Медицинская спасательная служба гражданской обороны субъекта федерации: цели, задачи, организация деятельности
Главная » Статьи » ГО и ЧС в здравоохранении

Медицинская спасательная служба гражданской обороны субъекта федерации: цели, задачи, организация деятельности

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях»

Медицинская спасательная служба гражданской обороны (далее - МССГО) - это совокупность органов управления, организаций и формирований, предназначенных для организации и проведения медицинского обеспечения мероприятий по гражданской обороне (далее - ГО) и в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления комплекса лечебно-эвакуационных мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, а также своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам и их лечение в целях возвращения к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности.

МССГО создается на базе органа управления здравоохранением субъекта РФ (далее - ОУЗ) и в своей деятельности руководствуется федеральными и региональными актами в области ГО и защиты от ЧС.

МССГО осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по субъекту РФ и другими спасательными службами ГО субъекта РФ.

 

Основные задачи МССГО

Основными задачами МССГО являются:

- планирование, организация и обеспечение выполнения специальных мероприятий в соответствии с профилем МССГО при переводе субъекта РФ с мирного на военное время согласно плану ГО субъекта РФ;

- организация обучения личного состава МССГО, подготовка и проведение командно-штабных учений, штабных тренировок;

- организация и проведение мероприятий по защите личного состава, техники и имущества МССГО от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- ведение учета сил и средств, входящих в состав МССГО и привлекаемых к выполнению решаемых ею задач, содействие обеспечению их укомплектованности личным составом, техникой и имуществом;

- мониторинг подготовки сил и объектов МССГО к работе в экстремальных условиях;

- создание запасов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества и организация обеспечения ими сил МССГО при работе в условиях военного времени и чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объектов МССГО в условиях военного времени и чрезвычайных ситуаций;

- прогнозирование медико-санитарных последствий, возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также аварий, катастроф и стихийных бедствий, и их влияния на организацию медицинского обеспечения населения;

- определение необходимого количества сил и средств МССГО для организации мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий, возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- организация и проведение лечебно-эвакуационных мероприятий в очагах поражения и в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в целях оказания пораженному населению и личному составу нештатных аварийно-спасательных формирований ГО (далее - НАСФ) всех видов медицинской помощи, восстановления трудоспособности, снижения уровня инвалидизации и смертности;

- проведение противоэпидемических мероприятий, направленных на обеспечение эпидемиологического благополучия населения, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний;

- проведение комплекса мероприятий по медицинской защите населения и личного состава НАСФ от воздействия поражающих факторов современных видов оружия и источников чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- медицинское обеспечение рассредоточиваемого и эвакуируемого населения;

- осуществление устойчивого управления силами и рационального использования средств МССГО при проведении мероприятий по медицинскому обеспечению населения и личного состава НАСФ в различные периоды готовности ГО и проведения АСДНР;

- организация и осуществление взаимодействия с другими службами ГО, органами управления по делам ГО и ЧС субъекта РФ, медицинскими службами Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и ООО "РЖД";

- участие в подготовке населения и личного состава НАСФ по вопросам оказания первой помощи по поддержанию жизненно важных функций организма в порядке само- и взаимопомощи;

- мониторинг проведения специальной подготовки медицинских кадров по вопросам медицинского обеспечения населения и личного состава НАСФ;

- организация защиты раненых (пораженных, больных), персонала (личного состава) и материальных средств МССГО от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера вследствие этих действий.

 

Состав и организация МССГО

МССГО является нештатным объединением и организуется по территориальному принципу на базе регионального и муниципальных ОУЗ, ЛПУ субъекта РФ и городских округов (далее - ЛПУ), центральных больниц муниципальных районов (далее - ЦРБ).

В муниципальных образованиях МССГО с аналогичными функциями создается по решению соответствующих органов местного самоуправления. В ЛПУ городских округов и ЦРБ муниципальных районов организация ведения ГО определяется приказами главных врачей.

В состав МССГО входят: руководство, органы управления, НАСФ, создаваемые на базе ЛПУ, подведомственных ОУЗ субъекта РФ или находящихся в его сфере деятельности, медицинские спасательные МССГО городских округов и муниципальных районов субъекта РФ.

К руководству относятся начальники МССГО всех уровней:

- субъекта РФ - начальник регионального ОУЗ;

- муниципальных образований - руководители ОУЗ муниципальных образований;

- объектов - главные врачи ЛПУ.

Органами управления МССГО являются:

- штаб МССГО субъекта РФ;

- штабы МССГО муниципальных образований.

Штабы МССГО создаются в мирное время приказами руководителя регионального ОУЗ, руководителей ОУЗ муниципальных образований, главных врачей ЛПУ.

Организация управления, методическое руководство, мониторинг за подготовкой и деятельностью МССГО возлагаются на штаб МССГО. Начальники штабов МССГО являются заместителями соответствующих начальников МССГО.

