Методические рекомендации по организации медицинской помощи населению пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий
Главная » Статьи » ГО и ЧС в здравоохранении

Методические рекомендации по организации медицинской помощи населению пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий

С 2021 года начинается выпуск специализированного ежемесячного журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в медицинских организациях».  На его страницах Вы найдете оригинальные статьи, разъяснения, методические рекомендации, инструкции, алгоритмы действий по основным направлениям деятельности, обзоры нормативно-правовых актов, образцы локальных документов, программы обучения в области ГО и ЧС и т.д. Подписчикам журнала бесплатно предоставляется информационная система «Нормативно-правовые акты и методические материалы по ГО и защите от ЧС в медицинских организациях».

Подписку также можно оформить в любом почтовом отделении через каталоги: "Пресса России" (индекс 85498), "Почта России" (индекс ПО211), а также в альтернативных агентствах подписки (Урал-Пресс, ПрессИнформ и др.)

* * *


1. Организация управления медицинской спасательной службой гражданской обороны

Управление медицинской спасательной службы гражданской обороны (далее – МССГО) состоит в деятельности руководителей МССГО и их штабов по поддержанию в постоянной готовности подчиненных органов управления, учреждений и формирований службы к работе в условиях военного времени, по организации, планированию и проведению комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению населения, пораженного при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основой управления МССГО является решение руководителя МССГО на медицинское обеспечение населения в военное время.

В решении руководителя МССГО на медицинское обеспечение населения в военное время определяется:

- порядок проведения лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

- организация кадрового обеспечения;

- организация обеспечения лекарствами и медицинской техникой;

- организация защиты работников органов управления здравоохранения, учреждений и организаций здравоохранения и больных;

- состав и порядок использования сил и средств МССГО других органов исполнительной власти и организаций;

- порядок использования сил и средств МССГО, организация взаимодействия, организация управления.

Решение руководителя МССГО на медицинское обеспечение населения в военное время оформляется графически (на карте) и текстуально (с приложением комплекта документов) в виде «Плана медицинского обеспечения населения в военное время» (далее – План).

В комплект документов Плана входят:

- схема оповещения органов управления здравоохранения и учреждений здравоохранения;

- схема управления и связи на военное время;

- документы скрытой связи;

- план взаимодействия с другими спасательными службами гражданской обороны;

- состав и задачи оперативных групп;

- расчеты, заявки, справочные и другие материалы.

План медицинского обеспечения населения РФ в военное время согласовывается с МЧС России и утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Планы медицинского обеспечения населения в военное время субъектов РФ и муниципальных образований утверждаются соответствующими руководителя гражданской обороны по согласованию с территориальными органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и руководителями вышестоящих органов управления здравоохранения.

План разрабатывается в мирное время и корректируется по мере необходимости. Руководители МССГО всех уровней осуществляют непосредственное руководство планированием медицинского обеспечения населения на военное время.

Для обеспечения устойчивого управления МССГО Минздрав России, органы управления здравоохранения субъектов РФ, городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, подготавливают в мирное время основные и запасные пункты управления в защитных сооружениях.

Пункты управления должны быть оснащены средствами связи, иметь необходимое оборудование, обеспечивающее нормальные условия работы личного состава штабов МССГО.

Эффективность управления МССГО в военное время обеспечивается уровнем подготовки личного состава органов управления службой, организацией системы связи, состоянием пунктов управления, непрерывным сбором и анализом данных об обстановке, своевременным принятием решений на медицинское обеспечение населения и доведением задач осуществлением постоянного контроля за исполнением отданных распоряжений.

Для координации деятельности учреждений и формирований МССГО, выполняющих задачи по оказанию первой помощи населению, пораженному при ведении военных действий или вследствие военных действий, по проведению противоэпидемических и профилактических мероприятий в условиях чрезвычайных санитарно-эпидемиологических ситуаций или при угрозе их возникновения, а также для поддержания связи и взаимодействия с органами исполнительной власти создаются оперативные группы.

В состав оперативных групп включаются, как правило, специалисты органов управления здравоохранения, хорошо подготовленные к выполнению задач.

Конкретные задачи, состав и оснащение оперативных групп, а также порядок обеспечения их транспортными средствами определяются соответствующими руководителями МССГО.

Организация работы штабов МССГО, порядок представления донесений определяются соответствующими руководящими документами Минздрава и МЧС России.

Для обеспечения непрерывности управления МССГО, на случай выхода из строя штаба службы, приказами руководителей органов управления здравоохранения субъектов РФ, городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, назначаются соответствующие штабы-дублеры, которые обеспечиваются необходимыми для управления документами, разработанными основными штабами.

Руководители МССГО субъектов РФ, муниципальных образований и организаций ежегодно представляют по подчиненности доклады о состоянии службы.

 

2. Полномочия руководителей медицинской спасательной службы гражданской обороны

На руководителя федеральной МССГО возлагается:

- руководство федеральной медицинской спасательной службы гражданской обороны в военное время;

- руководство разработкой нормативных актов по организации медицинского обеспечения населения в военное время и подготовке службы к выполнению задач и контроль за их выполнением;

- руководство разработкой Плана медицинского обеспечения населения в военное время;

- руководство научной разработки проблем медицинского обеспечения населения в военное время;

- контроль за созданием запасов имущества мобилизационного резерва для МССГО;

- организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение и повышение устойчивого функционирования учреждений здравоохранения в военное время;

- контроль за поддержанием пунктов управления федеральной МССГО в постоянной готовности;

- руководство и контроль специальной подготовки работников органов управления и учреждений здравоохранения по вопросам организации медицинского обеспечения населения в военное время;

- организация контроля за состоянием подготовки здравоохранения субъектов РФ к работе в условиях военного времени;

- организация взаимодействия службы с другими службами гражданской обороны по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время;

- координация деятельности структурных подразделений Министерства здравоохранения РФ по разработке и изданию нормативных правовых актов, учебно-методических пособий учебных программ по МССГО.

