного количества работников (например, действия по сигналам оповещения, эвакуация, укрытие и другие), отрабатываются в наиболее удобное время при условии максимального сокращения потерь рабочего времени. Личный состав нештатных формирований привлекается для выполнения только тех практических мероприятий, которые определены планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и планом гражданской обороны.

В ходе ОТ могут отрабатываться следующие мероприятия:

с органами управления ГОЧС – оценка обстановки, которая может сложиться в результате чрезвычайных ситуаций, принятие решений по предотвращению, снижению ущерба и потерь при чрезвычайных ситуациях. Организация мероприятий и управление силами и средствами при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

с личным составом нештатных формирований – тактико-специальное учение с отработкой вопросов: оповещение и сбор, получение табельного имущества, средств защиты, действия при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

с работниками организаций (студентами) – действия после соответствующей информации об обстановке, быстрое и правильное применение средств индивидуальной защиты, укрытие в защитных сооружениях гражданской обороны, в отдельных случаях – эвакуация, действия при разливе (выбросе) АХОВ, оказание первой помощи и т.д.

Разбор проводит руководитель ОТ, в ходе которого анализирует действия обучаемых, отмечает отличившихся, обращает внимание на недостатки, определяет сроки их устранения. При необходимости по результатам ОТ вносятся уточнения и изменения в план гражданской обороны и план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации.

Примечание:

1. План проведения КШУ, ТСУ, ШТ, ОТ и КУ (далее – учения (тренировки) представляют на согласование:

медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях, образовательные организации, учреждения и унитарные предприятия – в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы "Научно-практический центр экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения города Москвы";

организации, деятельность которых в области гражданской обороны координируется Государственным казенным учреждением здравоохранения города Москвы "Дирекция по координации деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы" и Государственным казенным учреждением города Москвы "Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы", – в указанные учреждения.

2. План проведения учения (тренировки) представляется на согласование работником организации, уполномоченным на решение задач в области ГО и МР за 1-1,5 месяца до начала проведения. После согласования план проведения утверждает руководитель учения.

3. Отчет о проведении учения (тренировки) представляется таким же порядком, как указано в пункте 1, не позднее 10 дней после проведения.

4. Форма отчета – произвольная, в ней указываются сроки и время проведения, тема, цели, состав участников и их количество, какие вопросы отрабатывались, степень их выполнения, недостатки и мероприятия по их устранению. К отчету прилагаются копии учебно-методических документов (приказ, календарный план подготовки, план проведения, замысел, частные планы заместителей и посредников, а также фото- и видеоматериалы (при необходимости).

 

Примерный перечень тем учений и тренировок

 

Командно-штабные учения и штабные тренировки

1. Действия руководящего состава и органов управления ГОЧС по организации выполнения плановых мероприятий при переводе организации на условия работы в военное время.

2. Действия руководящего состава и органов управления ГОЧС по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при планомерном приведении в готовность гражданской обороны.

3. Действия руководящего состава и органов управления ГОЧС при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.

4. Действия руководящего состава и органов управления ГОЧС при проведении эвакуации работников и пациентов при угрозе совершения террористического акта на территории организации.

5. Действия руководящего состава и органов управления ГОЧС при проведении мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

6. Организация выдачи средств индивидуальной защиты работникам и пациентам при чрезвычайных ситуациях с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ).

7. Действия руководящего состава и органов управления ГОЧС при организации массового приема пострадавших в результате совершения террористического акта или масштабных чрезвычайных ситуаций.

8. Порядок формирования медицинского территориального нештатного аварийно-спасательного формирования (мобильного медицинского отряда).

 

Тактико-специальные учения

1. Организация и порядок работы нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. Организация работы мобильного медицинского отряда города Москвы при ликвидации медико-санитарных последствий при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

3. Приведение в готовность и порядок действия нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в условиях военных конфликтов, а также чрезвычайных ситуациях.

4. Организация работы пункта выдачи средств индивидуальной защиты.

5. Организация работы врачебно-сестринских бригад по оказанию первичной медико-санитарной помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.

 

Комплексные учения и объектовые тренировки

1. Действия руководящего состава, органов управления ГОЧС, работников организации при выполнении мероприятий по гражданской обороне при планомерном приведении в готовность гражданской обороны.

2. Организация и проведение мероприятий по гражданской обороне при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

3. Организация и проведение мероприятий по гражданской обороне при угрозе и совершении террористического акта на территории организации.

4. Работа медицинской организации при массовом поступлении пострадавших в результате крупномасштабной чрезвычайной ситуации (террористического акта).

В настоящее время с учетом специфики обстановки и реальных угроз в процессе многих учений и тренировок предусматривается отработка действий руководящего состава, органов управления ГОЧС, нештатных формирований и работников организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных террористическими акциями, взрывами, пожарами.

 

Примечание редакции.

Приложение 1 «Образцы разрабатываемых учебно-методических документов на командно-штабные учения и штабные тренировки», приложение 2 «Образцы разрабатываемых учебно-методических документов на тактико-специальные учения», приложение 3 «Образцы разрабатываемых учебно-методических документов на комплексные учения» и приложение 4 «Образцы разрабатываемых учебно-методических документов на объектовую тренировку» из-за их большого объема опубликовать в журнале не представляется возможным. Вы можете их скачать с сайта редакции http://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф  (раздел «Документы по ГО и ЧС», подраздел «Здравоохранение»).

 

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 02.09.2018 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Код публикации: 18.03.

 

 

[1] Методические рекомендации утверждены приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 30.01.2017 N 40.

[2] Органы управления гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: координационный орган управления – комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (штаб гражданской обороны); постоянно действующий орган управления – структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и мобилизационной работы; орган повседневного управления – дежурно-диспетчерская служба.

[3] Нештатные медицинские формирования территориальной службы медицины катастроф: врачебно-сестринские бригады медицинских организаций, оказывающие первичную медико-санитарную помощь; отряд специализированных бригад ГБУЗ "НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского ДЗМ"; бригады психолого-психиатрической и пролонгированной помощи ГБУЗ "Научно-практический психоневрологический центр им. З.П. Соловьева ДЗМ" и ГБУЗ "НПЦ психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ".

[4] Пункт управления – специально оборудованные помещения, оснащенные необходимыми техническими средствами связи и жизнеобеспечения и предназначенные для размещения и эффективной работы органов управления гражданской обороны организации.

[5] Это и следующие приложения из-за их большого объема опубликовать в журнале не представляется возможным. Вы можете их скачать с сайта http://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф  (раздел «Документы по ГО и ЧС», подраздел «Здравоохранение»).

Другие статьи по теме
Категория: ГО и ЧС в здравоохранении | Добавил: ЦИПЗО (23.08.2016)
Просмотров: 8768