Силы МССГО создаются ОУЗ в соответствии с мобилизационным заданием на базе ЛПУ, подведомственных ОУЗ или находящихся в сфере его деятельности, и являются специально подготовленными нештатными формированиями, укомплектованными необходимыми средствами и предназначенными для проведения мероприятий по организации и проведению лечебно-эвакуационных мероприятий в очагах поражения и в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в целях оказания пораженному населению и личному составу НАСФ всех видов медицинской помощи, восстановления трудоспособности, снижения уровня инвалидизации и смертности.

Обратите внимание, что МССГО комплектуется за счет сотрудников, не имеющих мобилизационных предписаний.

В состав сил МССГО входят:

- ЛПУ, имеющие мобилизационные задания на развертывание в военное время дополнительных больничных коек и создание медицинских НАСФ;

- учреждения здравоохранения, привлекаемые к участию в проведении мероприятий ГО;

- учреждения областной службы крови;

- аптечные учреждения, в том числе склады медицинского центра мобилизационных резервов.

К формированиям МССГО относятся:

- отряды первой медицинской помощи (ОПМП);

- мобильные медицинские отряды (ММО);

- бригады специализированной медицинской помощи (БСМП).

ОПМП и ММО предназначаются для оказания на границе очагов массового поражения первой врачебной помощи пострадавшим, временного размещения и подготовки пострадавшего населения к эвакуации в учреждения здравоохранения.

БСМП предназначаются для усиления ЛПУ, организации и оказания в них специализированной медицинской помощи пораженным и больным гражданам.

Организационная структура, состав сил и средств МССГО и их оснащение определяются действующими нормативно-правовыми актами в этой области (Минздрава России, МЧС России и др.).

Общее количество сил (формирований) МССГО определяется с учетом характера и объема выполняемых задач ГО, наличия людских ресурсов, необходимых специалистов, техники, материальных средств и местных условий, а также с учетом заданий на военное время.

Объем, организация, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий при переводе МССГО с мирного на военное время и в ходе выполнения возложенных на нее задач определяются в плане обеспечения мероприятий ГО МССГО, который вводится в действие начальником МССГО в установленном порядке.

Перевод МССГО с мирного на военное время и выполнение соответствующих мероприятий осуществляются в общей системе перевода гражданской обороны субъекта РФ с мирного на военное время в соответствии с установленными степенями готовности ГО. При этом осуществляются:

- приведение в готовность органов управления, технических систем управления, оповещения и связи, сил и средств МССГО;

- мероприятия по защите личного состава и материальных средств МССГО.

Начальник МССГО организует работу и осуществляет руководство МССГО, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее задач. В пределах своей компетенции и предоставленных ему полномочий начальник МССГО:

- устанавливает полномочия других должностных лиц МССГО;

- издает в установленном порядке распорядительные документы по вопросам подготовки и деятельности МССГО;

- утверждает и вводит в действие в установленном порядке план обеспечения мероприятий МССГО;

- представляет ОУЗ и МССГО во взаимоотношениях с другими органами исполнительной государственной власти субъекта РФ, ведет в пределах своих полномочий переговоры и в установленном порядке подписывает соглашения и протоколы о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам, связанным с выполнением задач МССГО.

Объем, организация, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий при переводе МССГО с мирного на военное время и в ходе выполнения возложенных на нее задач определяются в планах обеспечения мероприятий МССГО. Планы вводятся в действие в установленном порядке начальником МССГО.

 

Основные мероприятия, осуществляемые МССГО

Перевод МССГО с мирного на военное время и выполнение соответствующих мероприятий осуществляются в общей системе перевода ГО с мирного на военное время в соответствии с установленными степенями готовности ГО. При этом осуществляются:

- приведение в готовность органов управления, технических систем управления, оповещения и связи, сил и средств МССГО;

- мероприятия по защите личного состава и материальных средств МССГО.

Выполнение возложенных на МССГО задач заключается в выполнении в установленном порядке мероприятий по:

- созданию, подготовке и поддержанию в готовности органов управления, сил, формирований и учреждений МССГО;

- прогнозированию медико-санитарных последствий, возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также аварий, катастроф и стихийных бедствий, и их влияния на организацию медицинского обеспечения населения;

- организации проведения мероприятий, направленных на сохранение и повышение устойчивости функционирования учреждений здравоохранения в военное время;

- организации и проведению лечебно-эвакуационных мероприятий в очагах поражения и в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в целях оказания пораженному населению и личному составу НАСФ всех видов медицинской помощи, восстановления трудоспособности, снижения уровня инвалидизации и смертности;

- осуществлению противоэпидемических мероприятий, направленных на обеспечение эпидемиологического благополучия населения, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний;

- проведению комплекса мероприятий по медицинской защите населения и личного состава НАСФ от воздействия поражающих факторов современных видов оружия и источников чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- медицинскому обеспечению рассредоточиваемого и эвакуируемого населения;

- осуществлению устойчивого управления силами и рационального использования средств МССГО при проведении мероприятий по медицинскому обеспечению населения и личного состава НАСФ в различные периоды готовности ГО и проведения АСДНР;

- организации и осуществлению взаимодействия с другими службами ГО, органами управления по делам ГО и ЧС субъекта РФ, медицинскими службами Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и ООО "РЖД";

- уточнению запасов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества, организации обеспечения ими формирований и учреждений МССГО и их своевременному пополнению;

- организации и контролю проведения специальной подготовки медицинских кадров МССГО по вопросам медицинского обеспечения населения и личного состава НАСФ;

- защите раненых (пораженных, больных), персонала (личного состава) и материальных средств МССГО от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера вследствие этих действий;

- поддержанию устойчивого морально-психологического состояния, служебной дисциплины и строгого соблюдения законности личным составом МССГО при выполнении возложенных на службу задач.