На руководителя МССГО субъекта РФ возлагается:

- руководство разработкой плана медицинского обеспечения населения субъекта РФ в военное время;

- организация и проведение мероприятий по увеличению коечного фонда учреждений здравоохранения субъекта РФ, созданию органов управления, учреждений и формирований МССГО на военное время;

- организация и контроль за подготовкой штабов, учреждений и формирований медицинской МССГО к работе в военное время;

- контроль за поддержанием пунктов управления МССГО в постоянной готовности;

- руководство и контроль за специальной подготовкой работников органов управления здравоохранения и учреждений здравоохранения по вопросам организации медицинского обеспечения населения в военное время;

- организация и проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования учреждений здравоохранения в военное время;

- организация взаимодействия с органами управления и учреждениями других органов исполнительной власти по вопросам организации медицинской помощи населению, пострадавшему при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- методическое руководство подготовкой населения по вопросам оказания первой медицинской помощи пораженным и больным гражданам в военное время;

- организация и контроль за деятельностью штабов, учреждений и формирований спасательных служб по выполнению ими задач в военное время.

Полномочия руководителей МССГО муниципальных образований и организаций определяются вышестоящими руководителями МССГО.

 

3. Подготовка личного состава МССГО

Специальная подготовка личного состава МССГО является составной частью подготовки учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени.

Уровень подготовки медицинских и фармацевтических работников для выполнения обязанностей по занимаемой должности в мирное время и по предназначению на военное время является основным показателем готовности органа управления здравоохранения, учреждения здравоохранения к выполнению задач в военное время.

В мирное время для подготовки к работе в составе штабов, учреждений и формирований МССГО в обязательном порядке привлекаются все работники с высшим и средним медицинским (фармацевтическим) образованием в соответствии с законодательством.

Специальная подготовка в органах управления здравоохранения и учреждениях здравоохранения планируется и проводится дифференцированно с различными категориями обучаемых, с учреждением, формированием в целом, в ходе плановых занятий, учений, на учебных сборах.

Тематика занятий с личным составом штабов, учреждений и формирований МССГО определяется исходя из предназначения и уровня подготовки обучаемых.

Основной формой подготовки штабов МССГО к выполнению задач являются командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки.

С учреждениями МССГО проводятся комплексные объектовые учения; с формированиями – тактико-специальные занятия и тактико-специальные учения.

Периодичность и продолжительность учений со штабами, учреждениями и формированиями МССГО устанавливаются организационно-методическими указаниями Минздрава России по подготовке органов управления здравоохранения и учреждений здравоохранения в области гражданской обороны.

Занятия и учения с личным составом штабов, учреждений и формирований МССГО проводятся в часы, установленные руководителями органов управления здравоохранения и учреждений здравоохранения.

Руководитель органа управления здравоохранения и учреждения здравоохранения:

- организует специальную подготовку работников органа управления здравоохранения, учреждения здравоохранения и руководит ею;

- лично проводит учения и занятия;

- осуществляет контроль и оказывает необходимую помощь руководителям занятий и учений;

- проводит мероприятия, способствующие повышению эффективности обучения подчиненных;

- систематически проверяет и анализирует уровень подготовки подчиненных и принимает меры по поддержанию их профессиональных знаний и навыков на должном уровне.

Усовершенствование руководящего состава органов управления здравоохранения и учреждений здравоохранения, врачей-специалистов по вопросам организации медицинского обеспечения населения в военное время проводится на циклах тематического усовершенствования в медицинских высших учебных заведениях, на местных учебных базах, на учебных сборах в установленном порядке.

Основные задачи по подготовке МССГО субъекта РФ:

- обеспечить дальнейшую реализацию положений Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», других нормативных правовых актов в области гражданской обороны;

- продолжить наращивание усилий по поддержанию готовности к развертыванию в установленные сроки формирований МССГО, созданию и содержанию запасов медицинских, материально-технических и других средств;

- обеспечить готовность пунктов управления к действиям по предназначению, продолжение работы по совершенствованию их оснащенности;

- принять меры к восстановлению существующего фонда убежищ и противорадиационных укрытий для личного состава учреждений здравоохранения, защищенных стационаров для больных в соответствии с предъявляемыми требованиями, к освежению и пополнению запасов средств индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки;

- предусмотреть в бюджетах органов управления здравоохранения муниципальных образований Субъекта РФ и учреждений здравоохранения финансирование расходов в интересах МССГО.

Основные усилия по подготовке органов управления здравоохранения сосредоточить на подготовке органов управления, сил и средств медицинской МССГО к решению задач по предназначению, для чего:

- определить состав штабов МССГО;

- отработать формализованные документы, определяющие организацию управления МССГО на всех уровнях;

- провести расчет и анализ возможных санитарных потерь в военное время, исходя из конкретных условий территорий;

- уточнить расчеты потребности сил и средств МССГО, необходимых для медицинского обеспечения населения при возникновении массовых санитарных потерь при ведении военных действий или вследствие этих действий; определить реальную потребность в дополнительных больничных койках с учетом требований Инструкции о порядке развертывания и использования дополнительных больничных коек в военное время;

- оформить решение руководителя МССГО на медицинское обеспечение населения в военное время;

- организовать взаимодействие учреждений и формирований МССГО, создаваемых на базе учреждений здравоохранения Минздрава России, с учреждениями и формированиями МССГО других федеральных органов исполнительной власти, организаций независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности;

- планировать мероприятия по подготовке МССГО с привлечением сил и средств службы медицины катастроф.

Основной формой обучения органов управления здравоохранением считать командно-штабные учения и командно-штабные тренировки.

Главными целями проводимых мероприятий должны быть:

- проверка способности руководителей органов управления организовывать и обеспечивать устойчивое управление подчиненными силами и средствами в сложной обстановке, принимать целесообразные решения в условиях ограниченного времени; проверка (уточнение) реально действующих планов и состояния привлекаемых сил и средств.

В целях оперативной подготовки органа управления здравоохранения субъекта РФ провести:

- одну командно-штабную тренировку с привлечением штаба МССГО;

- одно командно-штабное учение с районом или городом (иными административно-территориальными единицами в составе города).

При планировании учений и тренировок предусматривать отработку вопросов приведения органов управления здравоохранения и учреждений в различные степени готовности, перевода МССГО на работу в условиях военного времени, организации первой помощи населению при возникновении массовых санитарных потерь приведении военных действий или вследствие этих действий.

Темы учений и тренировок определять исходя из местных условий.

При планировании командно-штабных учений практиковать постановку исследовательских целей.

Подготовку руководящего состава органов управления, учреждений и организаций по гражданской обороне проводить в объеме 15 часов в год.

При подготовке формирований и учреждений федеральной МССГО необходимо:

- совершенствовать систему взаимодействия формирований и учреждений МССГО с аварийно-спасательными и другими формированиям и служб гражданской обороны;

- подготовку личного состава формирований и учреждений МССГО планировать из расчета 20 часов в год по тематике в соответствии с решаемыми задачами.

Провести в течение года одно тактико-специальное учение продолжительностью до восьми часов с формированиями предприятий, учреждений и организаций (исходя из того, что с каждым формированием такое учение проводится один раз в три года, а с формированиями повышенной готовности – один раз в год).

При специальной подготовке врачей и среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения необходимо:

- профессиональную подготовку медицинского персонала (общий объем времени – 35 часов в год) направить на повышение знаний и закрепление навыков обучаемых в выполнении ими своих функциональных обязанностей в военное время;

- основой подготовки считать практические занятия, тематику которых определять исходя из предназначения обучаемых на военное время.

 

4. Медико-санитарное обеспечение укрываемых в защитных сооружениях го при переводе гражданской обороны на военное время

Защита населения РФ от поражающих факторов современных средств уничтожения, вторичных факторов поражения, возникающих при разрушении (авариях) потенциально опасных объектов, а также лишений и угроз, связанных с государственным терроризмом и нарушением среды обитания, имеет важное значение в условиях современности.

Целью защитных мероприятий является предотвращение или максимальное снижение возможности поражения населения. Их проведение предполагает создание необходимых условий для сохранения жизни и здоровья человека в кризисных ситуациях. Мероприятия по защите населения планируются и проводятся дифференцированно с учетом военно-экономического и административно – политического значения отдельных районов и объектов экономики, в зависимости от степени возможной опасности.

Проводимые мероприятия гражданской обороны по защите населения должны быть двойного предназначения и обеспечивать снижение потерь, как от опасностей военных действий, так и от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

С этой целью осуществляется строительство и накопление фонда защитных сооружений различных классов и вместимости. Укрытие людей в защитных сооружениях является само по себе стрессовым состоянием, а дополнительное воздействие неблагоприятных факторов среды обитания обусловит ухудшение состояния здоровья укрываемых и в этих условиях медицинскому обеспечению отводится особая роль.

Защитные сооружения проектируются и строятся в соответствии с требованиями СНиП II- 11-77, которыми предусматривается развертывание в них медицинских постов, медпунктов, поликлиник, медико-санитарных частей и защищенных стационаров для нетранспортабельных больных и госпиталей.

В защитных сооружениях на каждых 500 укрываемых планируется один санитарный пост площадью 2 кв.м., или один пост на сооружение вместимостью менее 500 человек. В убежищах вместимостью 900 – 1200 человек кроме санитарных постов следует предусматривать медицинский пункт площадью 9 кв.м., при этом на каждые 100 укрываемых сверх 1200 человек площадь медпункта должна быть дополнительно увеличена на 1 кв.м.

Вместимость защитных сооружений определяется суммой мест для сидения (на первом ярусе) и лежания (на втором и третьем ярусах) и принимается, как правило, для убежищ вместимостью не менее 150 человек.

При планировании строительства убежищ для нетранспортабельных больных расчетная емкость составляет 10% коечной емкости лечебных учреждений соответствующих категорированных городов мирного времени.

Для защищенного стационара на 500 койко-мест предусматривается: 2 врача, 3 дежурные медицинские сестры (фельдшеры), 4 санитарки, 2 медицинские сестры для операционно-перевязочной и одна медицинская сестра для процедур на 50 нетранспортабельных больных. На каждые последующие 50 больных должно приниматься 50% указанного количества медицинского персонала; обслуживающий (технический) персонал предусматривается из следующего расчета: дежурный слесарь-2, дизелист-1, электрик-1, буфетчица-1; итого – 5 человек.

Противорадиационные укрытия в учреждениях здравоохранения следует проектировать:

- на полный численный состав больных, медицинский и обслуживающий персонал учреждений здравоохранения, имеющих в своем составе коечный фонд;

- на штатную численность медицинского персонала учреждения, не имеющего коечного фонда;

- на полную численность расчетного состава по плану использования лечебно – оздоровительного учреждения.

Под учреждениями здравоохранения следует понимать:

- имеющие коечный фонд клиники, госпитали, медсанчасти, родильные дома, диспансеры, профилактории, научно-исследовательские институты без клиник, медицинские учебные заведения, поликлиники, аптеки, химико-фармацевтические производства, санитарно-эпидемиологические отряды, дезинфекционные станции и центры санитарно-эпидемиологического надзора;

- лечебно-оздоровительные учреждения: пансионаты, дома и базы отдыха, пионерские лагеря.

В период проведения эвакомероприятий в защищенном стационаре для нетранспортабельных больных на каждую 1000 человек эваконаселения следует предусматривать одно койко-место для больных с обострением хронических заболеваний или при возникновении острых заболеваний и находящихся в состоянии нетранспортабельности. Доставка больных в данное учреждение осуществляется бригадами станций скорой медицинской помощи.

В убежищах следует предусматривать основные и вспомогательные помещения.

К основным помещениям относятся помещения для укрываемых, пункты управления, медпункты, а в убежищах лечебных учреждений – также операционно-перевязочные, предоперационные и стерилизационные.

К вспомогательным помещениям относятся фильтровентиляционные помещения (ФВП), санитарные узлы, защищенные ДЭС, электрощитовая, помещение для хранения продовольствия, станция перекачки, баллонная, тамбур-шлюз, тамбуры.

В убежищах лечебных учреждений вместимостью до 200 чел. устраивается однокамерный, а при большей вместимости – двухкамерный тамбур-шлюз.