 

При подготовке МССГО в мирное время осуществляется:

- разработка (или участие в разработке) в пределах своей компетенции проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов, федеральных и областных целевых программ, ведомственных программ в области ГО и защиты от ЧС;

- разработка, согласование и утверждение плана обеспечения мероприятий МССГО;

- поддержание в готовности систем управления, связи и оповещения, необходимого ресурсного обеспечения МССГО;

- создание и оснащение материальными средствами в установленном порядке формирований и учреждений МССГО;

- обучение личного состава МССГО в системе подготовки в субъекта РФ ГО;

- подготовка к выполнению мероприятий по защите личного состава и материальных средств МССГО от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время;

- накопление и поддержание в готовности к приему укрываемых защитных сооружений ГО;

- накопление и поддержание в технической исправности технических средств и средств радиационной, химической и биологической защиты;

- планирование эвакуации и контроль за осуществлением мероприятий по подготовке зданий (помещений) и земельных участков в загородной зоне, предназначенных для размещения формирований, учреждений, личного состава и материальных средств МССГО.

 

При переводе МССГО с мирного на военное время осуществляются:

- организация и проведение мероприятий по переводу МССГО с мирного на военное время;

- обеспечение выполнения основных задач МССГО;

- организация и выполнение мероприятий по защите личного состава и материальных средств МССГО от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, возникающих в период ведения военных действий;

- оповещение органов управления, личного состава МССГО об опасностях, возникающих при ведении военных действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, возникающих в период ведения военных действий;

- оценка эпидемической обстановки;

- эвакуация личного состава и материальных средств МССГО в безопасные районы из очагов и зон поражения;

- укрытие личного состава в защитных сооружениях ГО;

- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- первоочередное оказание медицинской помощи личному составу НАСФ, пострадавшему при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- введение режимов радиационной защиты в формированиях и учреждениях МССГО.

 

При выполнении задач МССГО в военное время осуществляется:

- выполнение мероприятий по защите личного состава и материальных средств МССГО от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, возникающих в период ведения военных действий:

- оповещение органов управления, личного состава МССГО об опасностях, возникающих при ведении военных действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, возникающих в период ведения военных действий;

- оценка эпидемической обстановки;

- эвакуация личного состава и материальных средств МССГО в безопасные районы из очагов и зон поражения;

- укрытие личного состава в защитных сооружениях ГО;

- применение средств индивидуальной и медицинской защиты;

- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- первоочередное оказание медицинской помощи личному составу НАСФ, пострадавшему при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- введение режимов радиационной защиты в формированиях и учреждениях МССГО.

 

Материальное обеспечение МССГО

МССГО оснащается материальными средствами, не предназначенными для поставки при объявлении мобилизации в Вооруженные Силы РФ и другие войска или использования в их интересах.

 Обеспечение материальными средствами сил, формирований и учреждений МССГО осуществляется за счет запасов материальных средств, создаваемых ОУЗ и учреждениями здравоохранения в установленном порядке.

Обеспечение материальными средствами мероприятий по проведению лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий в интересах населения субъекта РФ организуется МССГО во взаимодействии с органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъекта РФ, в порядке, установленном федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Для выполнения задач МССГО используются здания, защитные сооружения ГО, материальные средства, находящиеся в оперативном управлении ЛПУ. При их отсутствии или недостаточном количестве используются здания, защитные сооружения ГО, материальные средства других учреждений (организаций) по заблаговременно заключенным договорам.

Закрепление зданий, сооружений и материальных средств других учреждений (организаций) производится на договорной основе при участии заинтересованных органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и организаций.

Непосредственная передача зданий, сооружений и материальных средств осуществляется с введением соответствующей степени готовности ГО.

С целью подготовки МССГО к выполнению возложенных задач проводятся:

- со штабами МССГО - командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки;

- с формированиями - тактико-специальные занятия, тактико-специальные и исследовательские учения;

- с учреждениями - комплексные объектовые и исследовательские учения.

Периодичность и продолжительность учений устанавливаются действующими нормативно-правовыми актами в сфере ГО и защиты от ЧС.

 

Другие статьи по теме
Категория: ГО и ЧС в здравоохранении | Добавил: ЦИПЗО (23.08.2016)
Просмотров: 667