Противорадиационные укрытия для учреждений здравоохранения должны иметь следующие основные помещения:

- для размещения больных и выздоравливающих, медицинского и обслуживающего персонала, процедурную (перевязочную), буфетную и посты медсестер.

Размещение больных, медицинского и обслуживающего персонала следует предусматривать в раздельных помещениях, за исключением постов дежурного персонала. В противорадиационных укрытиях больниц хирургического профиля следует дополнительно предусматривать операционно-перевязочную и предоперационно-стерилизационную комнаты. Для тяжело больных следует предусматривать санитарную комнату.

Противорадиационные укрытия для инфекционных больных следует проектировать по индивидуальному заданию, предусматривая раздельное размещение больных по видам инфекции и выделяя, при необходимости, помещения для отдельных боксов.

Водоснабжение убежищ и дизельных электростанций следует предусматривать от наружной водопроводной сети или водомерной сети с установкой на вводе внутри убежища запорной арматуры и обратного клапана.

В убежищах следует предусматривать запас питьевой воды в емкостях из расчета 3 л/сут. на каждого укрываемого.

В убежищах лечебных учреждений для нетранспортабельных больных запас питьевой воды в проточных емкостях принимается из расчета 20 л/сут на каждого укрываемого больного и 3 л/сут на каждого медицинского работника, запас воды для технических нужд, хранимый в резервуарах, определяется по соответствующему расчету.

При применении в убежищах унитазов вагонного типа необходимо предусматривать запас воды из расчета 5 л/сут на каждого укрываемого.

Помещения медпунктов в убежищах следует оборудовать умывальниками, работающими от водопроводной сети. На случай прекращения подачи воды следует предусматривать переносной рукомойник и запас воды к нему из расчета 10 л/сут.

Медицинские помещения (операционные, родовые и т.п.) в убежищах здравоохранения следует оснащать санитарно-техническим оборудованием согласно техническим требованиям для лечебных учреждений.

Водоснабжение противорадиационных укрытий следует предусматривать от наружной или внутренней водопроводной сети, проектируемой по условиям эксплуатации помещений в мирное время.

Нормы водопотребления и водоотведения при действующей наружной водопроводной сети должны приниматься в соответствии с требованиями настоящих норм.

При отсутствии водопровода в укрытиях необходимо предусматривать места для размещения переносных баков для питьевой воды из расчета 2 л/сут на одного укрываемого.

При наличии в составе ПРУ медпункта его водоснабжение и канализацию следует выполнять в соответствии с требованиями настоящих норм.

Электроснабжение и электрооборудование убежищ следует проектировать в соответствии с требованиями инструкций по проектированию электроснабжения, силового и осветительного электрооборудования промышленных предприятий, Правил устройства электроустановок (ПУЭ) и настоящих норм.

По надежности электроснабжения электроприемники убежищ следует относить ко второй категории. Электроснабжение убежищ должно осуществляться от сети города (предприятия). Электроснабжение убежищ для нетранспортабельных больных при наличии операционного блока должно осуществляться от двух независимых источников города (предприятия).

При невозможности использования электроручных вентиляторов в соответствии настоящих норм в убежищах следует предусматривать защищенный источник электроснабжения (ДЭС).

В убежищах, имеющих режим регенерации или воздухоохлаждающие установки, а также в убежищах для нетранспортабельных больных следует предусматривать защищенный источник электроснабжения (ДЭС) независимо от вместимости убежищ.

Для размещения вводных устройств, распределительных щитов и щитов управления дизель-генераторами в убежище следует предусматривать помещение электрощитовой, изолированное от ДЭС и имеющее вход из помещения для укрываемых.

Электроснабжение противорадиационных укрытий следует проектировать только от внешней сети города (предприятия), поселка.

Электроснабжение противорадиационных укрытий учреждений здравоохранения, размещаемых в больницах хирургического профиля и в родильных домах, следует проектировать от двух независимых источников. Операционные обеспечиваются дополнительно аккумуляторными бестеневыми лампами.

 

5. Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны

Населению, пораженному при ведении военных действий или вследствие этих действий оказывается первая помощь, доврачебная помощь, первая врачебна помощь и специализированная медицинская помощь.

В очагах поражения первая помощь и доврачебная помощь оказывается самими пораженными в порядке само- и взаимопомощи, личным составом формирований гражданской обороны (санитарных постов, санитарных дружин и других, создаваемых в организациях), фельдшерами, медицинскими сестрами.

В медицинских отрядах и сохранившихся вблизи очага поражения лечебно-профилактических учреждениях (на первом этапе первой помощи пораженным) оказывается первая врачебная помощь.

В центральных городских, окружных и районных больницах, городских, областных больницах, в развернутых в загородной зоне профилированных больницах, в подвижных госпиталях МССГО, а также в лечебно-профилактических учреждениях (на втором этапе первой помощи пораженным) оказывается специализированная медицинская помощь.

Эвакуация пораженных и больных граждан в медицинские отряды и подвижные госпитали, развернутые в районах очагов поражения, в больничные и другие лечебно-профилактические учреждения осуществляется автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом, а также речными и морскими судами в установленном порядке.

Создание эвакосанитарных формирований (автомобильных, железнодорожных, авиационных), подготовка речных и морских судов для эвакуации пораженных и больных граждан проводится по решениям органов исполнительной власти, руководителей соответствующих организаций.

Ответственными за организацию медицинской эвакуации являются руководители гражданской обороны субъектов РФ и муниципальных образований, а за медицинское обеспечение – соответствующие руководители МССГО.

Для развертывания учреждений МССГО (профилированных больниц и др.) в загородной зоне используются капитальные общественные здания круглогодичного функционирования.

В планах гражданской обороны субъектов РФ и муниципальных образований предусматривается выделение необходимых сил и средств на подготовку отведенных зданий для развертывания в них учреждений здравоохранения и обеспечения устойчивости их работы (водоснабжение, электро- и теплоснабжение, питание, защита личного состава и больных).

Учреждения гигиенического, эпидемиологического, микробиологического и вирусологического профилей, независимо от ведомственной подчиненности, включенные в сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны ведут наблюдение и лабораторный контроль за зараженностью (загрязненностью) внешней среды радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными (биологическими) средствами в соответствии с нормативными актами.

Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия организуются и проводятся центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, научно-исследовательскими институтами санитарно-гигиенического и эпидемиологического профилей, противочумными учреждениями, а также создаваемыми на их базе формированиями руководители. Задачи этих учреждений и формирований по проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий определяются планами медицинского обеспечения населения в военное время, разрабатываемыми соответствующими руководителями МССГО.

Обеспечение общественного порядка в районах действий медицинских формирований (в районах очагов поражения), а также при проведении карантинных и обсервационных мероприятий осуществляется службой охраны общественного порядка в установленном порядке.

При организации медицинского обеспечения населения в соответствии с решениями руководителей гражданской обороны, руководителями МССГО принимают решения по использованию сил и средств в зависимости от сложившейся обстановки. В необходимых случаях руководителями МССГО принимают решение самостоятельно с последующим докладом руководителю гражданской обороны.

 

6. Материальное обеспечение и финансирование МССГО

Для оснащения и обеспечения работы учреждений и формирований МССГО, создаваемых в соответствии с мобилизационными планами экономики РФ, а также учреждений МССГО, выполняющих мобилизационные задания (по развертыванию дополнительных больничных коек и др.), создаются запаса медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества в составе мобилизационного резерва за счет средств федерального бюджета. Хранение имущества мобилизационного резерва осуществляется на складах медицинских центров «Резерв».

Для обеспечения работы формирований МССГО, создаваемых по планам Минздрава РФ, органов управления здравоохранением субъектов РФ и муниципальных образований, используется медицинское и санитарно-хозяйственное имущество текущего довольствия и запасы медицинского имущества, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера находящиеся в учреждениях-формирователях.

Порядок накопления, хранения, освежения и использования медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества мобилизационного резерва для учреждений и МССГО определяется Постановлением Правительства РФ от 14.05.97 N 570-27 «Об утверждении Положения о мобилизационном резерве» и Постановление Правительства РФ от 27.04.2000 N 379 (ред. от 23.12.2011) «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств».

Ответственными за организацию снабжения учреждений и формирований МССГО медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом военное время являются соответствующие руководители МССГО.

Обеспечение учреждений и формирований МССГО автомобильным транспортом, продовольствием и другими видами материально-технических средств осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Расходы на подготовку и проведение мероприятий федеральной МССГО, понесенные органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, независимо от форм собственности, возмещаются при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа за счет средств, предусмотренных на эти цели в Федеральном бюджете.

Расходы, понесенные органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями на подготовку и проведение мероприятий федеральной МССГО, осуществляемых по заказу федеральных органов исполнительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов) за счет предусмотренных ими на эти цели средств Федерального бюджета и внебюджетных средств.

Расходы на подготовку и проведение мероприятий финансируются:

- бюджетными учреждениями – в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений;

- организациями (за исключением бюджетных учреждений) – в размерах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).

 

Приложение

 

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ РАЗВЕРТЫВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ БОЛЬНИЧНЫХ КОЕК ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

 

1. Общие положения

 

1.1. Дополнительные больничные койки здравоохранения, развертываемые в военное время на территории субъекта РФ, предназначаются для медицинского обеспечения проживающего на данной территории населения в случае возникновения массовых санитарных потерь при ведении военных действий или вследствие этих действий.

1.2. Задание на развертывание в военное время дополнительных больничных коек здравоохранения на территории субъекта РФ и содержание в этих целях в мобилизационном резерве определенных запасов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества устанавливается постановлением Правительством РФ.

1.3. Время развертывания дополнительных больничных коек, их дислокация и специализация, порядок и источники комплектования кадрами, материальными и финансовыми средствами определяются решениями органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления с учетом местных условий и имеющихся по этим вопросам нормативных правовых актов и методических рекомендаций Министерства здравоохранения РФ.

1.4. Непосредственную ответственность за организацию развертывания дополнительных больничных коек на территории субъекта РФ несет руководитель органа управления здравоохранением данного субъекта и руководители медицинских учреждений, на которые возложено соответствующее задание.

1.5. Основными принципами организации развертывания дополнительных больничных коек здравоохранения являются:

- многовариантное планирование развертывания дополнительных больничных коек здравоохранения, предусматривающее поэтапное (по месту, срокам и объемам) решение этой задачи в условиях, как планомерного выполнения мероприятий гражданской обороны, так и внезапного осложнения обстановки;

- обеспечение выполнения заданий по развертыванию дополнительных больничных коек, во-первых, за счет максимально возможного сверхштатного наращивания коечного фонда существующих в мирное время отделений лечебно-профилактических учреждений, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности; во-вторых, за счет создания в составе существующих лечебно-профилактических учреждений новых лечебно-диагностических отделений и филиалов учреждений, в-третьих, за счет создания новых лечебных учреждений;

- максимально возможное сохранение на переходный период существующих в мирное время возможностей по оказанию раненым и больным специализированной медицинской помощи, их лечению и медицинской реабилитации;

- эвакуация лечебно-профилактических учреждений из приграничных районов, возможных зон заражения радиоактивными и аварийно химически опасными веществами, зон возможного катастрофического затопления, а также из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, при угрозе ядерного нападения производится по решениям органов исполнительной власти субъектов РФ с учетом обеспечения их развертывания и работы в безопасных районах;

- использование имеющихся в мирное время в лечебно-профилактических учреждениях переходящих запасов медицинского и другого имущества для обеспечения работы существующего и дополнительно развертываемого коечного фонда до начала поставок имущества по планам расчетного года;

- принятие заблаговременных решений суженных заседаний органов исполнительной власти о выделении дополнительных зданий и помещений, кадровых ресурсов, а также на получение и приобретение необходимой техники, материальных и иных средств для обеспечения работы существующих и развертываемых дополнительных больничных коек здравоохранения;

- сохранение и укрепление существующей территориальной системы управления имеющимися в мирное время и дополнительно развертываемыми в военное время силами и средствами здравоохранения.

1.6. Перечни лечебно-профилактических учреждений, подлежащих доразвертыванию в военное время, конкретные задания каждому учреждению, выделение и приспособление в этих целях дополнительных зданий и помещений, порядок перевода учреждений на организацию и штаты военного времени, порядок выделения дополнительного медицинского и обслуживающего персонала, необходимых материальных и финансовых средств определяются решениями суженных заседаний органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления
Конкретные источники обеспечения учреждений медицинским, санитарно-хозяйственным, специальным имуществом и другими видами материальных средств устанавливаются для каждого лечебного учреждения отдельно с учетом местных условий, варианта развертывания дополнительных больничных коек и их специализации.

1.7. Для доразвертывания существующих больниц, создания в их составе дополнительных отделений или филиалов, а также размещения лечебных учреждений, эвакуируемых в безопасные районы, используются близлежащие здания и помещения круглогодичного функционирования, в наибольшей степени отвечающие требованиям, предъявляемым к больничным учреждениям. В первую очередь используются здания и помещения, заранее приспособленные для этих целей. При этом, как правило, хирургические отделения размещаются на основной базе, а отделения, не требующие специального оборудования в больших объемах, – в приписанных зданиях.

Порядок приспособления зданий и помещений для развертывания лечебных учреждений и источники финансирования указанных работ устанавливаются Правительством РФ.

1.8. При создании в составе больниц дополнительных филиалов или лечебно-диагностических отделений на базе придаваемых зданий и помещений эти больницы остаются едиными учреждениями и возглавляются руководителем учреждения-формирователя, на которого возлагается полная ответственность за подготовку учреждения к работе в военное время.

1.9. Лечебно-профилактические учреждения, имеющие мобилизационные задания на развертывание в военное время дополнительных больничных коек, а также больничные учреждения, создаваемые на военное время по решению органов исполнительной власти, относятся к учреждениям федеральной МССГО.

1.10. Лечебно-профилактические учреждения, развертывающие дополнительные больничные койки, наряду с выполнением своих повседневных функций по приему и лечению больных решают следующие основные задачи:

- проведение эвакуации пораженных из очагов массовых санитарных потерь (этапа оказания первой врачебной помощи) «на себя» с использованием санитарно-транспортных формирований;

- проведение при необходимости дозиметрического контроля, санитарной обработки пораженных, дезинфекции, дегазации и дезактивации их одежды и обуви;

- обеспечение приема и проведение медицинской сортировки пораженных;

- выявление и временная изоляция инфекционных больных и пораженных с выраженными явлениями нарушениями психики с последующим направлением их в больницу соответствующего профиля;

- оказание пораженным квалифицированной и специализированной первой помощи и лечение их до окончательных исходов;

- осуществление мероприятий по защите медицинского и обслуживающего персонала, пораженных и больных, находящихся в стационаре, от воздействия современных средств поражения.

 

2. Количество и специализация дополнительных больничных коек

 

2.1. Количество и специализация развертываемых дополнительных больничных коек на территории субъекта РФ должны соответствовать вероятной величине и структуре раненых и больных среди населения в военное время.

2.2. При оценке величины потерь среди населения после применения противником современных обычных средств поражения за основной интегрирующий критерий принимается степень поражения города (городского района).

Степень поражения города определяется как отношение площади города (городского района), оказавшейся в зоне полных и сильных разрушений ко всей площади города (городского района). При степени поражения города (городского района) равной 0,3 общие потери незащищенного населения составят 10%, населения, укрытого в убежищах, – 1,0%, населения в простейших укрытиях – 1,5%, санитарные потери – соответственно 7,5%, 0,7% и 0,5% (по данным А.И. Лобанова, Академия гражданской защиты).

2.3. Количество и специализация коечной сети здравоохранения (койки мирного времени и дополнительно развертываемые больничные койки) устанавливаются органом управления здравоохранения данного субъекта РФ с учетом географических, экономических и демографических особенностей, вероятных потерь среди населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, уровня заболеваемости среди населения данной территории, возможностей и специализации имеющихся лечебно-профилактических учреждений.

При этом должны учитываться следующие рекомендации Министерства здравоохранения РФ по примерной специализации дополнительно развертываемых больничных коек:

- хирургический профиль – 70-75%, в том числе нейрохирургические – 10-11%;

- торакоабдоминальные – 11-12%;

- травматологические – 18-19%;

- ожоговые – 7-8%;

- общехирургические – 17%;

- для легкораненых – 7-8%.

Терапевтический профиль – 25%-30%, в том числе:

- терапевтические – 13-14%;

- психоневрологические – 5-6%;

- инфекционные – 4-6%;

- гинекологические – 1-1,5%;

- туберкулезные – 1-1,5%;

- кожно-венерологические – 1%.

Из общего количества коек детские составляют до 20%. При этом кроме специализированных детских учреждений предусматривается развертывание детских отделений (палат) во всех других лечебных учреждениях. В субъектах РФ, где удельный вес детей среди населения выше или ниже средних значений по стране, количество коек для пораженных детей соответственно увеличивается или уменьшается.

2.4. Указанная выше структура дополнительных больничных коек является ориентировочной и может меняться в зависимости от местных условий, планируемых сроков наращивания коечного фонда, конкретных прогнозов величины и структуры, раненых и больных среди населения и сроков их поступления, кадровых, материальных и иных возможностей здравоохранения по наращиванию мощности или созданию тех или иных новых лечебных отделений.

 

3. Организация подготовки и развертывания дополнительных больничных коек

 

3.1. С получением задания на развертывание дополнительных больничных коек в органах управления здравоохранения субъектов РФ разрабатываются мероприятия по их развертыванию, которые включаются в план гражданской обороны здравоохранения субъекта РФ.

3.2. Мероприятиями предусматриваются:- задания местным органам управления здравоохранением на развертывание дополнительных больничных коек в лечебно-профилактических учреждениях;

- порядок доукомплектования лечебно-профилактических учреждений, развертывающих дополнительные больничные койки, медицинскими кадрами;

- источники, сроки и порядок обеспечения материальными средствами, медицинской и другой техникой.

3.3. Местные органы управления здравоохранения подготавливают предложения для принятия решений на суженных заседаниях органов исполнительной власти о развертывании дополнительных больничных коек конкретными лечебно-профилактическими учреждениями, выделении в этих целях дополнительных зданий и помещений, кадровых ресурсов, необходимых материальных, технических и иных средств, необходимом объеме работ для приспособления зданий и помещений к развертыванию дополнительных больничных коек.

3.4. Руководитель учреждения-формирователя разрабатывает конкретные мероприятия по организации развертывания дополнительных больничных коек, доукомплектования необходимыми кадрами, обеспечения имуществом, техническими и иными средствами, которые отражаются в ряде разрабатываемых документов (ведомость укомплектованности личным составом и техникой, схема организации оповещения и сбора личного состава, ведомость обеспечения имуществом и техническими средствами, наряды и накладные на получение материальных средств и т.д.).

3.5. Комплектование лечебно-профилактических учреждений, развертывающих дополнительные больничные койки в военное время, личным составом осуществляется за счет персонала этих учреждений, не подлежащего призыву в Вооруженные Силы, приписки специалистов и обслуживающего персонала решениями суженных заседаний органов местного самоуправления из других учреждений и организаций независимо от форм собственности, свободных ресурсов военных комиссариатов, найма на работу пенсионеров. При определении потребности в медицинских кадрах для больничных учреждений МССГО следует исходить из следующих нормативов:

- на 100 коек хирургического профиля – не менее одного хирурга и двух врачей нехирургической специальности, шести медицинских сестер;
- на 100 коек терапевтического профиля – не менее двух врачей терапевтического профиля и четырех медицинских сестер.

3.6. Ответственность за полное и качественное комплектование личным составом лечебно-профилактического учреждения, развертывающего дополнительные больничные койки, правильную расстановку кадров, обеспечение учреждения медицинскими и другими материальными средствами возлагается на главного врача данного учреждения. Решение на расстановку медицинских кадров и обслуживающего персонала оформляется приказом главного врача учреждения-формирователя.

3.7. Медицинские специалисты, предназначенные для развертывания дополнительных больничных коек в военное время, проходят заблаговременное усовершенствование по специальности на специальных циклах в медицинских высших учебных заведениях последипломного образования, на местных учебных базах, а также на учебных сборах с отрывом от производства (не более 12 дней в год), с сохранением среднего заработка по месту работы и выплатой иногородним командировочных расходов.

3.8. Развертывание дополнительных больничных коек здравоохранения проводится при введении в действие планов гражданской обороны субъектов РФ в случаях объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории страны или в отдельных ее регионах.

3.9. Оповещение учреждений-формирователей о введении в действие планов гражданской обороны объектов здравоохранения осуществляется в общей системе оповещения Гражданской обороны.

3.10. С получением установленного сигнала руководитель лечебно-профилактического учреждения организует развертывание дополнительных больничных коек, доукомплектование медицинским и обслуживающим персоналом, получение медицинского, санитарно-хозяйственного и другого имущества, занятия с личным составом по подготовке его к работе, представляет в органы управления здравоохранением установленные формы донесений о проделанной работе.

 

4. Основные принципы работы учреждений МССГО в военное время

 

4.1. Работа учреждений МССГО организуется в соответствии с планом медицинского обеспечения населения в военное время, разрабатываемым органом управления здравоохранением субъекта РФ.

4.2. Планом медицинского обеспечения населения в военное время предусматривается создание на территории субъекта РФ ряда лечебно-эвакуационных направлений с развертыванием на них комплекса лечебно-профилактических учреждений, обеспечивающего оказание всех видов специализированной медицинской помощи в полном объеме. Количество лечебно-эвакуационных направлений определяется экономическим развитием районов, плотности их заселения, состоянием дорожной сети. При этом наиболее крупные лечебные учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь, могут входить в состав нескольких лечебно-эвакуационных направлений.

4.3. При развертывании дополнительных больничных коек следует исходить из того, что основу учреждений здравоохранения, предназначенных для оказания стационарной медицинской помощи населению в военное время, составляют многопрофильные и специализированные больницы (травматологические, терапевтические, инфекционные, психоневрологические и другие). Указанные учреждения должны обеспечивать прием, оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи раненым и больным, их лечение до окончательных исходов.

4.4. Главным типом больничных учреждений в военное время являются существующие в мирное время и создаваемые в военное время на базе лечебно-профилактических учреждений многопрофильные больницы, способные оказывать хирургическую и терапевтическую квалифицированную, а также основные виды специализированной медицинской помощи (торакоабдоминальную, травматологическую, нейрохирургическую, стоматологическую, офтальмологическую, оториноларингологическую, психоневрологическую), лечение этих раненых и больных до окончательных исходов.

4.5. Многопрофильная больница развертывается на базе центральной районной больницы, а также других лечебно-профилактических учреждений, имеющих в своей структуре не менее двух специализированных отделений хирургического профиля.

4.6. Структура многопрофильной больницы обеспечивает функциональную мобильность и определяется интенсивностью поступления раненых и больных и периодом работы. Так, на период массового поступления раненых и больных в ней предусматривается развертывание отделений неотложной хирургической помощи, интенсивной терапии, противошокового или реанимационного отделения. По мере уменьшения поступления раненых и больных целесообразно производить специализацию отделений в соответствии с характером и локализацией поражений.

4.7. Травматологическая больница развертывается на базе лечебно-профилактических учреждений, имеющих в своей структуре отделение хирургического профиля. Она предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи раненым с повреждениями опорно-двигательного аппарата, а также с ожогами и их комбинациями. В больнице предусматривается развертывание травматологических и ожогового отделений в соотношении, соответствующем структуре поступающих раненых.

4.8. Ожоговые больницы развертываются на базе лечебно-профилактических учреждений, имеющих в структуре хирургическое отделение, при появлении в структуре раненых значительного количества обожженных.

4.9. Терапевтические больницы развертываются на базе лечебно-профилактических учреждений, не имеющих в своей структуре хирургических отделений. Терапевтические больницы предназначе­ны для приема и лечения пораженных, подвергшихся воздействию ионизирующего излучения, отравляющих веществ и токсинов, а также больных, нуждающихся в неотложной терапевтической помощи.

4.10. Инфекционные больницы развертываются на базе аналогичных больниц (инфекционных отделений) или на базе терапевтических больниц, усиленных врачами-инфекционистами и средним медицинским составом.
Инфекционные больницы предназначены для приема и лечения, пораженных с контагиозными инфекциями, а также других инфекционных больных, нуждающихся в стационарном лечении.

4.11. Психоневрологические больницы развертываются на базе существующих психиатрических больниц, психоневрологических и наркологических диспансеров со стационарами. Возможно развертывание психоневрологических больниц на базе терапевтических, усилив их специалистами психоневрологического профиля. Психоневрологические больницы предназначены для приема пораженных с различными расстройствами психики. Кроме того, в их структуре могут развертывать­ся отделения для пораженных с травмой головного мозга, которым не требуется оперативное вмешательство.

4.12. Легкопораженным, нуждающимся в стационарном лечении, медицинская помощь оказывается в зависимости от характера и локализации поражения в больницах соответствующего профиля. Легкопораженные, не нуждающиеся в стационарной помощи, направляются на лечение по месту жительства в существующих амбулаторно-поликлинических учреждениях и в поликлинических отделениях больниц.

При больших количествах легкопораженных, нуждающихся в стационарном лечении, могут быть созданы на базе существующих лечебно-профилактических учреждений больницы для легкопораженных.

4.13. Специализация больничных учреждений МССГО может осуществляться за счет усиления существующих лечебно-профилактических учреждений бригадами специализированной медицинской помощи, создаваемыми на базе научно-исследовательских и образовательных медицинских институтов и специализированных центров.

4.14. На лечебно-эвакуационном направлении на одну из многопрофильных больниц могут возлагаться функции головной больницы, которая кроме всех прочих задач осуществляет руководство эвакуацией пораженных с первого этапа на второй и их распределение по больничным учреждениям данного лечебно-эвакуационного направления. Для выполнения этой задачи на путях эвакуации развертывается медицинский распределительный пункт (далее – МРП) в составе начальника (врач, опытный в вопросах диагностики поражений), двух медицинских сестер, 2-3 звеньев санитаров-носильщиков. Медицинский персонал должен быть оснащен медицинскими средствами, необходимыми для оказания неотложной помощи пораженным, автосанитарным транспортом и средствами связи. Руководитель МРП организует движение транспорта с пораженными таким образом, чтобы не перегружать головную больницу, для чего направлять пораженных по показаниям в другие больничные учреждения медицинской службы гражданской обороны. При необходимости медицинский персонал МРП проводит пораженным неотложные мероприятия первой врачебной помощи.

 

5. Материальное обеспечение развертывания дополнительных больничных коек

 

5.1. Для оснащения и обеспечения работы дополнительных больничных коек, развертываемых лечебно-профилактическими учреждениями в соответствии с мобилизационным заданием, создаются запасы медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества в составе мобилизационного резерва за счет средств федерального бюджета. Хранение имущества мобилизационного резерва осуществляется на складах медицинских центров «Резерв» органов управления здравоохранением субъектов РФ.

5.2. Для обеспечения работы больничных учреждений МССГО, кроме того, используется медицинское, санитарно-хозяйственное и специальное имущество текущего довольствия и запасы медицинского имущества, накопленное для ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, находящиеся в лечебно-профилактических учреждениях, развертывающих дополнительные больничные койки.

5.3. Обеспечение больничных учреждений медицинской службы гражданской обороны дополнительным автомобильным транспортом, продовольствием и другими видами материально-технических средств осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

5.4. Ответственность за организацию снабжения больничных учреждений медицинской службы гражданской обороны медицинским, санитарно-хозяйственным и другим имуществом в военное время несут соответствующие начальники медицинской службы гражданской обороны.

5.5. Финансирование мероприятий по развертыванию дополнительных больничных коек должно предусматриваться сметами чрезвычайных расходов, составляемыми исполнительными органами власти субъектов РФ на период мобилизации и первый месяц войны.

 

6. Принципы управления больничными учреждениями МССГО

 

6.1. Управление больничными учреждениями МССГО осуществляется органами управления здравоохранением субъектов РФ через штабы МССГО.

6.2. В условиях сложной обстановки для руководства организацией лечебно-эвакуационных мероприятий на лечебно-эвакуационном направлении могут выделяться оперативные группы органов управления здравоохранения субъектов РФ, которые организуют свою работу, как правило, на базе головной больницы.

6.3. Основой управления деятельностью больничных учреждений МССГО является решение начальника медицинской службы гражданской обороны на медицинское обеспечение населения в военное время, которое оформляется графически (на карте) и текстуально в виде Плана медицинского обеспечения населения в военное время. В Плане определяется перечень лечебно-профилактических учреждений, развертывающих в соответствии с мобилизационным заданием дополнительные больничные койки, их специализация, создание на территории субъекта РФ лечебно-эвакуационных направлений и группировка формирований и учреждений МССГО на них, порядок проведения лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, организации кадрового и материально-техническими обеспечения, организации защиты персонала учреждений МССГО и другие вопросы. В основе Плана в каждом конкретном случае должны лежать реальные возможности здравоохранения мирного времени, которые необходимо использовать максимально и эффективно с учетом возможной обстановки.

6.4. Эффективность управления больничными учреждениями гражданской обороны в военное время обеспечивается уровнем подготовки личного состава органов управления, руководителей учреждений, организацией системы связи, непрерывным сбором данных об обстановке, своевременным принятием необходимых решений, осуществлением постоянного контроля за исполнением отданных распоряжений.

 

Источник: Главное управление МЧС России по Калининградской области // Методические рекомендации по организации медицинской помощи населению пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий. г. Калининград, 2011 г.

 

Другие статьи по теме
Категория: ГО и ЧС в здравоохранении | Добавил: ЦИПЗО (23.08.2016)
Просмотров: 3834